Вопросы 26-33.
Водное законодательство РФ. Общая характеристика.
Водное законодательство-отрасль законодательства РФ, включающая нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области использования и охраны водных объектов.
Правовыми основами соблюдения водного законодательства являются Водный кодекс РФ, СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381. и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем эти законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
Водное законодательство РФ регулирует водные отношения в целях:
· обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;
· поддержания оптимальных условий водопользования;
· качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем экологическим и санитарным требованиям;
· защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;
· предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод;
· сохранения биологического разнообразия водных экосистем.
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов на федеральном уровне осуществляют Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водных объектов (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов).
Водные объекты подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты: (моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки — реки, ручьи, каналы; водоемы — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища; болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники;
2) подземные водные объекты: (бассейны подземных вод; водоносные горизонты.
Виды и нормативы санитарных и защитных зон.
В природоохранной практике России имеется ряд видов зон, создание которых связано с целями охраны окружающей среды от вредных воздействий. В их числе:
- санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами;
- водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ;
- округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей;
- зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
- запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.
Нормирование санитарных и защитных зон заключается в определении их размеров, охранных функций и режима природопользования. Законом РФ «Об охране окружающей среды» определен специальный режим водоохранных зон, санитарно-защитных зон, буферных зон заповедников, зон охраны курортов и лечебных ресурсов.
Водоохранная зона — объект проектирования гидротехнических и других систем. Эта территория выделяется для охраны подземных или поверхностных вод от загрязнения, на ней запрещена или ограничена хозяйственная деятельность, здесь рекомендуется лесовосстановление.
Санитарно-защитные зоны представляют собой полосу (зону) между промышленными предприятиями и другими источниками физических, химических, биологических воздействий на природную среду и селитебными территориями. Здесь запрещается проживание людей, размещение детских, лечебно-оздоровительных учреждений, парков и спортивных комплексов.
Установление округов санитарной охраны курортов и их земель, лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей — одна из мер их охраны, которая регламентируется федеральным законом «Об природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны выделяют три зоны определенного охранного режима.
В первой зоне запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности.
Во второй зоне запрещается хозяйственная деятельность, не связанная непосредственно с курортным лечением и приводящая к загрязнению и истощению природных ресурсов.
В третьей зоне введены ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также ограничена хозяйственная деятельность, загрязняющая природную среду и вызывающая истощение природных лечебных ресурсов.
Лесное законодательство РФ. Общая характеристика.
В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Лесное законодательство состоит из настоящего Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Оно направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту, воспроизводство и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Ключевым положением Лесного кодекса является регулирование прав собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд. Выделяют следующие положения:
а) определение содержания права собственности Лесным кодексом, гражданским и земельным законодательством РФ;
б) нахождение лесного фонда и расположенных на землях обороны лесов в федеральной государственной собственности;
в) предоставление гражданам и юридическим лицам участков лесного фонда на праве: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования;
г) передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ;
д) регулирование федеральным законом форм собственности на леса, расположенные на землях городских поселений;
е) право собственности граждан и юридических лиц на древеснокустарниковую растительность, расположенную на их земельном участке;
ж) развитие лесных сервитутов, т. е. института свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах для сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, охоты, если иное не предусматривается законодательством.
29. Оценка воздействия на окружающую среду. Роль, содержание и соотношение с государственной экологической экспертизой.
оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Оценка воздействия на окружающую среду предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Положением об оценке воздействия на окружающую среду установлен ряд принципов, обязательный для заказчика намечаемой хозяйственной и иной деятельности:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной экологически значимой деятельности;
- обязательности выявления и анализа альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая "нулевой вариант" (отказ от планируемой деятельности);
- обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- включения в материалы по оценке воздействия на окружающую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных;
- отражения в материалах ОВОС результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также связанных с ними социальных и экономических факторов;
- обязанности заказчика предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации;
- учета положений Конвенции Европейской экономической комиссии ООН от 1997 г., утвержденной приказом Госком экологии, об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие;
- недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Процесс оценки воздействия на окружающую среду осуществляется в несколько этапов:
1) уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
2) проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке такого воздействия. Исследования включают следующее:
3) подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
По результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду инициатор этой деятельности должен провести общественные слушания и затем представить все материалы на государственную экологическую экспертизу.
Экологическая экспертиза направлена на установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы (ст. 1. Федерального закона "Об экологической экспертизе").
Государственная экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. Государственная экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.