Дидактический анализ урока с позиций требований ФГОС




Аспектный анализ урока

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Наблюдение урока Примечания (анализ)
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Тема урока 1. Педагог разделяет тему урока и цель занятия. 2. Тема сформулирована в совместной (или самостоятельной) деятельности.      
2. Цель урока Целеполагание 1.Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер).      
3. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1.Соответствие дидактической задачи урока и отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи      
4. Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника      
5. Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели      
6. Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий      
7. Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока      
8. Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам      
9. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь      
10. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные      
11. Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся      
12. Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче      
13. Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики      
14. Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы      

Выводы и рекомендации:

 

 

Дидактический анализ урока с позиций требований ФГОС

 

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Наблюдение урока Анализ урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Целеполагание 3. Педагог разделяет тему урока и цель занятия. 4. Цели формулируются в понятной для обучающегося (воспитанника) форме. 5. Поставленные перед обучающимися (воспитанниками) цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности. 6. Поставленные перед обучающимися (воспитанниками) цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности. 7. Цели, поставленные перед обучающимися (воспитанниками), содержат критерии, позволяют им самостоятельно оценить качество полученных результатов. 8. Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели занятия. 9. На начальном этапе занятия педагог ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организацию рабочего пространства, привлечение внимания обучающихся (воспитанников) к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме занятия и т.д.). 10. Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом. 11. Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей обучающихся (воспитанников), воспитанию социально значимых качеств личности 12. Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы. 13. Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД. 14. Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.      
2. Содержание 1. Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам выбранного УМК. 2. Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК. 3. Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.      
3.Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности) 1. Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов. 2. Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени. 3. Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. 4. Организация учебной деятельности оптимальная. 5. Педагог дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.        
4.Методы организации УД 1. Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются.Преобладание репродуктивных методов не обоснованно. 2. Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична. 3. Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК. 4.Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса обучающихся к преподаваемому предмету и теме занятия. 5.Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы обучающиеся (воспитанники) почувствовали свой успех.      
5.Формы организации УД. 1. Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности. 2. Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную) 3. Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.      
6.Организация контрольно-оценочной деятельности 1. Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер. 2. Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки. 3. Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.      
7.Результаты проведенного урока 1. Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо. 2. Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже. 3. Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД. 4. Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект. 5. Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации обучающихся      

 

Выводы и рекомендации:


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: