По каким признакам определяется направление движения автотранспорта? Как определить тип и модель транспортных средств по следам шин?




КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Оглавление

1. Следы ног человека и транспортных средств…………………………….2

2. Осмотр и фиксация следов орудий взлома и инструментов……………9

3. Осмотр и исследование пломб и замков………………………………...17

4. Средства и методы обнаружения и изъятия микрообъектов…………..25

5. Обнаружение, осмотр и исследование следов пальцев рук………….29

6. Изучение рукописей с целью их использования для розыска авторов и исполнителей………………………………………………………………………….41

7. Выявление поддельности оттисков печатей, штампов, технической подделки подписей……………………………………………………………………57

Библиографический список…………………………………………………….68

Следы ног человека и транспортных средств

Какие измерения должны сделать при изучении следа босой ноги и следа обуви, дорожки следов?

Следы ног человека подразделяются на: следы босых ног; следы ног, одетых в носки (чулки), и следы обуви.

В зависимости от механизма следообразования возникают статические или динамические следы ног (обуви).Статические следы образуются, когда человек стоит, идет или бежит, а динамические, когда он скользит.

В следах, оставленных обувью, измеряются:

1. общая длина следа обуви - по линии от середины заднего края каблука до середины переднего края носка;

2. длина подметки - по оси следа;

3. ширина подметки - в самом широком месте;

4. ширина промежуточной части - в наиболее узком месте;

5. длина промежуточной части;

6. ширина каблука и длина каблука - по оси;

7. глубина отпечатка каблука.

В следе босой ноги измеряются: общая длина подошвы; ширина плюсневой части; ширина пяточной части; ширина промежуточной части (свода); длина и ширина пальцев. Длину следа измеряют по осевой линии, проведенной от заднего края пятки и проходящей между первым и вторым пальцами до перпендикуляра к осевой линии проходящего касательно к переднему краю первого пальца. Ширину плюсневой и пяточной частей измеряют по линиям, перпендикулярным к серединной линии подошвы в наиболее широком месте, а промежуточной части - в наиболее узком месте. Длину и ширину пальцев измеряют по прямым линиям, соединяющим наиболее удаленные точки.

В дорожке следов измеряются: длина шага, его ширина и угол разворота стопы. Основой для расчета служит линия направления движения, представляющая собой прямую, проведенную посередине между следами правой и левой ноги. Длина шага определяется расстоянием между двумя однозначными точками отпечатков, последовательно оставленных правой и левой ногой[1]. Ширина шага представляет собой поперечное расстояние между следами от середины задней части каблуков правой и левой ноги. У разных лиц она колеблется от 6 до 12 см.

Способы фиксации следов ног и транспортных средств. Каким образом можно закрепить следы на сыпучем грунте?

Следы ног (обуви) по возможности изымаются в натуре вместе с предметом - носителем следа. Если существует опасность деформации следа, то след изымают путем изготовления слепка следа. При этом способ изъятия следов ног (обуви) зависит от их вида.

Поверхностные следы ног или их фрагменты, образованные за счет наслоения или отслоения пыли или иных порошкообразных веществ на гладкой поверхности, могут быть изъяты путем непосредственного переноса частиц, образовавших следы, на крупноформатную дактопленку, либо на листовую резину, поверхность которой должна быть предварительно зачищена наждаком, либо на листы увлажненной глянцевой фотобумаги размером 24x30 или 30x40 см. Светлые частицы веществ переносятся на бумагу черного цвета (засвеченную, проявленную и отфиксированную), темные - на бумагу белого цвета (отфиксированную и промытую). Фрагменты следов хорошо переносятся на светлую или темную дактилоскопическую пленку.

Для изготовления копий с объемных следов применяют гипс, пасты «К», СКТН.

С объемных следов ног (обуви) на плотном фунте изготавливаются гипсовые слепки. В зависимости от состояния грунта применяются различные способы изготовления слепков - наливной, насыпной и комбинированный.

Наливной способ применяется для получения слепков со следов в плотном, влажном грунте. Насыпной способ применяется в тех случаях, когда дно следа покрыто водой или мокрым снегом, при удалении которых можно повредить отпечаток подошвы. В этом случае сухой гипсовый порошок высыпается через сито непосредственно на поверхность воды, оставшейся в следе. При комбинированном способе первоначально применяют насыпной, а затем, после образования плотной корки из гипса, ее смачивают водой, укладывают каркас и заливают сметанообразным раствором гипса.

По каким признакам определяется направление движения автотранспорта? Как определить тип и модель транспортных средств по следам шин?

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые - результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.

Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Определить направление движения можно по следующим признакам, имеющимся в следах:

1. при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

2. при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

3. капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

4. рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

5. при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

6. камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой следов ног и автотранспортных средств.

В числе идентификационных вопросов большую группу составляют вопросы, связанные с установлением родового тождества (групповой принадлежности). К числу таких вопросов относятся:

1. оставлены ли представленные на экспертизу следы ногами человека?

2. принадлежат ли следы мужской или женской обуви?

3. обувью какого вида и размера оставлены следы?

4. не оставлены ли обнаруженные следы ногами человека, обутыми в чулки (носки)?

В целях установления конкретного тождества эксперту могут быть поставлены следующие вопросы:

1. не принадлежат ли следы босых ног, обнаруженные на месте происшествия, подозреваемому?

2. не оставлены ли следы ног, обнаруженные на месте происшествия, обувью, изъятой у подозреваемого в ходе проведения обыска?

3. не оставлены ли следы ног, обнаруженные на месте происшествия, чулками (носками), изъятыми у обвиняемого в ходе выемки?

Практическая работа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: