Человек путешествующий: дорога в жизни человека




Дорога в жизни человека

⁠аргументы к сочинению

В сочинениях по данной теме выпускник может размышлять о дороге в жизни человека: виртуальной или, наоборот, реальной; пути в жизни литературных героев, будь то дорога как путешествие, странствие в дальние (или недальние) края, или дорога как метафора жизни персонажей, вехи их духовного совершенствования (или деградации).

Жанр путешествия очень популярен в русской литературе.

Обратимся к произведению, название которого непосредственно включает в себя слово «путешествие» -

К сожалению, почти не изучаемое сегодня в школе, это произведение в момент его выхода (в 1790 г.) получило резкую оценку самой императрицы Екатерины II(она назвала Радищева бунтовщиком хуже Пугачёва), что сделало его весьма популярным среди прогрессивно мыслящих людей. За написание этой книги Радищев был приговорён к смертной казни, заменённой впоследствии 10-летней каторгой в Сибири. Весь тираж произведения, за исключением нескольких экземпляров, был уничтожен, но, несмотря на это, книга была широко известна благодаря рукописным спискам.

Повесть предваряется эпиграфом «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», что является видоизменённой фразой из поэмы Тредиаковского, в которой поэт этими словами описывает пса Цербера – знаменитого персонажа греческой мифологии, стража подземного царства. У Радищева же эта фраза стала характеристикой увиденного путешественником (героем повести) во время дороги из столицы Российской империи в Москву. Сам жанр путешествия стал для автора способом изложения его размышлений о российском общественном устройстве. Книга представляет собой собрание фрагментов, связанных лишь образом путешественника. Название глав соответствует названиям глав почтовых станций, где останавливается герой («Новгород», «Торжок», «Валдай» и др.). Автор создаёт картины современной ему России, особое внимание уделяет положению крепостных крестьян, много говорит об их угнетениях помещиками, резко осуждает самодержавный строй.

Рассуждениям о родной стране способствует и путешествие в дальние страны другого героя –

(примерная дата создания 1466–1472 гг.). Жанр хождения (=путешествия) здесь, как и у Радищева, позволяет автору обращаться ко многим реалиям новых для купца мест. Большая часть «Хождения» посвящена бытописанию, религиозным воззрениям, политическому устройству, традициям и культуре Индии. Но, восхищаясь многим из увиденного, Афанасий Никитин с грустью вспоминает о родине, понимая, что предан ей до глубины души. Ему всё интересно, но практически всегда герой пытается понять, применимо ли то или иное для Руси (так, например, он рассуждает о индийских продуктах и еде). Никитина удивляет также то, что в индийской земле уживаются более 70 верований. Но отступиться от своей веры герой не согласен, несмотря на то что это сулит ему материальную выгоду. Так, в «индийской земле» хан отбирает у героя коня, объяснив это тем, что коня может иметь только мусульманин, и обещает вернуть коня, если Никитин примет ислам. Срок объявления Никитиным своего решения приходится на большой христианский праздник – Успенский пост, и именно в этот день приходит в город «казначей Мухамед», объявивший, что он из тех мест, «откуда приходит солнце», и заступается за Афанасия. Герою возвращают коня, и он твёрдо убеждён, что Господь смилостивился над ним, не дав отступиться от веры. Таким образом, отъезд в дальние страны позволил герою лучше понять себя, почувствовать свою связь с родной землёй и христианством.

В пути находится и главный герой

Он ездит по усадьбам помещиков, пытаясь купить у них «мёртвые души». «Деловая поездка» героя позволяет писателю показать реалии российской жизни, прекрасные картины русской природы и, конечно, же образы самых живых в данном произведении «мёртвых душ» – крепостных крестьян. Под пером Гоголя также возникают удивительные типажи помещиков-крепостников Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина. Жадность, скудоумие и нежелание чему-либо учиться и что-то изменять превратили этих персонажей в по-настоящему мёртвые души. Гоголь недвусмысленно даёт понять, что господствующий класс – дворянство – вырождается. Даже самые «культурные», вроде Манилова, ограничены и не способны к действию. Как мы видим, образ дороги в поэме можно трактовать по-разному: это и реальная поездка Чичикова, пытающегося провернуть свою хитроумную аферу, и символическое выражение его жизненного пути, и будущее всей России. Именно здесь появляется образ Руси-тройки. Птица-тройка несётся вперёд. Этим образом Гоголь выразил свою надежду на развитие страны, веру в её славное будущее.

С реальной дорогой – железной – тесно связана судьба главной героини

Именно в поезде знакомится Анна с Алексеем Вронским, встреча с которым навсегда изменит её судьбу. На вокзале же, обессилевшая от вынужденного затворничества и борьбы за своё положение женщины, отторгнутой светом, обезумевшая от ревности, Анна Каренина и заканчивает свои дни, бросившись под поезд. Вообще железная дорога у Льва Толстого – это символ чего-то инородного человеку. Она олицетворение человеческого прогресса, который всё больше отдаляет людей от «земли», от жизни приусадебным хозяйством, что, по мысли Толстого, в корне неправильно, поскольку человек должен кормиться только своими трудами (есть те продукты, что выращивает сам, и носить ту одежду, что делает сам). По мнению, писателя, ведомство путей сообщения – это выдумка дьявола, поскольку народ ездит без надобности и тратит время на дорогу, а это приучает к безделью. Вероятно, поэтому линию судьбы Анны Карениной Толстой так тесно переплетает с «чугункой», даже этим образом подчёркивая «неправильность» жизни героини.

Образ дороги появляется

В начале произведения мы видим молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева, приехавшего в небольшой городок Дялиж, что неподалёку от губернского города С. Он полон надежд принести пользу людям, много работает, живёт очень скромно, совершает огромные переходы между Дялижем и городом С., посещая больных. Он не чувствует усталости после трудного рабочего дня или длительного похода туда и обратно в С., он полон сил. Но вот уже примерно через два года у него появляется пара лошадей и кучер Пантелеймон. А после так и не состоявшейся встречи Старцева с Катенькой Туркиной на кладбище (где герой собирался сделать девушке предложение руки и сердца), долгого ожидания и хождения среди могил, герой с наслаждением садится в коляску и думает, что не надо бы толстеть. Через четыре года, после возвращения Катеньки из столицы в С., мы видим, что герой ездит уже на тройке с бубенчиками, а ходит неохотно, потому что страдает одышкой. А в конце рассказа он так «пополнел» и «ожирел», что может ходить только откинув голову назад, а когда едет по городу, то кажется, что это языческий бог, так герой внушителен и неприступен. «Эволюция» отношения Старцева к способу передвижения наглядно показывает его духовную деградацию, когда благородные порывы молодого врача, его стремление работать, учиться и помогать другим были задавлены узостью и бездарностью окружающих его людей, а сам герой не нашёл в себе сил с этим бороться. В итоге перед нами толстый, одинокий, раздражительный, ничем, кроме денег, не интересующийся человек.

 

 

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ Ключевое направление мысли - понять и проанализировать, что происходит с человеком по мере того, как он узнает для себя что-то новое, открывает мир, познает людей и себя. Путешествие - это не о том или не просто о том, что человек увидел или узнал, - это о том, как он изменился, как изменился его характер, взгляды на жизнь, отношение к людям, как изменились его ценности. Путешествие - как изменение личности! ЧТО ЧИТАТЬ, ЧТО СМОТРЕТЬ Из школьной программы
  • Путешествие за три моря (А. Никитин)
  • Путешествие из Петербурга в Москву (А. Радищев)
  • Записки русского путешественника (Н. Карамзин)
  • Капитанская дочка (А. Пушкин)
  • Мертвые души (Н. Гоголь)
  • Кому на Руси жить хорошо? (Н. Некрасов)
  • ...
Из остальной литературы
  • Путешествия Гулливера (Дж. Свифт)
  • Вокруг света за 80 дней (Ж. Верн)
  • Автостопом по галактике (Д. Адамс)
  • Волшебник изумрудного города (А. Волков)
  • Удивительный волшебник из страны Оз (Л. Баум)
  • Москва - Петушки (В. Ерофеев)
  • Хоббит, или Туда и Обратно (Дж. Толкин)
  • Трудно быть богом (А., Б. Стругацкие)
  • Жизнь Пи (Я. Мартел)
  • Два капитана (В. Каверин)
  • Одиссея (Гомер)
  • Зубр (Д. Гранин)
  • Коллеги (В. Аксенов)
  • Метро 2033 (Д. Глуховский)
  • Лавр (Е. Водолазкин, 2012)
  • Житие протопопа Аввакума (автобиография, 1672)
  • Война и мир (Л. Толстой)
  • Судьба человека (М. Шолохов)
  • ...
Из литературы НОН-ФИКШН
  • Путешествие на "Кон-Тики" / Экспедиция "Кон-Тики (Т. Хейердал)
Русские путешественники
  • Ф. Ф. Конюхов, путешественник, писатель
  • Н. Н. Миклухо-Маклай, антрополог, биолог, путешественник
  • Н. М. Пржевальский, путешественник и натуралист
Из кинематографа
  • Назад в будущее (Р. Земекис, С. Стилберг)
  • Хоббит: нежданное путешествие (П. Джексон)
  • Кин-дза-дза (Г. Дагелия)
  • Достучаться до небес (Т. Ян)
  • Москва - Кассиопея (Р. Викторов)
  • Жизнь Пи (Э. Ли)
  • Возвращение Одиссея (А. Кончаловский)
  • Девять дней одного года (М. Ромм)
  • Коллеги (А. Сахаров, В. Аксенов)
  • ...
О ЧЁМ ПОДУМАТЬ
  • Путешествие - только ли перемещение в пространстве?
  • Что дают человеку путешествия?
  • Почему важно видеть другие места?
  • Как меняется человек во время путешествия?
  • Жизнь как путешествие
  • Жизненный путь - что это?
  • Кто выбирает человеку жизненный путь?
  • Как человек выбирает жизненный путь?
  • Меняется ли человек во время жизни?
  • Почему важно выбрать свой жизненный путь?
  • Можно ли выбрать свой путь раз на всю жизнь?
  • Можно ли менять свои жизненные цели?
  • ...
Темы сочинений, предложенные
  1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?
  2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
  3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
  4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
  5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
  6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
  7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
  8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
  9. Как путешествия помогают познавать себя?
  10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: