Лекция 6 - Историко-археологические памятники Казахстана




Цель лекции: Ознакомление систорико-археологическими памятниками Казахстана

План лекции:1.Мазар Козы Корпеш- Баян Слу - памятник архитектуры Х-ХI вв.

Мавзолей Арыстан-баба

Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания.

Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары ("жилища мертвых"). Широкую известность приобрели мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Кара-хана в Таразе и др.

Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты.

В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке: "Эта гробница, называемая Абаджи-хатун. Строитель ее…" Устойчивость объемной композиции мавзолея и возведение его на каменном фундаменте с отмосткой из плитняка способствовали хорошей сохранности памятника.

Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно назвать расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что в нем проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов, конструкции здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ. Архитектор Т.К. Басенов называл его "своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов".

Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных сочетаниях воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, из которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы уходят своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II-I тысячелетий до н.э.

Предания донесли до нас и историю создания мавзолея, в котором, согласно одной легенде, похоронена красавица-дочь известного поэта и ученого Хаким-ата, заболевшая и внезапно скончавшаяся в ненастную осеннюю пору во время поездки к своему жениху Кара-хану. Среди надписей на угловых колоннах здания сохранились такие слова: "Осень, тучи…жизнь прекрасна".

Улытауский район Центрального Казахстана издавна был излюбленным местом летовок правителей кочевых племен. В этой местности находилась ставка хана Жошы и его сыновей. Мавзолей хана Жошы (1228-1230) находится на холмистом берегу реки Кара-Кенгир. По своей объемной композиции - это портально-купольное однокамерное сооружение из красного жженого кирпича. Многогранный барабан, сферо-конический купол, стрельчатая арка ниши портала - повторение строительных форм предыдущего караханидского времени.

Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.). Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.

Широко известно, что культовые сооружения казахов отличались большим разнообразием. К числу оригинальных надгробных памятников относится овеянный легендами мазар Козы Корпеш - Баян Слу и более ранний по времени Домбаул. Таких сооружений в Казахстане немало. Эти сложенные из камня круглые юртообразные памятники получили у казахов название "уйтас" или "дын". Своим происхождением, как полагают ученые, они обязаны древнейшим типам однокамерных построек с коническим или сфероидным сводом - шошала, бытовавшим у скотоводов Казахстана еще в первобытную эпоху.

Мазар Козы Корпеш- Баян Слу - памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на берегу реки Аягуз в Семипалатинской области. Мазар, связанный с именами героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом в мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по народному преданию, Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. В 1856 году они были зарисованы Ч.Ч. Валихановым. Памятник - символ бессмертия трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа.

Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана: Мангыстау, Устюрте и в долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков.

Архитектор М.М. Мендикулов много лет исследовал памятники этих полупустынных районов и по существу открыл для науки и широкой публики уникальный заповедник традиционного строительного искусства мастеров-камнерезов Прикаспия. Наиболее распространены здесь надгробные памятники - сагана-тамы, кереге-тамы, кулыптасы, койтасы, уштасы и сагана.

Сагана-тамы, представляющие собой прямоугольный параллелепипед, сложенный из крупных блоков ракушечника, получили наибольшее развитие в конце ХIХ- начале ХХ веков. Поверхности их наружных и внутренних стен богато декорированы рельефной и контурной резьбой, орнаментальной росписью.

Более древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени, демонстрируют такие мемориальные памятники, как кулыптасы. Обычно это каменный столб, имеющий базу в виде массивной вкопанной в землю плиты, ствол, украшенный плоскорельефной резьбой и скульптурно обработанное навершие.

Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из них - мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв. н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым орнаментом. В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он стал затворником и больше не покидал свою подземную обитель.

Говоря о святынях Мангыстау нельзя не упомянуть Шеркалу. Город-крепость, вырубленный в скале, он был известен еще в VIII-IХ веках во времена арабских завоеваний. Гора, превращенная человеком в неприступную крепость, напоминала льва, поэтому и вошла в историю как "город-лев".

Мавзолей Арыстан-баба

В 150 километрах г. Шымкента, недалеко от городища Отрар находится мавзолей проповедника Ислама, религиозного мистика, жившего в XII веке, учителя и духовного наставника Х.А.Яссави, Арыстан-баба (памятник архитектуры XIV в.).

Как говорится в легенде, по распоряжению Амира Тимура над могилой Ходжа Ахмеда Яссави началось строительство мечети (1338-1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу по вине внезапно появлявшегося зеленого быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а затем над могилой Х.А.Яссави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-баба, а потом мавзолей Х.А.Яссави.

Первая перестройка мавзолея относится к XIV-XV вв. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на 2 резные деревянные колонны. Здание XVIII века разрушилось и в 1909 г. было отстроено заново, о чем гласит надпись на одном из картушей фриза.

В 1971 г. из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших ее к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново. Здание построено из жженого кирпича на алебастровом растворе, в лицевой кладке стен. Представляет собой тип многокамерного мемориального комплекса поперечно-осевой композиции многофункционального назначения.

Комплекс формировался путем пристроек к первоначальному помещению усыпальницы, где захоронен проповедник ислама Арыстан-баб, второго помещения - гурханы - для последователей его религиозного учения, в левом крыле и мечети со вспомогательными помещениями в правом. Эти два функциональных объема объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.

В мавзолее под стеклом представлен Коран - великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.

Национальный природный парк Алтын Эмель находится в 150 км от города Алматы в долинах Джунгарского Алатау. Название “Алтан Эмель” происходит из монгольских слов “алтын” – золотое, “эмель” – седло. По преданию, во время своих нашествий, Чингисхан, увидев золотые горы на закате, воскликнул: “Алтын Эмель”. Территория национального парка – более пятисот тысяч гектар, южная граница начинается от Капчагайского водохранилища близ Алматы, а сереверная граница находится в Восточно-Казахстанской области. Природа этой местности удивительно многообразна – от высоких гор высотой до трех тысяч метров над уровнем моря и невысоких гор с необычными меловыми породами до пустынных барханов. Здесь находится всем известный “поющий бархан”, издающий звуки, напоминающие звучание органа. Природа этого явления еще не до конца исследована – ученые предполагают, что необычные звуки издаются при незаметном трении сухого песка, при этом песок электризуется и возникает вибрация. “Пение” бархана слушно в радиусе нескольких километров и бархан, имющий длину 3000 метров и высоту 80метров, не перемещается, как обычные пустынные барханы, возраст поющего баохана – несколько тысячелетий. Недалеко от поющего бархана находится горы Ак-тау, в переводе означающий “белые горы”, здесь можно полюбоваться “лунным пейзажем”. По исследованиям ученых, этим меловым горам несколько десятков миллионов лет – столько лет назад здесь было море, сейчас палеонтологи находят останки древних животных – современников динозавров. На территории национального парка Алтын Эмель находятся курганы сакских правителей VII-III вв. до н.э. – пять курганов – “Бесшатыр”, высотой около 20 метров и более сотни метров в диаметре. Очень богата флора и фауна этого национального парка – более 70 видов млекопитающих, большая часть которых занесена в Красную Книгу Казахстана. Растения, произрастающие в парке Алтын Эмель, насчитывают более 600 видов, среди них древний вяз, которому более 700 лет. По территории этого парка протекает одна из крупнейших рек Казахстана – река Или, где обитают около двадцати видов рыб.

Карасакал — некрополь, погребально-культовый комплекс XVII — начала XX века в Западном Казахстане, расположенный на левом берегу реки Эмбы в 60 км на юго-запад от посёлка Жаркамыс Байганинского района Актюбинской области Казахстана.

Площадь некрополя составляет 15 га. Он включает в себя около тысячи надгробных сооружений, создававшихся народными зодчими, резчиками по камню — представителями казахских родов Младшего жуза (адай, табын и другие).

Наиболее значительным памятником является мавзолей Ендибай, сложенный из распиленных блоков известняка и представляющий собой прямоугольный остов с шлемовидным куполом. Декор снаружи плоскорельефный, в интерьере — контурный с покраской орнамента.

Большую группу сооружений составляют выложенные из блоков известняка-песчаника саганатамы, сочетающиеся с кулпытасами и койтасами. Разнообразие типов малых форм традиционной погребальной архитектуры представлено кулпытасами, койтасами, сандыктасами. Они отличаются богатством декора, плоскорельефная резьба дополнена покраской фона и орнамента. Кулпытасы содержат арабографические эпитафии на казахском языке. Входящие в состав Карасакала памятники позволяют проследить этапы накопления опыта их строительства с переходом от простых к более сложным объёмно-геометрическим формам.

Некрополь в 1982 году был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения и охраняется государством

Баня Кали-Жунуса

Баня Кали-Жунуса — памятник хозяйственно-бытовой архитектуры XIX века, расположенный в городе Тараз. В 1982 году баня Кали-Жунуса была включена в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взята под охрану государства]

Архитектура

Из внутренних помещений десять были сохранены в первоначальном виде, разрушенное одиннадцатое было восстановлено. Помещения соединяются между собой арочными проходами

Общая площадь здания 18×25 м. Толщина стен — 0,8 м, высота — от 2,5 до 3 м, высота помещений до куполов — от 4 до 6 м.

Сооружение полностью сложено из жжёного кирпича. В верхней части куполов находятся небольшие прямоугольные отверстия для освещения. Помещения внутри украшены арками, фигурными нишами.

Мавзолей Карахана

Мавзолей Карахана (мавзолей Аулие-ата) (каз. Қарахан кесенесі) — сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидов. Памятник архитектуры XI века расположен в казахстанском городе Тараз на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра.

Представляет собой квадратное в плане портально-купольное сооружение. Состоит из центрального зала и трёх небольших угловых помещений, четвёртый угол мавзолея занят лестницей, ведущей на крышу сооружения.

Лицевым фасадом мавзолей обращён на юг, по краям обрамлён минаретами. Вход — в глубине арки, по обе стороны которой находится по три ниши: прямоугольной, квадратной и стрельчатой формы.

Снаружи стены мавзолея сложены из современного кирпича, а изнутри купол и арочные ниши, заканчивающие оконные проёмы, сложены из кирпича караханидского времени.

В 1906 году мавзолей Карахана был перестроен и при сохранении конструкционного принципа утратил первоначальное архитектурно-декоративное убранство. Внутри мавзолея сохранилось ступенчатое надгробие.

Впервые мавзолей был подробно исследован Б. П. Денике и описан им в книге «Архитектурный орнамент Средней Азии».[1] В 1982 году мавзолей Карахана был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.

Акыртас

Впервые Акыртас упоминается в дневнике даосского монаха Чан Чуня, отправившегося в 1222 году из Китая черезСайрам в Самарканд, в лагерь Чингисхана. Вот что сообщается в его дневнике: «На дороге попалось нам каменное городище: камни совершенно красного цвета; есть следы древнего военного становища. На западе есть большие насыпи могильные, расположенные как звёзды в Медведице»

История изучения Акыртаса началась в 1861 году, однако до сих пор нет единого мнения по вопросу, кто его построил. Среди различных теорий назначения Акыртаса — буддийский либо несторианский монастырь, арабский дворец. Последние данные, полученные в результате археологического исследования, позволяют отождествлять Акыртас со средневековым городом Касрибасом, находившимся на Великом шёлковом пути. Большинство ученых полагают, что Акыртас строился по приказу главного организатора завоевательных походов арабов в Среднюю Азию, арабского полководца Кутейбы ибн Муслима в 714—715 годах. Не достроен он был по причине того, что Кутейбу обвинили в сепаратистских настроениях и казнили.

Мавзолей Алаша-хана

Мавзолей (кумбез) Алаша-хана (каз.Алаша хан күмбезі) — памятник архитектуры Казахстана X-XI веков, расположенный в Улытауском районе Карагандинской области в 2 км к юго-западу от села Малшыбай на правом берегу реки Каракенгир. Архитектор мавзолея неизвестен. В 1982 году мавзолей Алаша хана был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.

В плане мавзолей Алаша-хана имеет форму прямоугольника размерами 9,73×11,9 м, высота 10 м. Здание было построено из кирпича, лишь для оформления оконных проёмов и дверей было использовано дерево.

В центре главного фасада имеется двухстворчатая дверь, за которой размещена глубокая двухарочная ниша, обрамлённая несколько углублённой двухцветной полосой и украшенная фигурными кирпичами.

С двух сторон фасада установлены шестигранные колонны, каждая из которых опирается на три полушария, из которых два — целые, а третье служит основанием колонны. Этот стиль очень редко встречается в архитектуре Средней Азии.

В мавзолей ведёт дверь высотой 2 м, шириной 1,2 м. Стены мавзолея укреплены восемью подпорами; купол опирается на 16-гранный барабан, вокруг которого расположена круговая галерея



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: