Пример обработки протокола.




ПОКАЗАТЕЛИ КРЕАТИВНОСТИ.

Показатель БЕГЛОСТИ (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Беглость может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи и характеризует одно из проявлений продуктивности мышления.

Это показатель полезен прежде всего тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости связаны с детальной разработкой ответов в рисуночных заданиях, но могут наблюдаться также у заторможенных, инертных и недостаточно мотивируемых испытуемых.

Показатель ГИБКОСТИ оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т.е. одни и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей.

Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метания испытуемого от одного аспекта к другому и не способность придерживаться единой линии в мышлении. Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных и невербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в вербальной сфере.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получает высокие баллы по оригинальности обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности. Оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности и показателями беглости и разработанности. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные варианты сочетаний.

Следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах. Поэтому еще раз следует подчеркнуть необходимость разностороннего обследования.

Показатель РАЗРАБОТАННОСТИ, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Поскольку выполнение заданий ограничено во времени, бывает полезно соотнести этот показатель с показателем беглости. Человек, который детально разрабатывает каждую идею, очевидно жертвует их количеством. Разработанность ответов отражает, по-видимому, другой тип продуктивности творческого мышления и может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как она проявляется.

Различие между двумя аспектами творчества может быть представлено, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей и, с другой стороны, - как творчество в их разработке – создании новых производств и видов деятельности. Так изобретатель (Томас Эдисон, Никола Тесла) предлагает оригинальный способ решения технической или другой проблемы, а предприниматель (Генри Форд, Ли Якокк) реально воплощает его и находит ему рыночное применение. Члены экипажа гоночной машины также распределяют между собой задачи: штурман намечает способ прохождения трассы, т.е. решает проблему теоретически, и пилот преодолевает препятствия на практике.

 

И Н С Т Р У К Ц И Я

«Вам будет назван обыкновенный, обыденный предмет. Придумайте для этого предмета как можно больше различных и необычных способов использования, выскажите как можно больше идей – как он практически мог бы использоваться. Ваши предложения должны быть реальными и выполнимыми.

Запишите свои мысли коротко, но понятно. Разъясните, если это необходимо, одной или двумя фразами, как данный предмет может быть изменен, как из него сделать другой предмет или устройство.

Например, КИРПИЧ может быть использован:

1. как стол – много кирпичей, сложенных один на другой.

2. Как карандаш – писать кусочком на мостовой.

Если вы напишите просто слова «стол» или «карандаш», Ваши идеи будут непонятны для других людей. Поэтому опишите свои идеи как можно конкретнее, не давайте общих ответов. Каждую новую мысль записывайте на новой строке.

Для каждого задания у вас 6 минут времени».

 

После прочтения инструкции можно ответить на все вопросы учащихся, при этом следует постараться не выходить за рамки инструкции. Если необходимо, можно прочитать инструкцию еще раз. Только после этого экспериментатор должен громко и отчетливо произнести название первого предмета: «Газета».

Время выполнения задания ограничено 6 минутами, как указано в инструкции. Сразу по истечении времени, отведенного на выполнение первого задания, дается команда прекратить его выполнение и объявляется второе ключевое слово: «Деревянная линейка». Второе задание выполняется также в течение 6 минут, после чего листки с ответами должны быть собраны максимально быстро.

 

 

ОБРАБОТКА ПРОТОКОЛОВ

Высокая степень надежности оценки тестовых показателей достигается в случае тренировки и большого опыта. Поэтому овладение приемами обработки теста желательно проводить под руководством опытного психолога. При самостоятельном освоении этих приемов следует внимательно следовать инструкции, проводить повторную обработку 30-50 протоколов с интервалом в несколько недель и анализировать все случаи несовпадений оценок.

Сначала следует определить, стоит ли ответы засчитывать, т.е. соответствуют ли они заданию. Обрабатываются лишь релевантные ответы, все не относящиеся к данному предмету и не выполнимые ни при каких условиях идей вычеркиваются.

Ответы обоих заданий «Газета» и «Деревянная линейка» разделены на 18 основных категорий, которые имеют до 9 подкатегорий с конкретными вариантами использования. Ответы испытуемых закодированы пятизначными цифрами, которые указаны на оценочном листе (см. стр. 57-59). При этом первые две цифры означают категорию, третья – подкатегорию, а четвертая и пятая – конкретизацию ответов. Шестая цифра указывает оценку оригинальности данного ответа.

Например, «Деревянная линейка» используется как флагшток – 01.1.03, где 01 (основная категория) – как прямая, длинная, жесткая палка, 1 (подкатегория) – как твердый, неподвижный, вертикальный столб, 03 (конкретизация) – как флагшток.

При кодировании ответов могут встречаться следующие случаи:

- если испытуемый пишет только общий ответ (например, использовать линейку как палку), то отмечается только обобщенная категория, а подкатегории и конкретизации обозначаются нулями, т.е. «палка» была бы закодирована – 01.0.00. Оригинальность такого ответа определяется самым низким баллом, указанным для ответов этой категории (в данном случае показатель оригинальности равен 1);

- если ученик указывает только подкатегорию, тогда нулями обозначается конкретизация, т.е. линейка как предмет для укрепления предметов кодируется – 01.1.00. Оригинальность такого ответа определяется самым низким баллом, указанным для ответов этой подкатегории (оценка оригинальности также равна 1);

- если категория приведена в виде нескольких одинаковых аспектов (например, газету можно читать, можно читать передовую в газете, читать объявления в газете), то каждый раз код будет тем же самым (01.1.01);

- если испытуемый записывает одну и ту же мысль несколько раз, то кодирование производится один только раз;

- нечитаемый текст не учитывается;

- не учитываются так же идеи, которые ни при каких условиях не могут быть приведены в исполнение.

На оценочном листе испытуемого для каждого закодированного ответа ставится пометка (точка или галочка) рядом с соответствующим кодом. При отсутствии бланков можно эти данные просто выписывать из таблиц на стр. 57-59. Затем подсчитывается общее число учтенных ответов (беглость), число неповторяющихся ответов (гибкость) и сумма баллов за оригинальность.

Существующая система категорий ни в коем случае не является жесткой структурой, при необходимости в ней могут быть изменены категории, подкатегории или конкретизации. Однако при этом следует пересчитать всю систему оценок оригинальности ответов и все нормативные данные.

Пример обработки протокола.

Ответы испытуемого на задание «Газета».

1. Делать выкройку для шитья.

2. Сложить шляпу от солнца.

3. Сложить игрушечный кораблик.

4. Сложить игрушечный самолетик.

5. Стелька в обувь для утепления.

6. Скрутить пробку для бутылки.

7. Игрушка для котенка – комочек газеты на веревочке.

8. Сдать в макулатуру.

В данном случае можно засчитывать все ответы (смотри список категорий на стр. 34-42 и оценки оригинальности на стр. 57-58).

1. Делать выкройку: категория 03 (как режущуюся и складывающуюся бумагу); подкатегория 03 (вырезать куски, соединять их вместе); конкретизация 01. Код 03.2.01. Оригинальность 3.

2. Шляпа от солнца: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (изготовление предметов с помощью разрезания, складывания, склеивания); конкретизация 02. Оригинальность 1.

3. Кораблик: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (см. выше); конкретизация 02. Код 03.1.02. Оригинальность 1.

4. Самолетик: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (см. выше); конкретизация 02. Код 03.1.02. Оригинальность 1.

5. Стелька в обувь: категория 04 (развернутая бумага, которая имеет большую поверхность); подкатегория 4 (материал для покрытия, выстилания); конкретизация 03. Код 04.4.03. Оригинальность 5.

6. Как пробка для бутылки: категория 05 (применять мятую, скомканную бумагу); подкатегория 2 (для заполнения, затыкания); конкретизация 03. Код 05.2.03. Оригинальность 5.

7. Игрушка для котенка: категория 05 (см. выше); подкатегория 5 (использовать как материал для игры в форме комочков); конкретизация 01. Код 05.5. 01. Оригинальность 5.

8. Сдать в макулатуру: категория 06 (использовать несколько газет); подкатегория 6 (вторичная реализация или изготовление бумаги); конкретизация 01. Код 06.6.01. Оригинальность 1.

Расписываем коды ответов и их оригинальность:

1) 05.2.03. – 5.

2) 05.5.01. – 5

3) 06.6.01. – 1.

4) 03.2.01. – 3.

5) 03.1.02. – 1.

6) 03.1.02. – 1.

7) 03.1.02. – 1.

8) 04.4.03. – 5.

Показатели творческого мышления по первому субтесту: беглость = 8; гибкость = 6 (поскольку подкатегории 03.1. встречаются три раза, при подсчете гибкости засчитывается только одна из них); оригинальность = 22.

 

Ответы испытуемого на задание «Деревянная линейка»:

1. Чертить.

2. Сделать ступеньки.

3. Черпать как ложкой при еде.

4. Сделать рамку для картины или фотографии.

5. Дощечка для втыкания булавок.

6. Разрезать письма как ножом.

7. Деревянный поплавок для удочки.

8. Весы – подвешивать к концам линейки грузы.

9. Щепка для разведения костра.

В данном примере также можно засчитать все ответы. Каждый ответ отмечаем в специальном листе с закодированными категориями (см. список категорий на стр. 43-52 и стр. 58-59):

1. Чертить: категория 01 (как палка, прямая, длинная, жесткая); подкатегория 7 (традиционная функция); конкретизация 01. Код 01.7.01. Оригинальность 1.

2. Как ступеньки: категория 02 (как доска, планка: плоская, прямая, жесткая); подкатегория 4 (соединение предметов); конкретизация 02. Код 02.4.02. Оригинальность 5.

3. Ложка для еды: категория 02 (см. выше); подкатегория 8 (как доска, которой можно рыхлить, копать, перемешивать); конкретизация 05. Код 02.8.05. Оригинальность 4.

4. Сделать раму: категория 05 (несколько линеек как строительные элементы); подкатегория 1 (для изготовления аленьких предметов); конкретизация 04. Код 05.1.04. Оригинальность 1.

5. Дощечка для булавок: категория 08 (как мягкий материал для обработки); подкатегория 3 (как материал, на котором можно царапать); конкретизация 02. Код 08.3.02. Оригинальность 5.

6. Разрезать письма: категория 10 (как нож жесткий, острый, режущий); подкатегория 1 (как нож для разрезания, распиливания, разрубания); конкретизация 03. Код 10.1.03. Оригинальность 5.

7. Поплавок для удочки: категория 07 (как легкий, способный плавать материал); подкатегория 1 (для изготовления плавающих предметов); конкретизация 03. Код 07.1.03. Оригинальность 5.

8. Весы: категория 02 (как доска – плоская, прямоугольная, жестка); категория 6 (как прочная доска, которая может быть подвижна); конкретизация 02. Код 02.6.02. Оригинальность 3.

9. Для разведения костра: категория 12 (как материал для горения); подкатегория 1 (как материал для разведения, разжигания, поддерживания огня или костра); конкретизация 04. Код 12.1.04. Оригинальность 4.

Выписываем коды ответов и их оригинальность:

1) 01.7.01. – 1

2) 02.4.02. – 5

3) 02.8.05. – 4

4) 05.1.04. – 1

5) 08.3.02. – 5

6) 10.1.03. – 5

7) 07.1.03. – 5

8) 02.6.02. – 3

9) 12.1.04. – 4

Показатели творческого мышления по второму субтесту: беглость = 9 (количество засчитанных ответов); гибкость = 9 (количество разных ответов: ответы из одинаковых категорий, подкатегорий и конкретизаций вычеркиваются); оригинальность = 33 (сумма баллов за оригинальность по всем ответам).

Таким образом, общие тестовые оценки вербального творчества испытуемого, приведенного в качестве примера, составляют: беглость = 17; гибкость = 15; оригинальность = 55.

Шкала нормативов позволяет сопоставить полученные тестовые показатели со средними для данной выборки испытуемых (см. таблицы 3-6 на стр.53-56). Средние показатели соответствуют значениям 50+10 по Т-шкале. Таким образом, все показатели вербального творческого мышления в приведенном примере соответствуют возрастной норме. В данном случае это утверждение справедливо для всех указанных возрастов.

В психологической литературе неоднократно отмечалось, что индивидуальные различия показателей творческого мышления перекрывают возрастные. Это позволяет использовать общие нормативы для всего периода обучения в средних и старших классах школы, что упрощает процедуры сравнения показателей разных учащихся между собой.

 

КАТЕГОРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ «ГАЗЕТА»

01. КАК БУМАГУ С ТЕКСТОМ.

1. Для чтения и получения различной информации (обычная функция).

01. для чтения вслух политических статей, исследований, фельетонов, разгадывания кроссвордов;

02. давать объявления и рекламу, реагировать на объявления и рекламу, писать письма в газету.

2. Вырезать части газеты.

01. тексты, отрывки;

02. отдельные буквы (например, написать анонимное письмо, объявление);

03. картинки (иллюстрации на стену, в альбом).

3. Использовать типографскую краску с газеты

01. играть в негров, сделать себя черными;

02. использовать для письма и рисования.

 

02. КАК БУМАГУ ДЛЯ ПИСЬМА.

1. Использовать чистый край, поля

01. бумага для вытирания;

02. бумага для записей и писем;

03. шпаргалка.

2. Чертить или рисовать что-нибудь на исписанной части

01. рисовать сверху, раскрашивать фотографии;

02. снимать оттиски, копии (пальцев, картинок, автопокрышек);

03. тест на внимание (зачеркивать определенные буквы по инструкции).

 

03. КАК БУМАГУ ДЛЯ РАЗРЕЗАНИЯ И СКЛАДЫВАНИЯ.

1. Для изготовления игрушек или других предметов с помощью разрезания, складывания, склеивания газеты

01. стаканчики для питья, пепельницы, воронки;

02. шляпа, шлем, шапка, коробка, самолетик;

03. пакет, сумка, коробка, гнездо;

04. абажур, цветной фонарик, опахало;

05. парашют;

06. конверт, геометрические фигуры, бумажные цветы и украшения на елку, одежда для кукол;

 

07. маска, бумажный нос, оправа для очков;

08. волчок, кегли;

09. пояс, ободок для волос, повязка на рукав, сережка, рюш, галстук, шаль;

10. изготовление сложных игрушечных предметов: зверьков, драконов, кукол, машинок, вертолетов.

2. Вырезать из газеты куски, ленты, соединять вместе, укреплять на чем-либо:

01. делать выкройку, шаблоны;

02. для отпугивания летающих насекомых, мух, занавеска от мух (из полосок);

03. плеть, веник, кисть, пальма;

04. флаг, парус для кораблика, сачок для ловли бабочек;

05. воздушный змей, гирлянда, парик, ожерелье, юбка или воротничок из полосок;

06. для плетения сумок, коробок, макраме, вязания;

07. для танцев на газете.

3. Вырезать маленькие кусочки

01. конфетти, искусственный снег;

02. метить дорогу;

03. закладка для книги;

04. этикетка;

05. игрушечные деньги, карты;

06. головоломка, мозаика;

07. складные картинки, силуэты;

08. папиросная бумага, шелк для зубов;

09. оклеивать воздушные шарики вырезками, обрезками;

10. нарезать бумагу для пола в клетке.

 

04.КАК БУМАГУ С БОЛЬШОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ.

1. Упаковочный материал для оборачивания, обматывания

01. деревьев, горшков с цветами;

02. продуктов, картофельной шелухи, отходов;

03. футляр для очков или других мелких предметов;

04. переплет для книг, конверт для пластинок, бумага для обвертывания подарков; папка для бумаг;

05. повязка;

06. для розыгрыша (шуточной упаковки подарков).

2. Упаковка бьющихся предметов

01. стаканов, сервизов, яиц.

3. Укрытие, прикрытие, обтягивание мебели, поверхностей

01. скатерть, салфетка;

02. подстилка на стул, отражатель света;

03. обои, стенной коврик;

04. ковер для пола;

05. постельное белье, спальный мешок, подстилка;

06. одежда;

07. часть одежды, покрытие для головы, лацкан, фартук;

08. обувь, галоши, гетры;

09. подстилка при рисования, поклейке обоев, когда что-либо мастерят;

10. как покрытие для утюга;

11. загородить щель, дырку, что-либо спрятать.

4. Выстилание различных емкостей

01. стелить в ящики, на полки, стеллажи, в коробки, в мусорные ведра;

02. выкладывать птичье гнездо, дупло, клетку, нору;

03. стелька в обувь;

04. бумага для выпечки.

5. Затемнение, защита, заграждение

01. занавес, защита от света;

02. защита от ветра, вместо оконного стекла;

03. ширма, перегородка, защита от чужих глаз;

04. полотно, экран у камина;

05. зонтик от дождя или солнца;

06. палатка, клетка (развернуть и поставить как пирамиду);

07. защита книг от пыли;

08. вооружение, пугало от птиц.

6. Действия с помощью газеты с дыркой

01. шпионить, наблюдать за птицами, зверями;

02. применять в игре: например, просунуть нос сквозь дырку и угадывать, чей он.

 

05.КАК СМЯТУЮ, СКОМКАННУЮ БУМАГУ.

1. Средство для чистки, вытирания, полировки поверхностей

01. окон, пола (лоскуты), доски, для сметания пыли;

02. бутылок, стекла, яиц;

03. человеческого тела (мочалка, полотенце, носовой платок, туалетная бумага, зубная щетка, для снятия грима);

04. обуви (как тряпка).

2. Наполнитель для затыкания отверстий

01. заделывание щелей (например, в потолке);

02. пломба для зуба;

03. пробка для бутылки;

04. затыкать трубы, отверстия.

3. Материал для заполнения, набивания полых предметов, чтобы сделать их жесткими, тугими.

01. набивать мячи, куклы, игрушки;

02. подушки, матрасы, валики диванов;

03. для поддержания формы шапки, шляпы;

04. растяжка для обуви;

05. придание формы дамским сумочкам, портфелям;

06. набивать полые резиновые дубинки;

07. для изготовления чучел зверей и птиц;

08. для заполнения свободного пространства в ящиках;

09. грибок для штопки;

10. изменять человеческое тело: сделать большой живот, грудь, плечи.

4. Материал для уплотнения и утепления.

01. дверей, дверных порогов, окон;

02. щелей в трубах, прокладка для водяного крана.

5. Материал для игры в форме комочков.

01. клубок для котенка, игрушка для щенка;

02. бумажные пульки, шарики, «снаряды»;

03. заменитель жевательной резинки;

04. бигуди;

05. метательный снаряд, футбольный мяч;

06. пробки в уши;

07. бисер.

6. Как папье-маше.

01. скульптуры, маски, ландшафты;

02. брикеты, вазы, посуда.

 

 

06.ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕСКОЛЬКО ГАЗЕТ ОДНОВРЕМЕННО.

1. Толстая, высокая кипа бумаги для возвышения мебели, предметов, людей; для сидения, стояния, восхождения.

01. опора;

02. стойка, цоколь;

03. стул, табуретка, стол, кровать;

04. трамплин;

05. пресс.

2. Как стопор (держатель, распорка) для предотвращения закрывания дверей, окон.

01. держатель для дверей и окон;

02. трос, трос для буксировки;

03. канат для игры в перетягивание.

3. Толстая пачка для выравнивания неровных поверхностей.

01. карточный стол, стол для настольных игр.

4. Для изготовления картоноподобных материалов (из нескольких газет с помощью склеивания, сшивания).ё

01. картон, мешки;

02. баллон;

03. гамак.

5. Как строительный материал.

01. стен, защитного вала, ограды, мебели;

02. крыши.

6. Изготовление бумаги или вторичная реализация.

01. сдать в макулатуру;

02. сделать бумагу ручной выделки;

03. сделать талоны для компостирования.

 

 

07.КАК ЖЕСТКИЙ КАРТОН (СЛОЖИТЬ В 4-8 РАЗ).

1. Что-либо ставить, класть, работать сверху;

01. подставка, тарелка, подставка для сидения;

02. подставка, тарелка для весов;

03. шахматная доска;

04. доска для рубки и резки;

05. подсвечник;

06. для выравнивания поверхности столов.

2. Как доска для укрепления чего-либо.

01. втыкать иголки, булавки;

02. крышка, защитный козырек;

03. вертикальная доска;

04. мишень;

05. дрань (кровельная);

06. мостик между двумя частями.

3. Для перемещения предметов, материалов, воздуха.

01. веник, лопата, носилки для мусора;

02. поднос, крышка для торта;

03. опахало (если не сделано указание на то, что газета сначала была измельчена);

04. ветряное колесо, вентилятор, лопасти;

05. ракетки для настольного тенниса;

06. палитра;

07. ласты.

4. Как прочный предмет для испробования силы.

01. разрывая, соревноваться в силе.

 

08.КАК КАТУШКУ, ПАЛКУ, В СКРУЧЕННОМ ВИДЕ,

1. Линейка, палка для увеличения досягаемости, указывания, дирижирования, занятий спортом, помешивания; подпорка.

01. линейка, единица измерения;

02. указатель;

03. дирижерская палочка;

04. палка для того, чтобы вытащить что-то, почесаться;

05. ручка теннисной ракетки;

06. подбадривать, подавать знаки;

07. кисть для размешивания;

08. трубка;

09. шина;

10. удерживатель расстояния в форме ролика;

11. палка для метания.

2. Палка, оружие для нападения, защиты, удара, угрозы.

01. палка для удара и отражения ударов, угрозы;

02. мухобойка;

03. палка для игры с собакой;

04. барабанная палочка;

05. ракетка для тенниса, бейсбола.

3. Катушка, труба, через которую что-либо может протекать.

01. труба, желоб, водопровод;

02. кулинарный шприц;

03. соломка для коктейля;

04. флейта, духовой музыкальный инструмент (труба);

05. рупор, телескоп, духовое ружье, слуховая трубка;

06. валик под голову, шею;

07. хлопушки для фейерверка;

08. бумажные бревна (ролики) для строительства дома.

 

09.КАК МЯГКИЙ МАТЕРИАЛ.

1. Для лежания, смягчения ударов, как буфер.

01. постель, матрас, кресло;

02. седло;

03. подушка, валик;

04. защита для ног при падении у хоккеистов и других спортсменов, задняя часть брюк – как защита от наказания;

05. материала для постройки гнезд.

 

 

10.КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГОРЕНИЯ,

1. Для разведения и поддержания огня.

01. горючий материал для сжигания;

02. факел, свеча;

03. растапливать огонь в костре, печи.

2. Использование результатов сгорания.

01. зола как удобрение;

02. рисовать золой.

 

11.КАК ВОЗДУХОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ.

1. Прикрытие газетами для предотвращения доступа воздуха, кислорода.

01. кого-либо задушить;

02. потушить огонь;

03. сделать кислородную маску.

 

12.КАК МАТЕРИАЛ, ВПИТЫВАЮЩИЙ ЖИДКОСТЬ.

1. Для впитывания жидкостей (чернил, воды, масла, мочи).

01. бумажный фильтр, губка, для очистки кисти, набивать влажную мокрую обувь;

02. подкладка для гербария, просушки фотографий;

03. пластырь, повязка;

04. тампон;

05. подгузники, пеленки, прокладки (для впитывания мочи);

06. бумага для туалета кошек, собак;

07. бумага для очистки (впитывания) от жира.

 

13.КАК ВОДОПРОНИЦАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ.

1. Фильтр.

01. фильтр для кофе, чая, вина;

02. технический фильтр или сито.

 

14.КАК ВРЕМЕННО ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ.

1. Как временный резервуар для жидкости.

01. сосуды, ведра;

02. ковш;

03. водяная бомба;

2. Для обеспечения скольжения.

01. сани;

02. вспомогательное средство для езды автомобиля по снегу.

 

15.КАК ИЗОЛЯТОР.

1. Термоизолятор – защита от жары или холода.

01. бутылка-термос для удержания холода (мокрая газета), охлаждения (упаковывать лед), ледяной пакет;

02. для удержания тепла, укутывания еды;

03. подкладка для одежды;

04. утеплитель для обуви;

05. для сохранения тепла в ульях, при скрещивании деревьев;

06. для удержания влаги в цветах, глине;

07. для обертывания голеней;

08. изолирующая циновка, для сидения, если трава мокрая.

2. Подставка или ручка для горячих предметов.

01. стойка для утюга, подставка;

02. ручка, прихватка для горячих предметов.

3. Звуковой изолятор, для улавливания шумов.

01. для звуковой изоляции в стенах, окнах;

02. звуковой изолятор в музыкальных инструментах;

03. мембрана.

4. Материал для электроизоляции.

01. палка для удаления электрического кабеля.

5. Защита, чтобы взять что-либо неприятное.

01. собрать осколки стекла, взять что-либо колющее;

02. рвать крапиву, убить комара, осу.

6. Изоляция от лучей.

01. защита от радиоактивного излучения.

 

16.КАК ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРОВОДНИК.

1. Временный проводник тока.

01. намочить и пропустить ток.

 

17.КАК МАТЕРИАЛ, ПРОИЗВОДЯЩИЙ ШУМ.

1. Извлечение звуков.

01. шелестеть, хрустеть, шуршать;

02. шумовые эффекты в театре, на радио;

03. музыкальный гребешок;

04. хлопушка.

 

18.КАК ПРОДУКТ ПИТАНИЯ (ЖЕВАНИЯ).

1. Для зверей.

01. для зайцев, кроликов, щенков и других.

2. Для людей.

01. в редких случаях, чтобы уничтожить чувство голода.

КАТЕГОРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ «ДЕРЕВЯННАЯ ЛИНЕЙКА».

 

01.КАК ПАЛКА (ПРЯМАЯ, ДЛИННАЯ, ЖЕСТКАЯ).

1. Неподвижный вертикальный столб; подпорка для укрепления и подвязывания предметов; шест.

01. шина при переломах костей, протез рук или ног;

02. подпорка для растений, корабельная мачта;

03. шест для белья, флагшток, столб для ворот, штакетник;

04. колышки для палатки и тента;

05. кол для песочных или солнечных часов;

06. подпорка («нога») для прибора или мебели, ножка стула, стойка для шляпы;

07. палочка для мороженого, сахарной ваты;

08. туловище для тряпичного клоуна (игрушки);

09. километровые, пограничные, дорожные столбы.

 

2. Горизонтальная палка.

01. плечики для одежды, палка для подталкивания игрушечных автомобилей, перрон для игрушечной железной дороги, дужка очков;

02. рычаг для весов, безмен;

03. дверная задвижка, дверная ручка;

04. планка для прыжков в высоту, барьер для бега с препятствиями, барьер для зверей в цирке;

05. вертел для дичи;

06. руль велосипеда, мотороллера;

07. стержень для накручивания сверху: катушка, шпулька, бигуди, ворот для каната;

08. карниз для штор, верёвки для белья, жердочка для попугая, планка для одежды, брусья для кукол;

09. брошка, заколка для волос;

10. планка, гвоздь, шплинт, вешалка, линия раздела;

11. край мебели, планка для ковровой дорожки;

12. гантель.

 

3. Палка, которой можно манипулировать в воздухе.

01. указка, шпатель;

02. дирижёрская палочка;

03. волшебная палочка, палка для жонглирования, балансировки, дрессировки зверей, для театра теней;

04. прогулочная трость, посох, клюка, ходуля;

05. палка для угроз (грозящий палец), игрушечный пистолет, лошадка;

06. для подачи знаков, подбадривания, для погона скота, знак старта, жезл милиционера;

07. бильярдный кий, клюшка ля гольфа, хоккея, бейсбола;

08. указатель при чтении, закладка для книг;

09. вязальная спица, палочка для еды (линейка как целое);

10. волчок, юла, микадо;

11. для перетягивания (как канат);

12. для спуска судна на воду (стапели).

 

4. Палка для перемешивания, помешивания, смешивания, разрывания покраски, увеличения дальности действия рук, протыкания:

01. ложка для помешивания;

02. кисть (но не шпатель) для нанесения краски;

03. палка, чтобы проткнуть, прочистить засорившееся отверстие, что-либо вытащить, сбивать яблоки с дерева, кочерга;

04. для чесания, щекотания, поглаживания, массажа, мытья;

05. гребень для волос или пряжи (расчёсывать всей линейкой как палкой), делать пробор в волосах;

06. зубочистка (если линейка не будет уменьшена, это будет невозможно), зубная щётка, для ковыряния в носу, чистки ногтей;

07. рычаг;

08. ложечка для языка (у врача), инструмент зубного врача, средство для вызывания рвоты;

09. палка для слепых.

 

5. Средство для нападения и защиты – оружие:

01. шпага, меч, пика, дубинка;

02. палка для наказания собаки и других животных;

03. плеть;

04. мухобойка;

05. выбивалка для ковров.

 

6. Рукоятка для орудий, инструментов, домашних предметов:

01. ручка молотка, веника, лопаты;

02. ручка для горшка, сковородки;

03. палка для знамени, для газеты;

04. ручка для кнута, удочки;

05. ручка для куклы;

06. ручка для кисти, ножа, держатель для карандаша;

07. палка для узла с вещами, для фонаря.

 

7. Линейка – традиционная функция:

01. чертить линии, фигуры, подчёркивать, рисовать;

02. как символ инженера, архитектора.

 

02.КАК ДОСКА, ПЛАНКА (ПЛОСКАЯ, ПРЯМОУГОЛЬНАЯ)

1. Неподвижная прочная (чаще горизонтальная) полка, подставка или вешалка для предметов:

01. полочка (стенная), подоконник, книжная полка, стеллаж, несущая поверхность, перила лестницы;

02. полочка для ключей, вешалка, полка в гардеробе;

03. подсвечник, подставка под цветы, подстилка под сидение;

04. каблук;

05. крышка, козырёк от солнца, шоры;

06. подставка для разных предметов.

 

2. Подпорка:

01. подпорка для шатающихся предметов и мебели, укрепление, подпорка для книг;

02. подпорка под спину, под голову, спинка стула, подставка для ног, подпорка под спину, под голову, спинка стула, подставка для ног, для велосипеда.

 

3. Удерживатель расстояния, разграничитель, распорка:

01. для остановки и удерживания двери, окна, велосипеда (двухсторонний удерживатель);

02. для удерживания небольшой плотины;

03. сетка для настольного тенниса;

04. разграничение между соседями по скамье, ограничения на автостраде, игрушечная изгородь;

05. решётка для удерживания мусора в воде.

 

4. Для соединения предметов:

01. доска для прыжков;

02. ступенька;

03. дверной порог, двеоь для клетки с хомячками;

04. педаль газа;

05. скейт, роликовая доска;

06. мостик, сходни (из одной линейки);

07. дышло, изгиб между двумя досками, палка для буксировки машин;

08. для заполнения щелей.

 

5. Неподвижная, прочная поверхность для работы:

01. наковальня;

02. доска для глажения, форма для галстука (для глажения), «грибок» для штопки;

03. стол, скамья, доска для письма;

04. доска для резки, поднос для еды.

 

6. Прочная доска, которая может быть подвижна.

01. наклонные поверхности для физических экспериментов, доска для скатывания, съезжания;

02. качели разных видов, весы.

 

7. Доска, которой можно разравнивать, разглаживать.

01. разглаживать песок, снег, тесто, бумагу, глазурь, воск;

02. глину (на гончарном круге);

03. шпатель для нанесения краски, клея, пасты.

 

8. Доска как носилки для перемещения предметов (отведения жидкостей) или как лопата.

01. ракетки для большого и настольного тенниса;

02. лопата для мусора, снега, пирогов; плуг, грабли, скребок;

03. носилки, поднос, противень;

04. ковш (для строительного раствора);

05. ложка для еды (не только для помешивания), вилка;

06. весло;

07. опахало, веер, для отпугивания мух;

08. заслонка для рулетки, толкать бильярдный шар;

09. палитра художника.

 

9. Инструмент для выдалбливания, ковыряния, открывания.

01. стамеска, отмычка, дверной клин, вытаскивать кнопки;

02. рычаг, домкрат для поднимания машин (игрушечных), для поднятия чего-либо;

03. ложечка для одевания обуви;

04. открывалка для бутылок.

 

03.КАК ПОЛОЗЬЯ (ГЛАДКИЕ, СПОСОБНЫЕ СКОЛЬЗИТЬ).

 

1. Перетаскивать предметы по снегу, льду, песку, воде.

01. мини-лыжи, коньки;

02. мини-сани на полозьях;

03. шайба.

 

04.КАК ДОСКА С ОТВЕРСТИЕМ.

1. Доска, укрепленная на чем-то или соединенная со шнуром.

01. пропеллер, крыло вентилятора, ветряное колесо;

02. винт судна, якорь, водяное колесо;

03. велосипедная педаль, спица;

04. дорожный знак (указатель), табличка;

05. указатель направления ветра, флюгер;

06. стрелки приборов, часов, «дворники» в автомобиле;

07. маятник;

08. сережка, украшение-подвеска, галстук;

09. циркуль;

10. веник для снега (когда упоминается отверстие).

 

2. Использование отверстия как такового.

01. гаечный ключ с отверстием;

02. сито.

 

05.НЕСКОЛЬКО ЛИНЕЕК КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕТЫ, ТЕС.

1. Для изготовления маленьких предметов, игрушек, фигур.

01. кукольная скамья, кровать;

02. дракон, модель самолета;

03. абажур для лампы, покрытие для головы, защита от дождя, поверхность для сидения, опахало, несущая поверхность;

04. рама, прямоугольник, крест, бумеранг, доска;

05. коробка, шкатулка, ящик, горшок для цветов;

06. фигуры в тире;

07. инструменты (например, щипцы);

08. шест из линеек;

09. блоки для строительства;

10. маскарадный костюм.

 

2. Для изготовления маленьких построек, конструкций.

01. горшки для растений, конура для собаки, клетка для птицы, модель мельницы, ловушка для зверей, сидение для санок;

02. паркетный пол, корабельные доски;

03. оконная решетка, рама, двери;

04. мебель и ее части;

05. лестница, стремянка, помост, леса, подставка для цветов;

06. доска для чистки обуви;

07. стойка для белья;

08. мост из нескольких линеек; из одной – см. 01.9.06;

09. ворота для крикета;

10. ящик, сосуд, коробка;

11. тес для покрытия крыши;

12. труба, трубки для строительства водопровода.

 

3. Для ремонта, покрытия, огораживания.

01. доски для ремонта, для реставрации пола; фанера, доска для запирания дверей, доски для облицовки стен;

02. забор, ограда, деревянная стена;

03. жалюзи.

 

06.КАК ТЯЖЕЛЫЙ И ЖЕСТКИЙ МАТЕРИАЛ, КАК КАМЕНЬ.

 

1. Оружие или тяжесть для бросания, метания, прессования.

01. коленный молоточек, молоток для отбивания мяса, колотушка;

02. как камень (например, разбить окно), валек для стирки;

03. п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: