Конспект урока по литературе.
Тема урока: Басня И.А.Крылова «Ларчик».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: углубить знания о жизни и творчестве И.А. Крылова; познакомить с басней «Ларчик»; развить навык выразительного чтения басен.
Задачи:
Образовательные: дать понятие басни, научить определять мораль басни, усвоить определение аллегории.
Воспитательные: Способствовать формированию нравственных начал в человеке; прививать любовь к литературе.
Развивающие: Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство. Развивать речь учащихся. Учить выражать правильно и точно свои мысли. Способствовать эмоциональному восприятию басен.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;воспитание интереса к классической литературе.
Предметные: проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова; умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся;формирование коммуникативной компетентности.
Оборудование: учебник, портрет И.Крылова, компьютер, иллюстрация к басне, конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений.
Методы: словесный (беседа), практический (работа с текстом учебника), наглядный (демонстрация, иллюстрация).
УМК под ред. В.Я.Коровиной, 6 кл.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Обобщение ранее изученного материала. Подготовка к восприятию нового.
- Сегодня на уроке мы вспомним один из жанров литературы, с которым вы начли знакомство в прошлом году.
Как называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на карточке с обратной стороны).
-Какое слово получилось? (Басня)
-Как называется жанр литературы над которым сегодня будем работать? (Слайд 1)
-Давайте вспомним, что такое басня? (Басня – краткий рассказ нравоучительного характера) (Слайд 2)
-Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт).
-Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец).
- Сегодня мы с вами познакомимся с баснями замечательного русского баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.
- Ребята, мы еще в прошлом году познакомились с творчеством этого замечательного писателя. Надеюсь, сегодня мы с ним встретимся как со старым знакомым, а старых знакомых надо знать в лицо.
На экране портрет И.А. Крылова. (Слайд 3)
- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.
Ученики перечисляют известные басни И.А.Крылова («Лисы и Корни»)
- Кто главные герои его басен? ( Животные )
- Кто подразумевается под героями басен? (Люди)
- Сделаем вывод: (Слайд 4)
Басня – это короткий рассказ нравоучительного характера, в котором действуют животные, а подразумеваются люди.
– Через животных, через растения автор передаёт человеческие поступки, говорит о человеческих пороках: лени, лжи, жадности.
- Вспомните, как называется такой литературный прием? (Иносказание или аллегория) (Слайд 5)
-Из скольких частей состоит басня? (Из двух)
-Назовите их. (Основная часть и мораль) (Слайд 6)
-А что такое мораль? (Это нравоучительная часть басни) (Слайд 7)
- Восстановите деформированный текст (Слайд 8)
Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _______________.
В баснях высмеиваются __________________ людей: _____________
___________________________________________.
Басня содержит две части: ___________________ часть и _______.
III. Физминутка.
IV. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Ларчик».
- Откройте тетради. Запишите в тетрадь тему урока. (Слайд 9)
1) Прослушивание ф/хрестоматии
- Послушайте чтение басни актерами.
- Понравилось вам актерское прочтение басни?
- У вас на столе лежит текст со специальными пометками. Слова, на которые нужно сделать ударение выделены, паузы обозначаются знаком /, интонация повышается
- Причитайте текст басни самостоятельно.
3) Словарная работа.
- Какие слова вам непонятны?
Объяснение слов:
Ларчик – искусно сделанный украшенный ящичек для хранения драгоценностей
Механики мудрец – умный человек, который разбирается в механике
Исподтишка (смеяться) – скрыто (смеяться)
4) Анализ басни
- О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)
- Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)
«Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;»
«Механик пуще, рвется.
Потел, потел; но наконец устал..»
- Найдите главную часть басни – мораль.
-Кто прочитает мораль этой басни? (А ларчик просто открывался)
- Кого высмеивает И.А.Крылов? (хвастливых людей)
- Басни Крылова написаны замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.
- Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения). (Слайд 10)
- Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех крылатым выражением. Так говорят о понятном, не требующем долгих раздумий деле. (Слайд 11)
V. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни