Звук и буква В, П
Символ звука: воет сильный ветер: ввввв... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), твердый, звонкий.
Задание 1. Знакомство с буквой В.
На букве В объеду весь свет,
Ведь буква В — велосипед.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква В?
Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [В']»:
вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.
Задание 3. Повторить за взрослым слоговой ряд:
вя-ве-вю-ви; вдя-вде-вдю-вди; авдя-авде-авдю-авди.
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв... (изменение силы голоса).
Символ звука: самовар кипит: ППППП... (см. цветную вклейку). Характеристика звука:
звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:
п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; ап, оп, ум...; Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка, Ваня...
Звуковой анализ слогов: АП; ПА; ВЮ; ЮВ И Т.Д. Составление схем. (2 клеточки, согласный твердый звук — синим цветом закрашивается клеточка, согласный мягкий звук — зеленым, гласный звук — красным.)
Математика
1) Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например локоть, плечо колено, лопатка и т. д.
На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:
—Подними правую руку, левую руку;
—Покажи, где у меня правая, левая рука;
—Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;
а) Наглядный вариант
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности. (Выполнять это задание тогда, когда ребенок освоит ориентировку на собственном теле и в пространстве).
б) Речевой вариант
Простая ориентировка. Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему если нет — прекращают.
2) Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперед — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под).
слева — справа, левый — правый, лево — право. Можно предложить выполнить такие задания: посади мишку справа от куклы, положи кубик слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева, где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа.
Сидя за столом определить его правый и левый края.
Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел до 5.
Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении9 (Уменьшается.)
Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?
Назвать соседа числа 4 справа.
Напишите на карточках цифры 1,2,3,4. Выложите их по порядку. Посчитайте в прямом и обратном порядке, а также порядковым счетом.
Поиграйте в игры: 1) Какие цифры поменялись местами. 2) Какой цифры не стало.
3) Покажи ту цифру, сколь карандашей показываю я. И наоборот, я показываю цифру, а ты выложи карандаши. 4)Разложите в две стопки карандаши. Где больше? Где меньше?
Сделайте поровну.
Решение логических задач
Летели утки: одна впереди, одна позади и две посередине. Сколько всего уток летело?
Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Задание 1. Родителям рекомендуется:
- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи и фрукты: картофель, огурец, морковь…
- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи», «фрукты»;
- обратить внимание на следующие признаки: цвет, форму, вкус;
- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи (фрукты), что из них
готовят (суп, салат, винегрет...);
- совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
Задание 2. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): лимон - лимончик, помидор — помидорчик...
Задание 3. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): огурец — огурцы, яблоко – яблоки, помидор — помидоры...
Задание 4. Составить описательный рассказ про овощи – фрукты (по выбору), по следующему плану:
- Что это? Где растет?
- Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
- Какой на вкус? Что из него готовят?
Задание 5. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).
- Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) —...
- Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) —...
Задание 6. Нарисовать 4 фрукта и 4 овоща.Соединить линией с соответствующей геометрической фигурой.
(овощи - морковь, огурец, репа; геом. фигуры – круг, треугольник, овал)
Задание 7. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных):
- сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное;
- сок из груши —..., варенье из груши —...;
- сок из апельсина —..., варенье из апельсина —....
Задание 8. Дидактическая игра «Что где растет»:
Задание 9. Отгадать описательную загадку и составить аналогичную загадку про любой фрукт.
- Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный.
(Яблоко)
1. называет фрукт или овощ, а ребёнок должен подобрать 4-5 прилагательных
Огурец какой? – овальный, зеленый, маленький, шершавый, вкусный, хрустящий
Яблоко какое? – круглое, красное, кислое, сочное…
И так про другие фрукты и овощи.
2. «Что приготовим»:
Из картошки - картофельное пюре
Из тыквы – каша...
Из огурцов - салат...
Из гороха - суп... и т.д.
3. Загадайте ребёнку загадки
Пригрев на солнышке бока,
Висит на дереве пока,
Душистым соком налилось,
И видно семечки насквозь.
(Яблоко)
Ты на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь — брызнет сок.
(Груша)
Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь — и в чай.
Как зовется? Отвечай!
(Лимон)
Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее... (морковка).
Это овощ, а не куст.
В слове этом сочный хруст.
Если очень любишь щи,
Этот овощ в них ищи.
(Капуста)
Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется... (огурец).
Этот овощ кисло-сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер,
И зовется... (помидор).
Какой сок
Дорисуй вторую половину каждого овоща.