OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN




Название магистерской диссертации «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

В диссертации (статье) дается характеристика социального заказа на совершенствование дополнительного образования детей (ДОД). Обозначены проблемы современного функционирования учреждений ДОД. Обосновано наличие предпосылок правового, социального, ценностно-мотивационного характера для развития социального предпринимательства в сфере ДОД.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, социальное предпринимательство, социальный заказ, предпосылки развития.

 

Moskvina Violetta Vladimirovna

Shapovalov Valeriy Kirillovich

MODERN STATUS AND PREREQUISITES OF DEVELOPMENT

OF SOCIAL ENTERPRISE IN THE FIELD

OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article gives a description of the social order for improving the additional education of children (AEC). The problems of modern functioning of institutions of the AEC are indicated. The existence of prerequisites of legal, social, value-motivational nature for the development of social entrepreneurship in the sphere of AEC is substantiated.

Key words: additional education of children, social entrepreneurship, social order, development prerequisites.

 

Additional education of children is an important factor in increasing social comfort in society, as it contributes to creating conditions for the experience of every child in situations of success. In the modern Russian society increases the need to create accessible conditions for development of creative abilities of children in the space of their residence. Today, there is growing interest of families in the area of additional education of children, including on a fee basis. Главным преимуществом дополнительного образования детей является его добровольность и персонализация, когда учащиеся совместно с родителями могут выбрать предпочтительную деятельность в соответствии со своими интересами, склонностями и ценностями, а также форму, режим и темп ее освоения. Построение индивидуальной образовательной траектории наиболее значимо для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В (настоящей статье предлагаем) ограничиться рассмотрением проблем, характерных для сферы ДОД, на примере учреждений (реализующих программы художественно эстетической направленности; или так: на примере отдела художественной направленности учреждений дополнительного образования) художественно-эстетической направленности. В настоящее время наблюдается устойчивый рост числа родителей, желающих направить детей в организации художественно-эстетического(направленности) образования. Among the many forms of artistic education of the younger generation choreography occupies a special place. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного гармоничного и физического развития.

In the scope of additional education of children, children's choreographic collectives occupy a significant place.Разнообразное количество ансамблей, школ, студий, театров танца охватывают значительное количество детей разного возраста и разных интересов. Все они функционируют в соответствии с государственным заказом (муниципальным заданием) и реализуют главные задачи Концепции развития дополнительного образования по улучшению качества образования. But at the present time, problems remain in the scope of additional education of children, without solution of which the provision of accessibility and quality of education cannot be realized. Among these issues are:

1. Staffing. Во главе детских хореографических коллективах стоят не всегда квалифицированные специалисты. Опыт их деятельности, уровень образования, организаторские, педагогические и пр. способности не одинаковы. Одни нацелены на развитие физических данных детей и формирование профессиональных качеств, другие - на результаты концертной деятельности, третьи – на формирование индивидуальных особенностей личности, четвертые – на раскрытие творческих способностей и т.д.

2. The increase in bureaucratic work of the teacher of additional education institutions. Педагог перегружен, помещен в жесткие бюрократические рамки: сбор справок, заявлений, доверенностей, свидетельств о достижениях, осуществление методической работы - все это обязанности педагога, необходимые для соответствия его деятельности основным положениям Концепции развития дополнительного образования детей и выполнения заказа на охват детей дополнительным образованием. Для поддержания авторитета, для успешного прохождения аттестации педагог вынужден постоянно доказывать свою состоятельность методическими разработками, участием воспитанников в конкурсах. В таких условиях страдает качество образования, а на бумагах оно оценивается слишком формально.

3. The increase in reach of children in additional education leads to an increase in the number of the same implemented additional educational programs, including in the scope of choreography.

4. Funding of the additional education system does not provide the satisfaction of the needs of educational institutions in establishing adequate conditions for the implementation of educational programs.

5. Материально-техническая база учреждений дополнительного образования не позволяет создать условия для поддержки и воспитания детей группы риска, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Social entrepreneurship can be a factor in the solution or mitigation of a number of these problems. Teacher of additional education, mastered the competencies in design, knowledge management and strategic management, can organize your socially minded business. In choreographic education of children of social entrepreneurship presented in the least degree, since it has along with the General to further the education of children and specific features. Теоретические основы социального предпринимательства заложены в работах Б. Драйтон, Дж. Мэйрона и И. Марти, исследователей из Университета Наварры в Барселоне.

Вопросами социального предпринимательства в России занимаются отечественные ученые и практики, в том числе Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [9], Центр социального предпринимательства и социальных инноваций при Национальном Исследовательском Институте Высшей Школы Экономики во главе с А.А. Московской [10], аналитики Ф.С. Сайдуллаев [7], А.М. Шестоперов [ ], специалист по развитию малого бизнеса В.Глушков [1].

Проблемы управления системой дополнительного образования детей представлены в работах А.К. Брудного, О.Е. Лебедева, А.Б.Фоминой, А.И. Щетинской и др.

Непосредственному исследованию самодеятельного хореографического творчества в целом, истории его зарождения, становления, специфическим особенностям развития посвящены работы В.И. Уральской, В.М. Захарова, Т.В. Пуртовой, А.Л. Сокольской, Л.Д. Ивлевой.

Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование анализируется в трудах Е.Н.Лекомцевой, Е.А. Лаврухина, Ю.В.Сухановой, И. Б. Резник.

Е.Н.Лекомцева и Ю.В.Суханова в своих исследованиях определяют социальный заказ в общем виде следующей формулировкой: «… – это общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определенной его части. Со стороны государства она может выражаться в необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы, заключенные, беспризорные и т. п.) и массовая социальная работа – с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска» [4].

Социальный заказ изменяется, трансформируется в соответствии с целым рядом факторов, определяющих существование того или иного социума (временных, географических, религиозных и др.). Так, И. Б. Резник выделяет ряд подобных факторов: время (эпоха, столетие, десятилетие), политические и классовые трансформации, революции, войны, а также развитие науки и техники; место (географическое положение); исторические традиции (устои общества) – этические, эстетические, религиозные, правовые; национальные особенности, ментальность; политическая ситуация; экономическое состояние общества [6].

Социальный заказ на образование имеет исключительно важное значение для благополучия и развития общества. Он является наиболее движущей силой социально-экономических изменений, а также может выступать основным условием управления в сфере образовательных услуг. Ориентация на социальный заказ – основа развития как системы образования в целом, так и дополнительного образования детей.

Учреждения дополнительного образования детей функционируют на основе социального заказа государства, общества, семьи с учетом интересов и потребностей личности, микросоциума, района, национально-культурных традиций. Под социальным заказом на дополнительное образование следует понимать всю совокупность образовательных (и сопутствующих) запросов и требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены учреждениям дополнительного образования любыми социальными субъектами [8].

На сегодняшний день в России, по данным анализа НИУ ВШЭ, число негосударственных организаций дополнительного образования за последние годы уже выросло больше, чем в 10 раз. Однако значительная часть организаций действует, не имея лицензий на реализацию дополнительных общеобразовательных программ, позиционируя свою деятельность как «культурно-досуговую».

Social entrepreneurship in the scope of additional education of children contributes to the quality and availability of rendered to the population of educational services, как правило, по месту проживания ребенка, то есть на муниципальном уровне. Возможность реализации данного направления социального предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях существенно зависит от темпов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и благосостояния его населения.

The mission of social entrepreneurship in further education of children is to through the use of derived from the commercial activities funds to create the space for children available condition for the harmonious development of their abilities, to promote (increase) the personal potential of each pupil. Анализ условий деятельности социальных предприятий в сфере дополнительного образования детей дает основания констатировать наличие в современной России следующих предпосылок для становления этого вида социального предпринимательства:

- законодательные предпосылки: наличие ряда законодательных (правовых) документов, позволяющих действовать в этом правовом поле социальных предпринимателей, ориентированных на совершенствование дополнительного образования детей;

- наличие социального заказа на расширение системы дополнительного образования детей и совершенствования ее функционирования;

- определилась достаточно многочисленная категория работников сферы дополнительного образования детей, рассматривающих социальное предпринимательство как способ совершенствования современной системы дополнительного образования детей;

- имеется первоначальный, но расширяющийся опыт социального предпринимательства в сфере дополнительного образования детей, дающий основания утверждать, что это один из перспективных путей совершенствования дополнительного образования детей и решения крупной социальной проблемы, решение которой будет способствовать развитию человеческого потенциала России.

Нам представляется, что миссия социального предпринимательства в дополнительном образовании детей состоит в том, чтобы путем использования получаемых от коммерческой деятельности средств создать в пространстве проживания детей доступные условия гармоничного развития их способностей, содействовать приумножению личностного потенциала каждого воспитанника.

Задачи социального предпринимательства в дополнительном образовании детей:

– Содействие сохранению и развитию инфраструктуры дополнительного образования детей.

- Внедрение инновационной модели дополнительного образования детей, обеспечивающего оптимальное развитие творческих способностей детей.

- Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ, способствующих формированию гуманистических ценностных ориентаций и культурному обогащению.

- Инициирование создания новых управленческих и организационно-экономических механизмов в системе образования, способствующих развитию социального предпринимательства и в сфере дополнительного образования детей.

- Создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых детей.

- Обеспечение дальнейшего психолого-педагогического и «предметного» сопровождения одаренных детей.

- Разработка и реализация нового поколения программ дополнительного образования и развития детей.

- Создание новой системы мотивации детей к самоактуализации и самореализаци.

- Обеспечение доступной реализации свободного выбора ребенком и родителями организации дополнительного образования независимо от ее формы собственности.

Какие же барьеры встают на пути развития социального предпринимательства в дополнительном образовании детей? In the considered education its negative effects are barriers that are typical for the whole Russian social entrepreneurship. В ряду таких барьеров можно указать три, на наш взгляд наиболее существенных: 1 – the lack of a unified understanding of the essence of social entrepreneurship у представителей различных социальных институтов и его отличия от бизнеса в общепринятом значении, 2 – the lack of adequate legislative base, которая способствовала бы урегулированию многих спорных вопросов социального предпринимательства, 3 – failure "start-up" financial support from the Federal and regional authorities, различных фондов, лидеров «большого бизнеса».

Our analysis of the status and development of social entrepreneurship in the sphere of additional education of children gives reason to formulate the following conclusions.

Currently, additional education of children is a sphere in which the most active compared to other segments of the market of educational services is the establishment of social entrepreneurship.

The modern state of additional education of children can be considered as containing background legal, social, value-motivational nature for the development of social entrepreneurship as one of the ways to bring it into conformity with the social order for this education.

The process of formation of social entrepreneurship in the scope of additional education of children requires constant deep scientific understanding, and technological and organizational and methodological support (including training and professional retraining of pedagogical staff in the field of social entrepreneurship) with the aim to ensure the required quality of this type of education [, ].

The development of social entrepreneurship in the scope of additional education of children should be done on the basis of a combination of methodological approaches implemented as socio-economic systems and in innovation management in education.

The analysis of existing social enterprises in the field of DOD showed that during their creation it is necessary to rely primarily on project-oriented approach.

Литература и Интернет-ресурсы:

1. Глушков В. Социальное предпринимательство в России. Начало пути [Электронный ресурс] / В.Глушков // Режим доступа: https://www.rmcenter.ru/about/news/2907/

2. Зверева Н. Создание успешного социального предприятия / Наталия Зверева. – М.: Альпина Паблишер, 2015.

3. Обучение педагогов социальному предпринимательству как научно-методическая задача / Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К. - Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 5(56). С.151-157.

4. Опыт изучения социального заказа на дополнительное образование детей / Е. Н. Лекомцева, Ю. В. Суханова - Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки). С. 244-248.

5. Подготовка студентов педагогической магистратуры к социальному предпринимательству / Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К. - Мир образования – образование в мире. 2016. № 3 (63). С.56-61.

6. Резник И. Б. Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х гг. [Текст]: авореф. дис. … кандидата искусствоведения: 17.00.02 / И. Б. Резник. – Магнитог. гос. консерватория. 2005.

7. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2015 г.(малые предприятия, кроме микропредприятий) / Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. - Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2016. -. 32 с.

8. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей [Текст]. – М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2002. – 192 с.

9. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.nb-fund.ru/

10. Центр социального предпринимательства и социальных инноваций при Национальном Исследовательском Институте Высшей Школы Экономики во главе с А.А. Московской [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://socentr.hse.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: