Технология разработки проектов. Жанры и виды проектов. Управление проектами.
Содержание
1. Технология разработки проектов..…………………………………3
2. Жанры и виды проектов…………………...………………………7
3. Управление проектами…………………………………………….11
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….13
Технология разработки проектов.
Текстовое описание проекта строится примерно по одной структуре:
1. проблема, на решение которой направлен проект;
2. цели проекта;
3. описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и требования, предъявляемые к этим работам (услугам);
4. сроки реализации проекта и ожидаемые результаты, порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах которых они должны использоваться;
5. кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение;
6. порядок осуществления руководства и контроля за выполнением данного проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных за реализацию);
7. смета расходов.
Концепция проекта – это его основные положения, представленные в определенной системе. Назначение концепции – определить конечные цели проекта и выявить возможные пути их достижения, т.е. в систематической форме представить, чего мы хотим и как мы это сделаем.
В концепции получают отражение:
1. актуальность проекта;
2. его цели и задачи;
3. содержание предполагаемой деятельности;
4. правовое, экономическое, организационное обоснование проекта;
5. ожидаемые последствия его осуществления.
А. Актуальность проекта: насколько значима социальная проблема, решению которой призван способствовать проект.
Формулируя проблему, необходимо точно представлять:
- чья это проблема (кого она касается, что это за люди или организации);
- каковы масштабы проблемы;
- поддается ли проблема решению;
- что будет, если проблема не найдет разрешения.
Инициаторы проекта должны представить проблему в количественных показателях, ее структурных характеристиках, использовать не только личные наблюдения, но и социальные исследования.
Б. Цель проекта – то, что мы хотим достичь в ходе реализации проекта.
Цель должна быть достижима в рамках данного проекта
Цель должна формулироваться как безусловная, т.е. не следует ставить цель в зависимость от неопределенных обстоятельств, которые могут произойти или не произойти в будущем.
Цель должна предусматривать итоговый результат. такой результат может быть представлен в достаточно обобщенной форме.
В. Задачи проекта – это конкретные пункты, которые предстоит реализовать (вытекают из цели). Конкретность и обозримость результатов реализации – отличительная сторона и главное требование к формулировке задач.
Г. Содержание работы: описываются конкретные действия в ходе реализации проекта. Определяются основные стадии реализации проекта с указанием поэтапности работ, сроков и важнейших результатов.
Д. Обоснование проекта.
Обоснование проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом, организационном отношениях.
Правовая форма проекта может быть различной. Она может отсутствовать, если это минипроект, который строится на личном таланте инициатора и адресован близким людям. Проект может быть принят для реализации существующей сторонней организацией. В этом случае надо определить правовую форму взаимоотношений инициатора проекта с этой организацией: может быть заключен трудовой договор (контракт), автор проекта может быть взят в штат организации, он может получить вознаграждение за проект, но не участвовать в его реализации и т.д. Другой вариант: для реализации проекта создается новая организация. Перед регистрацией организации надо точно представлять, что следует в юридическом отношении из выбора той или иной формы организации. Выбор правовой формы проекта всецело определяется тем, что планируется достичь в результате. от выбора такой формы может зависеть, какими источниками финансирования инициаторы проекта могут воспользоваться. Если проект не становится через избранную правовую форму самостоятельным юридическим лицом, он может оказаться в чрезмерной зависимости от организации, которая представит ему возможность пользоваться своим расчетным счетом.
Финансовое обоснование должно включать базовые расчеты необходимых финансовых средств, фиксировать модель финансирования и его источники. В концепции финансовые расчеты представлены в обобщенном виде, подробная информация по бюджету дается в приложении к концепции. Здесь также указываются условия и порядок привлечения средств. Концепция должна отразить поэтапное распределение финансирования с увязкой по источникам и с учетом условий, под которые выделяются деньги. В таком описании фиксируется модель проекта.
В организационном обосновании проекта характеризуются участники его реализации и их функции; место и время осуществления проекта; имеющиеся в наличии и необходимые материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы. Важно дать подробную характеристику ресурсного обеспечения проекта, особенно кадрового. Относительно руководителей по направлениям деятельности даются довольно подробные характеристики, в которых основное внимание обращается на квалификацию и опыт работы по данному направлению.
В целом обоснование проекта призвано показать. что проект реален для реализации.
Е. Ожидаемые результаты.
Заключительная часть концепции должна ответить на вопрос: что изменится в социальном окружении, в жизни людей в результате осуществления проекта, т.е. важно предусмотреть социальные последствия, к которым приведет реализация проекта. В более крупных проектах нужно организовать исследовательские работы по прогнозированию социальных и экономических последствий нововведения и проводить социальную экспертизу. Это – основа оценки жизнеспособности проекта.
Ж. Жизнеспособность проекта.
Основные инструменты оценки жизнеспособности проекта: социальное прогнозирование, социальная диагностика, экспертные методы. Задача оценки жизнеспособности проекта – предусмотреть успех и не допустить провала проекта, т.е. установить степень риска.
Оценивая жизнеспособность проекта, необходимо выяснить такие вопросы:
Имеется ли система решения интересующей нас проблемы на уровне государства, местного самоуправления, организаций и лиц?
Кто и за что здесь отвечает?
Какие у нас есть возможности для контакта с ними?
Они будут мешать проекту или помогать?
Как привлечь их на свою сторону или нейтрализовать?
Имеются ли конкурирующие проекты?
З. Составление бюджета.
В проектах со смешанным финансированием необходимо рассчитать движение средств по каждому источнику раздельно и в увязке с другими источниками. В малых проектах достаточно составить смету расходов с указанием источника поступления средств.
Жанры и виды проектов
Проекты, реализуемые в различных областях, разными специалистами имеют значительные различия между собой. Поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом предварительно необходимо разобраться с особенностями именно данного типа или вида проекта.
Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные ее варианты.
Типы проектов различаются по сферам деятельности, в которых осуществляется проект:
1. Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т. д.);
2. Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т. д.);
3. Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т. д.);
4. Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);
5. Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, – к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т. д.).
Классы проектов различаются по составу, структуре и предметной области проекта:
1. Монопроекты – отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты);
2. Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления);
3. Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно – и мультипроектов («План Маршалла», создание Общеевропейского рынка, развитие Южной Кореи и т. д.).
В американской практике существует деление проектов по масштабности:
1. Малые проекты – капиталовложения до $10-15 млн.; трудозатраты 40-50 тыс. человеко-часов. Примеры: опытно – промышленные установки, небольшие промышленные предприятия, модернизация действующих производств.
2. Мегапроекты – целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Отличительные черты: капиталовложения – от $ 1 млрд. и более, нетрадиционные формы финансирования (акционерные, смешанные) – обычно консорциум фирм, трудоемкость – 2 млн. человеко-часов – на проектирование, 15- 20 млн. человеко-часов – на строительство, 5 -7 и более лет – срок реализации
Виды проектов различаются по характеру предметной области проекта:
1. Инвестиционный – главная цель – создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций;
2. Инновационный – главная цель – разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций;
3. Научно – исследовательский;
4. Учебно-образовательный;
5. Смешанный.
По длительности:
1. Краткосрочный – до 3-х лет;
2. Среднесрочный – от 3-х до 5-ти лет;
3. Долгосрочный – свыше 5-ти лет
Управление проектами
Впервые такой подход, как «управление проектами», был практически применен в 50-х годах в военной и аэрокосмической отрасли США. Появление такой альтернативы традиционным методам управления было вызвано ростом масштабов и сложности работ, вовлечением в них большого числа участников, повышением требований к срокам выполнения работ и эффективности использования различного рода ресурсов, качеству и результатам. В рамках традиционной системы управления успешно справиться с такого рода задачами было не под силу даже самым талантливым менеджерам. Таким образом и были введены в практику новые формализованные методы управления, которые и получили в совокупности название «управление проектами».
Американский Институт управления проектами (PMI, США) уже в наше время так определяет «управление проектами»:
«Управление проектом (УП) или Project Management (PM) – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжение жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта».
Сущность методологии УП – это сосредоточение прав и ответственности за достижение целей проекта у одного человека или небольшой группы. Этот человек – менеджер проекта – обеспечивает реализацию проекта, реализуя ключевые функции по управлению проектом. Причем он не обязательно сам выполняет эти функции.
К основным функциям УП специалисты из PMI относят:
1. Базовые функции:
· Предметная область
· Качество
· Время
· Стоимость
2. Интегрированные функции:
· Надежность и риск
· Трудовые (людские) ресурсы
· Контракты (материально-техническое – закупки, поставки)
· Коммуникации и информация.
Такой подход к определению функций УП может быть полезен для руководителя проекта тем, что достаточно удобно структурирует поле его управленческой деятельности и позволяет определить для выполнения каждой из функций наиболее эффективный инструментарий.
Приведем некоторые из наиболее перспективных областей для применения методов управления проектами в России:
1. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.
2. Электроэнергетика.
3. Продовольственная сфера.
4. Телекоммуникации и связь.
5. Информационные технологии.
6. Жилищное строительство.
7. Химическая промышленность.
У руководителя любой организации есть основания для применения профессиональных методов управления проектами во всех случаях, когда он имеет дело со сложными и нетривиальными задачами, которые должны быть решены в строго определенные сроки, в рамках установленного бюджета и с требуемым уровнем качества.
Литература
1. https://soc-work.ru/article/375/
2. https://www.pandia.ru/365901/
3. https://www.pandia.ru/365911/