Двигательные умения и навыки




Тема 3. Понятие о физических качествах

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они не тождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В. И. Лях, 1996).

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (В. И.Лях, 1996):

—анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

—физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

—биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

—телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

—хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

 

Двигательные умения и навыки

Во всем многообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Знание закономерностей этого процесса обеспечит рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию, поможет правильно оценить неравномерность овладения двигательным действием и возможности варьирования условиями обучения, позволит более грамотно строить системы уроков и подводящих упражнений, используя эффект переноса навыков.

Развитие двигательного действия в процессе обучения

В процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями тех или иных частей тела. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Схематически этот процесс может быть изображен следующим образом:

На базе специальных знаний и в результате систематических упражнений учащиеся, приобретая ограниченные возможности для выполнения двигательного действия (двигательное умение), имеют неограниченные перспективы совершенствования (двигательное умение высшего порядка). Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач.

Двигательное умение

Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт.

Двигательное умение – это способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие.

Характерные признаки:

1. Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно. В результате сознание ученика загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно, при значительной степени утомления.

2. Способ решения двигательной задачи нестабильный: происходит поиск способов наилучшего ее решения.

3. Двигательное умение, как первый уровень владения двигательным действием, не может миновать ни один обучающийся. Правда, длительность этого переходного уровня к навыку различная и зависит от способности ученика, совершенства методики обучения, сложности двигательного действия и пр.

Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединения их в целостное двигательное действие, а это несет в себе большие образовательные возможности. Двигательное умение является тем уровнем владения двигательным действием, который характерен для всех подводящих упражнений. Если они будут стабилизированы, то могут возникнуть осложнения при формировании двигательного навыка изучаемого двигательного действия (известно, что изолированно изученная часть, входя в состав целостного двигательного действия, претерпевает некоторые изменения).

Двигательный навык

Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык.

Двигательный навык – это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него.

Характерные признаки:

1. Выполнение отдельных движений, входящих в двигательное действие, без сосредоточения нанихвнимания ученика. Достигается это за счет наступившей автоматизации процесса выполнения движений.

2. Автоматизированное выполнение движений является приобретенным в результате обучения или жизненной практики.

3. Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. При формировании двигательных навыков автоматизируются не содержание, не смысл действий, а процесс исполнения некоторых движений, некоторых элементов их структуры (например, координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов). Поэтому нельзя противопоставлять сознательное автоматизированному. Сознательное и автоматизированное в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве.

4. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи.

По необходимости обучаемый берет под контроль выполнение каждого движения, вводя необходимые коррективы в исполнение или переключаясь на выполнение другого действия (например, при потере равновесия в стойке на голове и руках ученик группируется и делает перекат вперед).

5. Двигательный навык обладает высокой устойчивостью. Это означает, что двигательное действие может выполняться с меньшей возможностью нарушений в других условиях (в ином спортивном зале, на других снарядах и пр.), при действии на учеников непривычных раздражителей (зрителей, сильного шума, повышенной температуры и пр.).

6. Для двигательного навыка свойственна определенная системность в движениях. Это выражается объединением отдельных движений в целостное двигательное действие с устранением лишних движений, задержек. Повышается точность движений, совершенствуется их ритм, укорачивается время действия в целом. Достигается это за счет того, что проприорецептивные сигналы об окончании каждой предыдущей части действия становятся автоматическим пусковым импульсом для каждой последующей части.

7. Формирование двигательного навыка сопровождается перераспределением функций анализаторов. Повышается роль двигательного анализатора, так как мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле за движениями и в этом смысле отчасти замещает функции зрительного анализатора. Зрительный анализатор переключается на контроль обстановки и результативности деятельности.

Совершенное владение навыком приводит к возникновению своеобразного комплексного ощущения, которое является результатом тончайших дифференцировок и синтеза показаний всех анализаторов. Спортсмен-пловец это ощущение называет чувством воды, футболист – чувством мяча и т.п.

Основным содержанием образовательных задач физического воспитания является формирование системы двигательных навыков. Программы физического образования студентов предусматривают обучение тем системам двигательных действий, которые создают в комплексе с другими факторами готовность к жизни, к трудовой, военной и спортивной деятельности. Причем расширение объема сформированных двигательных навыков повышает успешность во всех видах физической деятельности. Поле сознания человека не безгранично, поэтому доведение до автоматизма выполнения ряда движений делает работу менее утомительной, не сковывает сознание потребностью контролировать каждый элемент движения, наоборот, высвобождает сознание для творческой деятельности.

 

Контрольное тестирование:

1. Уровень овладения двигательными действиями, которые отличаются повышенной концентрацией внимания на составляющие части или элементы действия и нестабильными способами решения двигательных задач, называется:

1 – двигательным мастерством;

2 – двигательным навыком;

3 – двигательным умением;

4 – техническим мастерством;

5 – двигательным талантом.

 

2. Из перечисленных признаков укажите те, которые характерны для двигательного навыка:

1 неэкономичность движений;

2 – автоматизированное управление движениями;

3 – высокая степень утомляемости;

4 – слитность движений, т.е. объединение его частей в единое целое;

5 – отсутствие излишнего напряжения мышц, нецелесообразных действий, лёгкость и точность их выполнении;

6 – высокая устойчивость движения, его противодействие сбивающим факторам;

7 – относительная расчленённость двигательного действия;

8 – прочность навыка, т.е. он не исчезает даже при длительных перерывах.

 

3. Процесс обучения любому двигательному действию состоит из:

а) – двух этапов;

б) – трёх этапов;

в) – четырёх этапов;

г) – пяти этапов.

 

4. Физические способности (качества) – это:

а) индивидуальные особенности двигательной сферы человека, обеспечивающие его жизнедеятельность;

б) комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения;

в) способность человека осваивать разнообразные двигательные навыки;

г) способность человека выполнять разнообразные физические упражнения легко и уверенно;

д) способность человека проявлять мышечные усилия при выполнении определённых видах двигательной деятельности.

 

5. Уровень развития физических способностей определяется;

а) - разрядными нормативами;

б) - индивидуальным спортивным результатом;

в) - частотой сердечных сокращений;

г) - контрольными испытаниями (тестами);

д) - индивидуальной реакцией организма на внешнее воздействие.

 

6. Сенситивные периоды развития физических способностей – это:

1 – особые периоды физического развития человека;

2 – наиболее благоприятные (чувствительные) возрастные периоды их развития;

3 – периоды интенсивного индивидуального развития организма;

4 – этапность развития физических способностей;

5 – периоды бурного роста спортивных результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: