Морфология донецкого региолекта, подобно другим уровням его структуры, во многом формируется за счет взаимодействия двух ярко выраженных факторов: украинского языка и просторечия. Поэтому различий между литературным и региолектным значительное количество, их систематизацию и описание еще только предстоит произвести. Напомним, что региолект не гомогенен. У разных людей в силу различных причин региональные черты в речи проявляются по-разному. Рассмотрим ряд существенных морфологических черт, отличающих донецкий региолект, на примерах различных форм разных знаменательных частей речи (служебные будут рассмотрены в следующем пункте).
I. Имя существительное, характеризующееся в русском языке через категории рода, числа и падежа, в региолекте именно в этих категориях маркирует свою обособленность от литературных форм. Рассмотрим на конкретных примерах.
1. Изменения родовой принадлежности:
- переход существительных мужского рода в форму женского рода без использования словообразовательных аффиксов с полной сменой парадигмы: абрикоса (вм. абрикос), бордюра (вм. бордюр), мандарина (вм. мандарин);
- переход существительных мужского рода в форму женского рода без использования словообразовательных аффиксов со сменой парадигмы в косвенных падежах, например: Какая-то мелкая у вас картофель;
- активное образование от существительных мужского рода диминутивных форм женского рода с суффиксом - к -: спелая помидорка, вкусная апельсинка;
- переход существительных женского рода в форму среднего без использования словообразовательных аффиксов с полной сменой парадигмы: жарище (вм. жарища). Чего сидишь на жарище?
2. Изменение типа склонения без изменения родовой принадлежности:
- переход существительных женского рода из третьего склонения во второе: антресоля (вм. антресоль), каруселя (вм. карусель), церква (вм. церковь), морква (вм. морковь);
- унификация парадигмы склонения у разносклоняемых существительных на – мя (утрата наращения - ен): нет время (вм. времени);
- переход существительного курица в косвенных формах множественного числа в мягкую разновидность склонения: курей, курям (вм. кур, курам);
- широкое использование окончания - а/-я у некоторых существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа, например: выбора́ (вм. выборы), веса́ (вм. весы), договора́ (вм. договоры);
3. Переход существительных pluralia tantum в формы singularia tantum, например: качеля (вм. качели), каруселя (вм. карусели).
4. Вариативность при образовании форм родительного падежа множественного числа:
- замена нулевого окончания окончанием – ей, - ев - ов: вафлей (вм. вафель); блюдцев (вм. блюдец); делов (вм. дел);
- замена окончания - ев нулевой флексией: болотец ( вм. болотцев), оконец ( вм. оконцев), например: У нас здесь столько болотец, аж страшно;
- замена окончания –ов, - ей нулевой флексией: носок (вм. носков), помидор (вм. помидоров), апельсин (апельсинов); грабель (вм. граблей), колен (вм. коленей).
- замена окончания творительного падежа множественного числа – ми на флексию - ами, например: детями (вм. детьми), людями (вм. людьми).
II. Имя прилагательное, характеризующееся такими, в частности, категориями, как склонение, степени сравнения, в региолектной речи подвержено чаще всего изменениям именно по этим параметрам.
1. Употребление в форме именительного падежа единственного числа мужского рода флексии - ый вместо флексии - ой и наоборот: обувный (вм. обувной), домовой (комитет) (вм. домо́вый).
2. Переход прилагательного из мягкой разновидности склонения в твёрдую: карый (вм. карий), карого, карому и т.д.
3. Образование некоторых притяжательных прилагательных при помощи суффикса – ын вместо - ин: папын (вм. папин), Нинын (вм. Нинин).
4. Образование формы прилагательного сравнительной степени при помощи суффикса - ж - или [ jь ]: слаже (вм. слаще), глаже, звончее (вм. звонче).
5. Образование аналитических форм сравнительной степени на основе синтетических форм сравнительной степени: более лучше, более красивше.
6. Образование аналитических форм превосходной степени на основе синтетических форм превосходной степени: самый красивейший, самый умнейший, самый добрейший.
III. Местоимение,характеризующееся большим количеством разрядов, по-разному изменяющихся в литературном языке, в региолекте особенно часто искажается как в прямом, так и в косвенных падежах. Большое влияние на его форму в речевом дискурсе оказывает украинский язык и так называемый суржик.
1. Местоимение что (и производные от него) чаще всего употребляется в форме шо, а также: шо-либо, нишо (вм. ничего).
2. Употребление местоимения шо в каузативном значении «почему »: Шо ты куёвдишься? Шо ты не брытый? В таком же значении используется и форма родительного падежа данного местоимения – чего: чего ты бесишься?
3. Использование местоименного наречия где в значении «куда»: Где ты дел книгу? Где делась ручка?
4. Появление у указательных местоимений наращения о -, от - (из вот): отэта, отто, отэтаот.
5. Употребление форм дательного падежа мене от местоимения я, например: Мене все об этом говорили.
6. Употребление формы родительного ней (вм. неё, её) от местоимения она: Мы для ней всё это сделали.
7. Сохранение наращения н - в косвенных формах местоимений он, она, оно, они при отсутствии предлогов, после наречных предлогов, управляющих дательным и творительным падежами, после предложных сочетаний отыменного типа: Он был старше неё (вм. старше её); Со стороны него претензий нет (вм. со стороны его); Не стоит ними портить еду.
8. Использование местоименнного прилагательного ихний, например: Я видела, как ихний сын обносил грушу на соседском огороде.
9. Употребление в речи оборота скучать по нам, по вам вместо нормативного: скучать по нас, по вас. Ошибка объясняется тем, что другие личные местоимения, а также кто, что употребляются в данной позиции в форме дательного падежа: по кому, по чему, по нему, по ней, по ним. Формы по ком, по чём, по нём признаются устаревшими или просторечными, хотя в речи старшего поколения они имеют место.
IV. Имя числительное, характеризующееся развитой системой форм в падежной парадигме, особенно в сфере сложных числительных, наиболее часто в спонтанной речи произносится с нарушением норм. Относится к самой трудной для усвоения в школе частей речи как в плане орфографии, так и морфологии. К наиболее типичным региолектным признакам относятся:
1. Смешение форм собирательных числительных оба (обе) в косвенных падежах во множественном числе: в обоих руках (вм. в обеих руках), в обеих классах (вм. в обоих классах).
2. Использование собирательных числительных в сочетаниях с названиями лиц женского пола, с названиями животных и неодушевленных предметов: трое подруг, двое окон; Собак у них двое – он и она.
3. Искажение внутренней парадигмы в сложных числительных, замена на упрощенную форму родительного падежа: восьмидесятью (вм. восмьюдесятью), пятистами (вм. пятьюстами).
4. Использование форм до сколька, со сколька (вм. до скольки, со скольки) неопределённо-количественного числительного сколько.
5. Допущение речевой контаминации при образовании порядковых числительных, обозначающих год, следующий после двухтысячного: 2001, 2002 и т.д.: Это произошло в двух тысяч (в двухтысячно) пятом году. Скрещение форм количественных и порядковых числительных (у сложных количественных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее слово).
V. Глагол – этоодна изнаиболее распространенных в региолекте знаменательных частей речи наряду с существительным. Его характеризует богатство категорий и форм, разнообразие способов образования, разветвленная парадигма. Этим объясняется многочисленность и разнообразие его региолектных форм. Предлагаемый ниже перечень не является исчерпывающим. К основным признакам региолектных глаголов отнесем следующие (материал взят из книги «Донецкий региолект», с. 58–60 с небольшими сокращениями).
1. Унификация парадигм – устранение морфонологических чередований:
а. в личных формах: замена звука [ж] звуком [г]: бегит, бегим; звука [ч] звуком [к]: пекёшь, пекём и т.д.;
б. в форме повелительного наклонения: замена звука [г] звуком [ж]: бежи (вм. беги), ляжь (вм. ляг).
2. Изменение форм инфинитива:
а. с финалью (суффиксом) - чь на финаль (суффикс) - ти с сохранением конечного согласного основы прошедшего времени, например: берегти (ср. берегу, укр. берегти), пекти (ср. пеку, укр. пекти); влияние украинского языка безусловное.
б. редукция суффикса - ти в - ть: везть, покласть, месть, плесть.
3. Изменение парадигмы спряжения, тематического суффикса и класса глагола:
а. изменение парадигмы, обусловленное изменением тематического суффикса; например, глагол ездить (4 класс, 2 спряжение) получает в формах настоящего времени наращение j (по образцу гнить – гниjут), которое переводит его в 1 класс, 1 спряжение: ездиjете, ездиют (вм. ездите, ездят – 4 класс, 2 спряжение); закатить рукава (4 класс, 2 спряжение) вм. закатать (1 класс, 1 спряжение); растануть (3 класс, 1 спряжение) вм. растаять (1 класс, 1 спряжение) и др.;
б. глагол брить в формах настоящего времени используется с основой бро -, например: броюсь (бреюсь), броешься (бреешься);
в. глаголы несовершенного вида вылезать, залезать, слезать и под. получают корень - лаз - (вылазить, залазить, слазить) под влиянием глагола лазать, который в донецкой речи представлен в форме лазить; такая замена корня происходит с параллельным изменением тематического суффикса а на и и переходом указанных глаголов во 2 спряжение (4 класс);
г. у глаголов 2 спр. в 3 л. мн.ч. появляется окончание 1 спр. ‑ ют (в речи представителей старшего поколения): ходют, видют, пустют и т.п.
4. Унификация основ:
а. традиционно для просторечия происходит унификация основ в паре класть – ложить либо по образцу первой основы (вкласть, покластъ, прикласть), либо по образцу второй (ложить, ложи);
б. глаголы несовершенного вида выгибать, загибать, нагибать и под. получают корень - гин - (выгинать, загинать, нагинать) под влиянием глаголов совершенного вида гнуть, выгнуть, загнуть, нагнуть и т.д., в которых первый звук тематического суффикса был осознан как последний согласный основы.
5. Изменение основы:
а. Глагол вынуть представлен в формах настоящего времени с основой вым: выму, вымешь, выми и т.п., а в форме инфинитива с тематическим суффиксом а: вынять.
б. Глаголы дарить, платить, катить в формах настоящего времени получает корень с гласной - о -: доришь, плотит, котим и под.
в. Корень - ним - часто выступает в виде - ым -: подымать, сымать.
6. У ряда глаголов форма повелительного наклонения образуется при помощи нулевой флексии, например: положь, ложь и т.д.
7. Некоторые глаголы получают избыточный постфикс - ся, например: вступиться (в разговор) вм. вступить, играться вм. играть, убираться вм. убирать, гуляться вм. гулять.
8. Иногда отмечается переход безличных глаголов в личные: я рву (вм. меня рвёт), он вырвал (вм. его вырвало).
9. Модальный глагол мочь часто используется в полнознаменательном значении «уметь»: я могу рисовать (вм. я умею рисовать), читать (вм. умею читать) и т.д.
VI. Наречие – самая малочисленная группа знаменательных частей речи в составе донецкого региолекта. Основные отличия региолектных форм от литературных лежат в плоскости их словообразования. К наиболее типичным относим следующие.
1. Замена конфикса по -… - и конфиксом по - … - ему, например: по‑собачьему, по-кошачьему, по-человечьему.
2. Наличие суффикса - ой /- ей в наречиях туда, сюда, куда: тудой, сюдой, кудой.
3. Наличие наращения - а в наречиях здесь, тут, там: здеся, тута, тама.
4. Наращение с- в наречиях отсюда, оттуда с нередким добавлением просторечной финали -ва: сотсюда, соттуда (сотс[у]дова, соттудова).
Особенности употребления служебных частей речи рассмотрим в следующем пункте.
Таким образом, донецкий региолект имеет значительные расхождения с литературной речью в области морфологии. Эти различия, как показывает практика, в основном обусловлены влиянием украинского языка и просторечия.
Вопросы и задания по теме
1. Какая предложно-падежная форма правильна: на Украину или в Украину? Дайте не только лингвистическое, но и "политическое" объяснение выбора варианта.
2. Выполните упражнение. В следующих словоформах присутствует региональный компонент с точки зрения их морфологии. Выберите по 1 слову разных частей речи и объясните, в чем состоит этот компонент в сопоставлении с нормативным литературным вариантом.
Апельсинка, бегим, бордюра, Верын, веса, видют, восьмидесятью, вымешь, в двух тысяч четырнадцатом году, звончее, ездиют, играться, ихний, каруселя, нашо, нишо, обувный, пекти, по-кутячьему, со сколька, соттудова, штевкать, щавлевый, юпочка, янился.