Психологические различия мужчин и женщин.




План

1. Вступление.

2. Психологические различия мужчин и женщин.

3. Заключение.

Список литературы.

 

Вступление.

Наиболее глубокой чертой человека является его принадлежность к определенному полу. Женственность и мужественность в определенном смысле суть предшественники и изначальные способы выражения сущности, т.е. чего-то такого, что может быть одномоментно передано в любой социальной ситуации и даже попадает в самую цель при характеристике человека. В-третьих, пол вкупе с возрастом дает более глубокое по сравнению с принадлежностью к определенному классу или какой-либо социальной группе понимание того, какой должна быть наша первичная природа и в каких ситуациях она может и должна быть продемонстрирована.

В последние десятилетия в зарубежной и отечественной психологии резко усилился интерес к психологическим различиям, связанным с половой принадлежностью. Увеличивается количество исследований и публикаций, организуются специальные конференции и симпозиумы. Изучение широкого круга вопросов, связанных с различными аспектами психологических аспектов, связанных с полом имеет, несомненно, не только теоретическое, но и огромное практическое значение: достаточно назвать в этой связи лишь две сферы — семейные отношения и воспитание подрастающего поколения в школе.

Наука все еще далека от окончательного ответа на этот вопрос — чем же мужчина отличается от женщины. Сегодня область, связанная с психологическими различиями между полами, — это поле жестокой битвы между двумя научными дисциплинами: гендерной и эволюционной психологией. Первые стремятся доказать, что фундаментальных психологических различий между гендерами не существует вовсе, а то, что мы наблюдаем, — лишь вредные стереотипы, навязанные нам культурой и воспитанием. Причем культуры в большинстве своем пат­риархальны, то есть вырабатывают правила, удобные для мужчин и угнетающие женщин. Напротив, эволюционные психологи настаивают на том, что главные психологические различия между полами универсальны для всех культур, а некоторые из них — для всех высших приматов и некоторых других животных. Корни этих различий связаны с разными биологическими ролями и восходят к генетике: мужчина генетически больше отличается от женщины, чем от самца шимпанзе.

Целью данной работы является выявление психологический различий и особенностей, связанных с половой принадлежностью.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

· изучение и анализ научной литературы

· концептуализировать понятие «психологическое различие»;

· выявить значимость общения для мужчин и женщин;

· обозначить мужской и женский стиль общения;

· выявить психологические отличия, связанные с полом.

Предметом исследования в работе являются психологические различия, связанные с полом.

Объектом исследования в работе являются представители референтных групп мужчин и женщин, которые были вовлечены в экспериментальные исследования, описанные в научной литературе.

Психологические различия мужчин и женщин.

Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее от особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также от социального воздействия, нежели от биологических различий между полами. Другие исследования не менее убедительно показывают, что психологические различия между мужчинам и женщинами имеют и вполне генетические, биологические корни. Примеры, подтверждающие биологическую детерминированность половых различий: так, в израильских общинах-кибуцах, где на протяжении 90 лет дети воспитывались одинаково нейтрально, вырастая, девочки выбирали «женские» профессии, мальчики — «мужские», демонстрируя типичное поведение для представителей своего пола.

Научные данные говорят о том, что уже начиная с 8 недели беременности под воздействием половых гормонов мозг мужчин и женщин развивается по-разному. Если во время беременности происходит «сбой программы» и не поступает достаточного количества тестостерона для мальчика (или, наоборот, поступает лишний тестостерон для девочки), это может привести к тому, что психологический пол или сексуальная ориентация будет не соответствовать биологическому полу.

Психологические различия - это особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются психологические различия, которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы (например, индивидуальные пороги ощущения, время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (напр., интересы, способности, характер). При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом, в результате обучения, тренировки и т. п. [29].

Многие авторы, как пишетБодалев А. А., указывают, что для женщин общение более важно, чем для мужчин. Установлено, что объем общения у женщин в полтора раза больше, чем у мужчин [1, с. 97-99]. Большая значимость общения у девочек проявляется уже в младшем ясельном возрасте, они проявляют интерес к личным взаимоотношениям, а мальчики – к предметам. Девочки обнаруживают больше ответственности и «материнского поведения» по отношению к другим детям. В любом возрасте девочки чаще мальчиков бывают задействованы в «социальных» играх с участием других детей. Большая озабоченность девочек своей внешностью и манерами поведения является косвенным проявлением их интереса к мнению о себе окружающих. Социальные игры девочек, как указывает Ильин Е. П., требуют большего количества слов, они готовы к общению раньше, чем мальчики [9, с. 116]. О. А. Тырнов, например, выявил, что юноши чаще, чем девушки, используют шаблонные типы взаимодействия. Они в меньшей степени владеют приемами и способами общения. Девушки же более гибки и вариативны в общении [18, с. 114].

Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи у мужчин [26, с. 327-336].

Как указывает Е. П. Ильин, большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей:

· женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях;

· точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека [9, с. 118].

Особенностью восприятия мужчин является визуальный канал, женщин – вербальный.

Как отмечает Бодалев А. А., мужчины воспринимают ситуацию в целом, женщины фиксируют свое внимание на мелочах. Женщины дают более детализированные описания внешности других людей, чем мужчины, при этом мужчины личностные характеристики делают в два раза чаще, чем женщины [1, с. 33-36].

Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского пола. Это следует из данных Ж. Лендел: при оценке любимого учителя почти в каждом классе (с 8-го по 10-й) девочки указали больше позитивных качеств, чем мальчики (на 15,2 %), а при оценке нелюбимого учителя мальчики на 14,5 % указали больше негативных качеств, чем девочки [14, с. 100-104].

Для мужчин при восприятии женщин решающее значение имеют физические признаки привлекательности. Высокоэкспрессивные женщины воспринимаются как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные [4, с. 103-118].

Как указывает Е. П. Ильин, многословие мужчин воспринимается как недостаток в их личности, а у женщин — как норма [9, с. 118].

Во многих работах показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста. Как отмечает В. Е. Каган, дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек — «девочки лучше мальчиков, и я хорошая» [10, с. 65-69].

Бурн Ш. в книге «Гендерная психология» пишет, что группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных качеств представителей других групп и создания образа внешнего врага. Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпускают острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представителей противоположного пола [4, с. 226].

Как показано С. Д. Гуриевой, предубеждение против лиц другой национальности (установки) у мужчин и женщин проявляются по-разному. У большинства женщин установка проявляется на эмоциональном уровне, а у мужчин — на когнитивном [7, С. 260-262].

П. В. Павликова [15, с. 23-24] показала, что у мальчиков старших классов в 1,5-2 раза больше, чем у девочек, выражены этноэгоизм, этноизоляционизм и национальный фанатизм. Девочки более толерантно относятся к другим этническим группам: у них менее выражены неприятие к другим народам, чувство превосходства своего народа над другими, стремление обособиться на своей национальной территории.

А. А. Бодалев и Кон С. И. показали, что в круг непосредственного общения у женщин разновозрастных лиц входит больше, чем у мужчин. Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девушки в значительной их части — на более старших представителей мужского пола [1, с. 33-36; 12, с. 49-50].

По данным А. А. Бодалева, в круге ближайшего общения мужчин людей, занимавшихся одинаковой с ними деятельностью, оказалось на 21-34 % больше, чем у женщин. У мужчин, по сравнению с женщинами, среди субъективно значимых для них людей, с которыми они непосредственно общались, оказалось также больше лиц с более высоким социальным статусом (на 24-27 %). Основанием для включения того или иного человека в круг общения у мужчин является возможность получения от этих лиц различного рода помощи, а также участие их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С возрастом причины формирования круга непосредственного общения меняются. Если у детей предпочтение отдается по эмоционально-половому признаку, то у взрослых главным фактором в выборе партеров общения является прагматизм [1, с. 33-36].

Р. Хаген и А. Кан выявили интересные факты: высококомпетентные женщины не пользуются расположением не только мужчин, но и женщин. Было экспериментально установлено, что и те и другие стремятся исключить из своей группы компетентных женщин. Авторы объясняют это тем, что высокая компетентность женщин нарушает существующие полоролевые стереотипы. Проигрыш мужчины женщине почти всегда означает снижение его самооценки, поскольку «настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину (очевидно, по этой причине проводятся отдельные для мужчин и женщин соревнования на первенство мира по шахматам, хотя некоторые выдающиеся представительницы «слабого пола» неоднократно доказывали, что они не слабее многих международных гроссмейстеров) [24, с. 362-376].

В пожилом возрасте, по мнению Паниной Н. В., женщины склонны к активному расширению межличностных контактов, а мужчины ограничивают свои контакты рамками семьи [16, с. 16].

Женщины имеют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Интимность отношений сильно проявляется уже у девочек-подростков, что побуждает их к установлению контактов с лицами противоположного пола. И мужчины, и женщины описывают свои дружеские отношения с женщинами как более близкие, приносящие радость и взаимную заботу [9, с. 122].

Мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями, но они имеют больше «секретов», чем женщины, менее откровенны и неохотно делятся с другими интимной информацией. Даже испытывая достаточно сильное чувство привязанности, они боятся его проявлять, так как самораскрытие считается признаком слабости и приводит к потере уважения со стороны других мужчин. Поэтому мужчины более одиноки, чем женщины. Несмотря на то, что круг общения у мужчин может быть шире, общение носит более поверхностный характер, чем у женщин. От мужчин редко ждут эмоциональной поддержки, так как они реагируют на раскрытие перед ними чувств другого человека настолько логично и безэмоционально, что это можно принять за отвержение. В свою очередь мужчины, избегающие самораскрытия, тем самым уменьшают возможность получить поддержку от других, поскольку окружающие могут и не догадываться, что им требуется такая поддержка [28, с. 261-271].

С возрастом вне зависимости от пола близость между людьми увеличивается [16].

По данным В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева, в младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, но с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки. Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и на студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности был в пределах 0,28-0,53, а в женских — 0,08-0,11 [5, С. 108-114].

Девочки, придя в школу, быстрее устанавливают контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. По данным Гончарова В. А., число «изгоев» среди школьников 7-8-х классов значительно выше у девочек. Они отвергаются из-за особенностей темперамента или интеллекта, а мальчики — из-за особенностей характера [6, С. 143-145].

По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью [20, с. 183-196; 27, с. 57-66]. Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют с помощью силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они часто «наговаривают» друг на друга. Среди девочек распространены нежные прозвища, тогда как мальчики за основу кличек берут физические особенности или фамилии. В ласкательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т. п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус [9, с. 122-123].

Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский — взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются [19, c. 259-310; 21; 25, с. 193-210; 22, с. 5-37.]. Хотя, многое зависит от группы общения и позиции в ней мужчины. В чисто мужских группах мужчины, по данным С. Джонсона улыбаются и смеются реже, чем женщины в чисто женских группах. Однако в смешанных группах мужчины-лидеры, общаясь с женщинами-подчиненными, и мужчины-подчиненные, общаясь с женщинами-лидерами, улыбались чаще, чем женщины [25, с. 193-210]. Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью, стремлением к доминированию, к креативным и рациональным способам взаимодействия [22, с. 130-141]. Мужчины общаются друг с другом на большем расстоянии, у них меньше принято обниматься и особенно целоваться. Для мужчины содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам. Мужчины чаще используют прикосновения к другим, чем женщины, последние предпочитают прикосновения к себе.

Женщины (особенно в разнополых группах), как пишет Л. Карли, предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника — они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны, чаще задают вопросы, повторяя их, чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить свое мнение и проявить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Л. Карли с соавторами [22, с. 130-141] утверждают, что у женщин несколько больше, чем у мужчин, выражены оправдывающаяся интонация, дружелюбность в экспрессии лица, степень наклона и напряженность позы, спокойная жестикуляция. Женщины-лидеры смеются одинаково часто при общении, как с мужчинами, так и с женщинами (в отличие от мужчин-лидеров, которые смеялись лишь в присутствии противоположного пола).

Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком [23, с. 4]. Женский стиль общения связан с такими межличностными отношениями, для которых характерны подчиненные, либо социально желательные стратегии поведения, демонстрируя которые женщина опирается в большей степени на интуицию [26, с. 11-12.]. Для женщин более важными являются семейные социальные роли, а для мужчин – профессиональные [11, с. 249-258].

Более или менее признанные различия мужского и женского делового стиля выражается в следующем:

 

1. Для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин - эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, а женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям. С другой стороны, женщины (праводоминантные личности) легче видят все поле проблем и параллельно отдельные моменты; мужчины (леводоминантные) предпочитают рассматривать ситуации последовательно.

2. У мужчин рациональность и простота - главные критерии правильности решения, у женщин - позитивные человеческие последствия.

3. Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам.

4. Мужчине результат важнее процесса, женщине - наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения.

5. Женщины рассчитывают на себя, а мужчины на команду, хотя в реальности женщины - более склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений. Женщины осторожнее мужчин, они не любят рисковать.

6. Женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные.

7. Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе. 90% мужчин считают самым важным в жизни работу.

Поведение и коммуникации мужчин и женщин в публичной и приватной жизни определяется нормами и стереотипами гендерного поведения. Многие мужчины полагают, что они правильно исполняют свою роль, когда ведут себя самовластно, напористо, невежливо. И женщины в условиях эмансипации начинают имитировать именно такое, авторитарное поведение мужчины. То есть вместо освобождения от мужского шовинизма - юридического, социального и психологического, они попадают в принудительную зависимость имитирования чуждой им роли, то есть утрачивают внутреннюю независимость, стремясь к независимости внешней. [13, C. 299-313.]

Как отмечает В. М. Погольша, мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизиологических особенностей. Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разрядке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как сплав врожденного и приобретенного [17, С. 15].

Мужчины и женщины зачастую по-разному воспринимают окружающий мир, неодинаково мыслят, одни и те же ситуации вызывают у них противоположные эмоции. Гендерные различия обнаружены в области вкусовых и обонятельных ощущений [8, с. 344-345]. Мужчины характеризуются более высокой скоростью моторных реакций на раздражители разной модальности [3, с. 23]. Еще совсем недавно эти различия объяснялись исключительно действием половых гормонов и стилем воспитания мальчиков и девочек, который «вынуждает» мужчин и женщин вести себя определенным образом. Сегодня все больше ученых уверены в том, что гендерные особенности нашего восприятия, мышления и даже поведения связаны, прежде всего, с устройством и работой нашего мозга. Давно доказано, что мозг женщины на 10% меньше мужского. Это связано с меньшей массой тела женщины и на уровень интеллекта это не влияет. Сегодня нет подтверждения тому, что наши интеллектуальные способности зависят исключительно от строения мозга, но ясно другое: мозг мужчин и женщин развивается и функционирует по-разному. Он отличается не только строением различных отделов, но и структурой нейронных цепей и химических соединений, переносящих сообщения от нейрона к нейрону. Ультразвуковое обследование женщины при сроке беременности 26 недель позволяет отличить мозг мальчика от мозга девочки.

У нас по-разному развиты лимбическая система и кора больших полушарий. Кора (она отвечает за осознанное восприятие, анализ, сравнение, выбор) мужчины содержит порядка 11 миллиардов нервных клеток, у женщины – около девяти. Но в женском мозге доминирует лимбическая система (более древняя зона мозга, которая управляет физиологическими, гормональными процессами, эмоциональным и инстинктивным поведением).

Другие важнейшие гендерные особенности функционирования мозга связаны с размером его участков. В 2001 году нейрофизиологи из Гарвардской медицинской школы под руководством Джил Голдштейн произвели сравнительный замер 45 зон мозга и установили, например, что у женщин в среднем лучше развиты участки лобной доли коры, где расположены центры, отвечающие за планирование действий. А у мужчин – области теменной коры, участвующие в восприятии пространства. Кроме того, у мужчин больше размер амигдалы – небольшой области мозга, контролирующей эмоции, социальное и сексуальное поведение. Интересно, что в одних и тех же ситуациях у мужчин активизируется правое ядро амигдалы, а у женщин – левое. Именно поэтому мужчины, рассказывая о каком-то событии, описывают его в целом, а женщины концентрируются на деталях.

Количество тестостерона определяет «пол» мозга. Примерно у 10% женщин мозг в различной степени маскулинизирован. Это связано с тем, что их нервная система еще до рождения, в утробе матери, в возрасте шести-восьми недель подверглась воздействию избыточной дозы тестостерона. Мозг в определенной мере феминизирован у 15–20% мужчин. Причина этого, напротив, в недостатке тестостерона. Чаще всего это происходит в том случае, если мать в период беременности пережила сильный стресс.

В целом у мужчины более высокая острота зрения при фотопическом (дневном) зрении, а у женщин – при скопическом (сумеречном) [8, с. 345]. В задачах на измерение времени реакции на зрительные стимулы мужчины показывают более быстрые реакции, чем женщины во всех возрастах [8, с. 345].

Интересны гендерные различия в области выполнения задач на зрително-пространственные координации. Эти невербальные тесты оценивают способность мысленно представлять положения в пространстве вращающегося объета или опознать некоторый трехмерный объект, находящийся в измененном пространственном положении. Примером такой задачи является известный тест на умственное вращение, когда испытуемому нужно опознать целевой объемный объект среди похожих на него объектов, повернутых в разные стороны. В работах Д. Хелперн установлено, что в таких задачах мужчины имеют явное преимущество перед женщинами [8, с. 345]. Иногда различия очень значимы и достигают 16% и более, мужчины показывают в таких задачах большую точность и выполняют их быстрее, чем женщины. Женщины в процессе умственного вращения тестовой фигуры выполняют больше вращательныхфигур руками, и для успешного выполнения подобных задач им в большей степени необходима вербальная перешифровка. Когда опыты на умственное вращение были проведенв с группой мужчин, страдающих повышенным уровнем женского гормона тестрогена и обладающих повышенной выраженностью женских вторичных половых признаков, то они показали пониженную способность выполнения этого зрительно-пространственного теста [8, с. 346]. Аналогичные результаты, но уже на группе женщин, были также получены: женщины с повышенным уровнем мужского гормоа андрогена показали более высокий уровень выполнения данного теста [8, с. 346].

Как показало новое исследование, мозг мужчин и женщин обрабатывает информацию о цвете немного по-разному. Это означает, что если мужчине и женщине показать апельсин, он покажется мужчине «более красным», чем женщине. Подобным же образом представители сильной половины человечества видят траву немного более желтой, а женщины – более зеленой. И на этом различия не заканчиваются. Как показали эксперименты ученых из университета Нью-Йорка, мужчинам трудно различать малейшие оттенки желтого, зеленого и синего. Это не слишком серьезный недостаток, однако, это значит, что выбор оттенка краски для стен лучше всего доверить женщине. Ученые из Университета Нью-Йорка получили весьма интригующие результаты при проведении эксперимента, в ходе которого мужчинам и женщинам показывали вспышки света и просили назвать увиденные ими цвета. Все участники эксперимента обладали нормальным зрением, ни один из них не страдал дальтонизмом – эта особенность гораздо чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Это связано с тем, как мозг под влиянием гормона тестостерона обрабатывает и воспринимает сигналы, поступающие с органов зрения. Как показывают эксперименты, мужчинам лучше удается обнаруживать мелкие детали движущихся объектов – в далеком прошлом это свойство, вероятно, помогло нашим предкам стать хорошими охотниками. В современном мире это свойство может особенно пригодиться во время просмотра телетрансляций футбольных матчей.

Заключение.

Таким образом, на соматическом уровне имеется ряд выраженных различий между мужчинами и женщинами. Однако эти свойства не являются ведущими в формировании высших психических функций и личностных особенностей индивидов. В психофизиологических свойствах половые различия не так четки и однозначны, как в соматических. В отношении целого ряда свойств такие отличия не выявлены. Это может быть обусловлено как отсутствием таких отличий, так и тем, что психофизиологические особенности, непосредственно связанные с биологическим полом, невелики и маскируются индивидуальной вариабельностью. Биологический пол, скорее всего, является только одной из многих составляющих, которые определяют личностные особенности. Культурное наследие, уровень образования, ведущий вид деятельности, возраст через взаимодействие с фактором пола вносят существенный вклад в формирование поведенческих и личностных особенностей мужчин и женщин. Отсутствие выраженных половых различий в психологических свойствах дает основание предполагать, что гендерная социализация, формирование маскулинного или фемининного типа личности и соответствующего стиля поведения имеет не столько универсально–биологическую, сколько социокультурную детерминацию.

 

 

Список литературы:

1. Бодалев А. А. Личность и общение.—М. Педагогика, 1983.

2. Бодалев А. А. К феноменологии формирования первого впечатления//Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. — М., 1976.

3. Булаева К. Б. Генетические основы психофизиологии человека. – М.: Наука, 1991

4. Бурн Ш. Гендерная психология. — СПб.; М., 2001.

5. Васильева В. Н., Васильев Н. А. Социометрический статус школьников, сплоченность класса и успеваемость // Психофизиология. — Л., 1979.

6. Гончаров В. А. Динамика межличностных взаимоотношений в искусственно реорганизованной малой группе // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

7. Гуриева С. Д. Факторы нейтрализации этносоциальной установки в межнациональных отношениях // Ананьевские чтения-2002: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2001.

8. Гусев А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие, ред. Б. Братусь: Академия, 2007

9. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002

10. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. — 2000. — № 2.

11. Каспэ И. Дом на экране: aтрибуты и символы домашнего пространства в интернет-средах // Russian-cyberspace.org: Интернет-публикация

12. Кон И. С. Психология юношеской дружбы. — М.: Просвещение, 1972.

13. Краснокутьська Ю. С. Internet як Mass-Media: Основні теоретичні-методологічні підходи // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства. Зб. Наук. праць, Харків, 2005.

14. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994

15. Павликова П. В. Особенности этнической идентичности у старшеклассников: Выпускная квалификационная работа. СПб гос. университет, кафедра социальной психологии., 2001.

16. Панина Н. В., Сачук Н. Н. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1985. — № 9.

17. Погольша В. М. Личное влияние и поло-ролевой стереотип // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1997

18. Тырнов О. А. Психологические особенности общительности у юношей и девушек // Принцип системности в современной психологической науке и практике: Третьи Международные научные Ломовские чтения. — Т. 2. — М., 1996.

19. Ahaja, M., Ogan,С., Herring,,S. C., and Robinson, J. C. Gender and career coise determinants in information systems professionsls: A сomparison with computer science // F. Niederman and T. Farrat (Eds.), IT Workers: Human Capital Pablishing, 2006. -[Электронный ресурс]. – Интернет публикация. - Режим доступа: https://ella.slis indiana. edu/~herring/ahaja.2006.pdf.

20. Aries E. J., Johnson E. L. Close friendship in adulthood: Conversational content between same-sex friends // Sex Roles, 1983, v. 9.

21. Burke, Peter J. and Alicia D. Cast. 1997. «Stability and Change in The Gender Identities.

22. Carli L., LaFleur S., Loeber C. Nonverbal behavior, gender, and influence // J. of Personality and Social Psychology, 1995.

23. Glenn, Evelyn Nakano. 2002. Unequal Freedom: How Race and Gender Shaped American Citizenship and Labor. Cambridge, MA: Harvard University Press.

24. Hagen R. L., Kahn A. Discrimination against competent women // J. of Appl. Soc. Psychol., 1975, № 5

25. Heimrath R., Goulding A. Internet perception and use: a gender perceptive // Program. – 2001. – Vol. 35. -- № 2.

26. Howard, Judith. 1988. Gender Differences in Sexual Attitudes: Conservatism or Powerlessness?» Gender & Society.

27. Johnson C. Gender and formal authority // Social psychology quarterly, 1993, v. 56

28. Saurer M. K., Eisler R. M. The role of masculine gender role stress in expressivity and social support network factors // Sex Roles, 1990, v. 23

29. Психологический словарь. -- [Электронный ресурс]. – Интернет публикация. - Режим доступа: https://www.anypsy.ru/glossary/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: