История Древней Руси началась в 862 году, когда братья Рюрики пришли владеть Русью, основав централизованное государство. После смерти Рюрика Варяжского правителем становится его родственник, князь Олег («Вещий»). Он захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян – Новгород и Киев. Возникло Древнерусское государство – Киевская Русь.
В 978 году к власти в Киеве пришел князь Владимир Святославович, «Святой» (правнук Рюрика). В 988 году он принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси (провел крещение Руси).
Уже в 989 году князем Владимиром была построена первая церковь - церковь святого Василия. Она была деревянная и до наших дней не сохранилась.
Впоследствии церкви строились на Руси в больших количествах (в городах их было по несколько десятков). Строились церкви обычно на возвышенностях (часто – на берегу реки), чтобы их хорошо было видно и слышно с разных концов селения.
Обязательный атрибут каждой церкви – колокол.
Колокол - ударный и сигнальный музыкальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, создающего звук при ударе о купол.
Все колокола помещаются в особом здании - колокольне, более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленном пространстве.
Человек, звонивший в колокола, назывался звонарем. Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.
Искусство колокольного звона - уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр.
Колокольный звон нужен был:
1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники.
Всего существует три вида звона:
· благовест (равномерные удары в большой колокол);
· перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот);
· и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).
Колокольный звон был неотъемлемой частью жизни русского человека. И в будущем практически каждый русский композитор использовал звучание колоколов в своих произведениях.
Именно с момента крещения Руси зародилась русская профессиональная музыка. Произошло это в стенах Церкви. Это была духовная музыка, то есть музыка на религиозные тексты (молитв) и предназначенная для исполнения во время церковной службы.
Музыкальный канон (то есть, набор правил, законов) древнерусской духовной музыки был заимствован древнерусскими священниками прямиком из Византии.
Ранняя профессиональная музыка в Древней Руси была:
1) одноголосной;
2) вокальной (инструментальное сопровождение не допускалось);
3) исполнялась певчими только мужского пола.
Для записи церковных песнопений использовались не ноты (их тогда еще не изобрели), а особые знаки. В Европе их называли «невмы». А на Руси, по-старославянски, «знамя», «знáмена», «крюки». Поэтому церковные песнопения получили название «знаменное пение», «знаменный распев».
Знаменный распев – это старинный вид русского церковного пения, одноголосное хоровое исполнение молитв. Записывался с помощью особых значков – «знамен» или «крюков». Его мелодика отличалась плавностью, поступенностью, без скачков. Плавной, равномерной была и ритмика.
За пределами церквей звучала совсем другая музыка: музыка в народе (т.е. народная). Она была очень разнообразна. Это и трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни, инструментальная музыка.
А еще были бродячие музыканты. На Руси их называли – скоморохами (другие названия - «гусельники», «игрецы», «плясцы», «весёлые люди»).
Скоморохи были уличными музыкантами, пели сатирические песни и танцевали шуточные танцы; играли на музыкальных инструментах (гуслях, дудочках, сопелках, домрах, бубнах); показывали театрализованные кукольные представления или сами рядились в маски (ряженые); показывали медвежью потеху, фокусы.
Скоморохи были первыми профессиональными музыкантами на Руси. В Западной Европе аналогом наших скоморохов были шпильманы, жонглеры, мимы, менестрели и т.д. (в разных странах их называли по-разному).
Скоморохи всегда и во все века представляли собой оппозицию официальной власти – светской или церковной, и на протяжении всей истории их существования власть боролась со странствующими комедиантами, порой – чрезвычайно жестоко.
Отношение христианской церкви к скоморохам особенно наглядно выражено в запрете хоронить их в освященной земле наряду с самоубийцами, что считалось в христианстве самым тяжким грехом.
Расцвет скоморошества на Руси пришёлся на 15-17 века. В 18 веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви. Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев. В 17 -18 веках скоморохов ловили, били батогами, ломали все их инструменты.
Постепенно скоморохи и их искусство исчезли, но традиции остались живы и впоследствии использовались композиторами (например, в 20 веке композитор Игорь Стравинский создал балет «Петрушка»).
ВОПРОСНИК:
1) Что представляла из себя Древняя Русь? Какое важное событие произошло в конце 10 века?
2) Какой период времени охватывает древнерусское искусство?
3) В каких двух областях развивалась древнерусская музыка?
4) Когда и где зародилась профессиональная музыка в России?
5) Что такое «знаменный распев»? Каковы его особенности?
6) Что использовалось для записи «знаменного распева»?
7) Что такое колокол? Где и для чего он применялся на Руси?
8) Кто такие скоморохи? Чем они занимались?
9) Что такое полифония? Каковы особенности раннего русского многоголосия?