Лекция 3. Искусство комплимента.




Сегодня мы продолжим разговор о речевом этикете и поговорим о такой яркой этикетной ситуации, ориентированной на подбадривание собеседника и создания у него хорошего настроения, как комплимент, одобрение, похвала. Комплименты помогают делать общение людей приятным, доброжела­тельным, проникнутым уважением к каждой личности. Нам нравится слушать комплименты, так как комплимент удовлетворяет одну из важнейших психологических потребностей человека – потребность в положительных эмоциях, получаемых от одобрения и признания наших достоинств. Марк Твен говорил: «Я могу два месяца питаться одним хорошим комплиментом». Поэтому собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником и имеет больше шансов для продолжения общения.

Сделать комплимент – значит подметить в собеседнике нечто положительное, подчеркнуть это, похвалить, а иногда и несколько преувеличить оценку. Поэтому комплимент (фр. сompliment) – это слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.

Выслушивая комплимент, человек ощущает на себе психологический феномен внушения и старается «дорасти» до качеств, названных в комплименте, занимаясь самосовершенствованием.

Собеседник, умеющий делать комплименты, вызывает больше доверия, так как комплимент – это свидетельство его хорошего расположения, симпатии, а следовательно, он подаёт надежду на эффективное сотрудничество и имеет больше шансов удачно разрешить деловую проблему.

Однако не стоит подменять комплимент лестью. Конечно, существуют люди, которым и лесть по душе, но большинство людей лесть отталкивает, поэтому в деловом общении предпочтительнее комплименты, которые отличаются от лести тем, что:

1) Лесть, как правило, прямолинейна, однозначна, проста и понятна, комплимент же предполагает множественность интерпретации.

2) Лесть подразумевает большое преувеличение достоинств личности, а иногда и приписывание несуществующих качеств, комплимент же лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств.

3) Комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства; лесть же у большинства людей вызывает отторжение.

Похвала – это положительная оценка, а оценку может производить вышестоящее лицо нижестоящему, а не наоборот, то есть происходит так называемая «пристройка сверху», при комплименте же происходит «пристройка снизу», говорящий комплиментом возвышает вас над собой.

Почему мы делаем комплименты?

Во-первых, хваля наших собеседников, мы помогаем им чувствовать себя значимыми в глазах других, создаем доброжелательную атмосферу как делового, так и личного контакта.

Во-вторых, говоря комплименты, мы делаем приятное другим и помогаем себе отвлечься от собственных проблем и поднять настроение самим себе. Марк Твен однажды сказал: "Самый лучший способ подбодрить себя – это подбодрить кого-нибудь другого".

В-третьих, чем больше вы делаете людям комплиментов, тем больше приятных слов возвращается к вам. В русском языке есть выражение: "Как аукнется, так и откликнется".

Противопоказаний комплиментам практически нет. В общении с людьми необходимо как можно чаще делать им комплименты.

Традиция говорить комплименты присуща многим народам, но она имеет свою национальную специфику. В Финляндии, например, непринято делать публичные комплименты, так как в таком случае они не считаются.
А в Норвегии нельзя делать много комплиментов в лицо, хвалить (кроме своих близких) – считается лестью. В России было не принято хвалить детей, так как боялись сглаза.

Изучающим особенности комплимента в русском языке нужно знать, что русская культура относится к высококонтекстным культурам, в которых при передаче информации коммуниканты склонны больше внимания обращать на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости форме сообщения, тому, как, а не тому, что сказано. В связи с этим, в коммуникативном процессе русские проявляют себя более эмоционально и стремятся доминировать в разговоре.

Данные особенности русской культуры предъявляют особые требования к созданию комплиментов:

1) Сосредоточьте внимание не на внешних достоинствах собеседника, а на его внутренних, душевных качествах, например: «С тобой интересно общаться – ты очень разносторонний человек».

2) Выделите не очевидные, а скрытые достоинства собеседника.

3) Будьте искренними, высказывая комплимент.

4) Комплимент должен быть максимально конкретным: конкретные и персонифицированные комплименты кажутся более искренними и откровенными; с этой целью следует использовать слова «потому что…» с последующим описанием очевидных наблюдений, например: «У вас прекрасное чувство юмора, Валера, так как ваши шутки всегда поднимают людям настроение». Если вы знаете текущие цели человека, его успехи и ценности, используйте это. Например, ваш знакомый ходит в тренажёрный зал – скажите ему, что его плечи стали выглядеть шире. Садоводу будет приятно услышать о невероятном урожае, выращенном им.

5) Делая комплимент, следует учитывать половые и возрастные особенности собеседника, его приоритеты. Для мужчины особо значимы его умственные способности, финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решительность.
Для женщины важен её внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (собственное или мужа), карьера (для бизнес-леди), внутреннее обаяние и еще очень многое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина. Возрастные особенности связаны с различием приоритетов в разные периоды жизни человека. Например, для подростка особо значимо: желание выделиться, модная одежда, увлечения, мнение о себе со стороны сверстников, физическая привлекательность. В пожилом возрасте ценностные ориентации во многом объективно меняются. Для бабушки (или дедушки) бывают очень значимы: успешность их детей, признание окружающими накопленного опыта и др.

6) Стройте комплимент на фактической основе, используйте факты, известные обоим партнёрам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести. Хуже всего, если комплимент противоречит фактам, например: женщина не спала ночь, у неё отёки под глазами, а ей скажут, что она прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.

7) Проявите эмпатию, чтобы понять, что собеседнику будет приятно услышать. Общение с человеком даёт дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает приоритеты данного человека. Однако есть вещи, которые приятны каждому: все хотят добиваться успеха, пользоваться уважением, иметь хорошую семью, умных и здоровых детей и т. д.

8) Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли.

9) Не следует включать в комплимент поучений: комплимент должен констатировать наличие характеристики, а не содержать рекомендации по её улучшению, например: «Ты подготовил хороший доклад, но над дикцией ещё надо поработать».

10) В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов: двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента. Пример двусмысленного комплимента: «В жизни вы лучше, чем на фотографии (неясно, или он красив на фотографии, а в реальности ещё лучше, или в жизни он не такой страшный)».

11) Следует лишь немного преувеличивать отражаемое в комплименте положительное качество: большое преувеличение переводит комплимент в издевательство.

12) Комплимент должен отражать исключительно положительные качества человека, не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться.

13) Помните, что важным фактором в ре­зультативности этого приема является собственное мнение человека об уровне развития отраженных в комплименте качеств. Если уровень самооценки ниже, то комплимент может быть воспринят отрицательно.

14) Следует использовать такой эффективный приём, как комплимент на фоне антикомплимента самому себе, когда возвышая другого, мы обращаем внимание на свой неуспех (усиленное воздействие этого комплимента связано с тем, что он удовлетворяет сразу две потребности собеседника: потребность в усовершенствовании какой-то своей черты характера и потребности в удовлетворении своей установки на критику партнёра по деловому разговору). Например: «Как тебе удается так хорошо всё организовать, у меня так не получается!».

15) Наибольшим успехом пользуются комплименты, которые будят воображение того, кому они адресованы, и дают возможность продолжить их, например: «Глядя на вас, я понимаю, почему вас так уважают в коллективе». Человек сам домыслит, за что его уважают.

Желаемый эффект может быть достигнут не только при использовании прямых (явных), но и косвенных (скрытых) комплиментов.

Самый простой вид комплимента – прямой комплимент. В прямых комплиментах идет прямое упоминание достоинств человека. Под косвенным комплиментом понимается комплимент, который не прямо, а косвенно называет достоинства собеседника и, неявно влияя на собеседника, создаёт особую атмосферу доверия во взаимоотношениях.

К скрытым комплиментам можно отнести:

1) проявление искреннего интереса к собеседнику, к его биографии, работе, семье, его интересам и т.д.

2) частое упоминание имени собеседника, что само по себе уже является своеобразным комплиментом, так как демонстрирует по отношению к собеседнику нечто большее, чем просто уважительное отношение. Известно, что человеку приятно слышать свое имя. Как отмечает Д. Карнеги, оно является самым приятным, самым любимым словом на свете.

Выделяется также открытый комплимент и комплимент с прикрытием. Открытый комплимент не скрывает свою природу и задачу, комплимент с прикрытием себя маскирует и прячет. Например:

1) прямой открытый комплимент – «Вы прекрасно выглядите!»;

2) прямой с прикрытием – «Какая у тебя фигура хорошая! Скажи, она у тебя от природы или ты спортом занимаешься?»;

3) открытый, косвенный – «Не переживай, у нас всё получится. Мне с тобой очень комфортно работать»;

4) косвенный с прикрытием – «У тебя шикарная шуба. Давно ли ты приобрела такую красавицу?».

Овладение искусством комплимента требует тренировки. Чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать в повседневно-бытовых взаимоотношениях. Готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей.

В какой манере произносить комплимент? Произносите комплимент уверенным тоном, доброжелательно, с улыбкой, избегайте излишней восторженности и наигранности, мимика и жесты должны соответствовать словам, в комплименте не может быть даже намёка на иронию. Ценятся только те комплименты, которые сказаны вовремя и к месту.

Как ответить на комплимент?

Во-первых, поскольку, как правило, нам делают комплимент, чтобы порадовать нас и доставить удовольствие, услышав похвалу в свой адрес, порадуйтесь. Если вам кажется, что она не совсем искренна, убеждайте себя в обратном, ведь наши мысли о себе субъективны, а со стороны может быть виднее.

Во-вторых, улыбнитесь и посмотрите собеседнику в глаза. Пусть он видит, как вы довольны его словами.

В-третьих, улыбнувшись, тепло и искренне скажите: «Спасибо!».
Если вы считаете, что этого недостаточно, можно выразить вашу благодарность, рассказав о том, что вы чувствуете, например: «Мне так важно ваше мнение о моём докладе!».

Не рекомендуется в ответ на комплимент:

1) Возражать и принижать свои достоинства, например: «Да ничего особенного!», «Это случайно получилось!».

2) Оправдываться и рассказывать ненужные подробности, например: «Да это очень старая кофточка, я её когда-то на распродаже купила». Если восхитились вашим внешним видом, неуместно в ответ говорить о своём плохом самочувствии.

3) Игнорировать комплимент. Сделать вид, что вы ничего не слышали, можно только в том случае, если человек вам неприятен и вы не хотите поддерживать с ним никаких отношений и вступать в ненужные разговоры.

4) Не стоит, услышав комплимент, пренебрежительно кивать головой и принимать безразличный вид. В противном случае желающих сказать вам комплимент может заметно поубавиться.

Итак, сегодня мы с вами поговорили о традициях делать комплименты в русском языке. Выяснили, почему мы говорим комплименты, определили правила создания комплиментов и виды комплиментов. А закончить сегодняшнюю лекцию я хочу словами из известной песни Булата Окуджавы из кинофильма «Ключ без права передачи»:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

Тест

5/5 points (graded)

1. Какая этикетная формула не может быть использована при ответе на комплимент?

спасибо за комплимент;

спасибо, но вы мне льстите; верно

благодарю;

спасибо, мне очень приятно.

2. Комплимент отличается от лести тем, что:

комплимент у большинства людей вызывает отторжение, а лесть способна вызывать приятные чувства;

комплимент прямолинеен, прост и понятен, а лесть предполагает множественность интерпретации;

лесть подразумевает большое преувеличение достоинств личности, а иногда и приписывание несуществующих качеств, комплимент же лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств. верно

лесть – это «пристройка снизу», комплимент – это «пристройка сверху».

3. Какое правило не предъявляется к созданию комплиментов?

не следует включать в комплимент поучений;

комплимент не должен быть кратким; верно

стройте комплимент на фактической основе, используйте факты, известные обоим партнёрам;

в комплименте не должно быть двусмысленных оборотов.

4. Не рекомендуется в ответ на комплимент:

возражать и принижать свои достоинства; верно

благодарить за комплимент;

делать ответный комплимент;

радоваться оказанному вам вниманию.

5. Какой комплимент является неудачным?

Ты сегодня так хорошо выглядишь. верно

Тебе очень идёт это платье.

У тебя замечательные дети.

Вы такой замечательный человек!

Отправить

Вы использовали 1 из 3 попытокВ некоторых задачах доступны следующие действия: сохранение, сброс, показ подсказки или ответа. Соответствующие кнопки расположены рядом с кнопкой «Отправить».

СохранитьСохранить Ответ

Верно (5/5 баллов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: