Расчет и построение характеристик торможения АТС




Исходные данные.

ma кг rg м a p Fлоб м2 kв Нс24 Тип двиг Ne кВт n min Об/мин n max Об/мин Ψmax
  0,35 0,005   2,0 0,15 к       0,30

ma - полная масса автотранспортного средства (АТС), кг,

rg - динамический радиус ведущих колес, м,

p - число передач,

a - эмпирический коэффициент, входящий в формулу для расчета коэффициента учета вращающихся масс δ.

Fлоб - площадь лобовой проекции АТС, м2,

kв - коэффициент аэродинамического сопротивления, Н*с24,

Ne max- величина максимальной мощности двигателя, кВт,

n - частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин

Ψmax - величина максимального дорожного сопротивления,

В табл.1 приведены результаты экспериментального исследования характеристик дизельного двигателя в относительных единицах частот и мощностей.

Таблица 1 карбюраторные двигатели

.

n/nmax 0.2 0.3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
Ne/Nemax 0,214 0,478 0,648 0,76 0,891 0,942 1,0 0,985 0,956

 

Внешние характеристики двигателя

Внешняя скоростная характеристика двигателя N е (п) задается таблично в относительных единицах N е

Ne max вфункции от п, где п текущая частота вращения коленчатого вала, заданной в отношении к п max – максимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала.

1. Расчет и построение внешних характеристик ДВС

Для построения внешней характеристики Ne(п) используются данные таблицы 1.

Для построения внешней характеристики Ме (п) используется зависимость:

Ме = ,где ω= (1)

 

Результаты расчета по формуле (1) сводятся в табл. 2

Табл.2

n/n max n, об/мин ω, 1/с Ne / Ne max Ne max, кВт Ме , Нм
0,2   62,8 0,214 14,98 238,53
0,3   94,2 0,478 33,46 355,2
0,4   125,6 0,648 45,36 361,14
0,5     0,76 53,2 338,85
0,6   188,4 0,891 62,37 331,05
0,7   219,8 0,942 65,94  
0,8   251,2 1,0   278,66
0,9   282,6 0,985 68,95 243,98
      0,956   222,93

 

В табл. 2 приведены результаты расчета внешних характеристик карбюраторного двигателя с параметрами Ne max = 70 кВт, n min = 600 об/мин и n max = 3000 об/мин, в которой выделен рабочий диапазон частот от ώ м = 125,6 соответствующей величине максимального момента М е max = 361,14 Нм. до ώ N = 314 1/с, соответствующей величине максимальной мощности N e max = 70 кВт.

На рис. 1 представлены графические изображения экспериментальных внешних мощностной и моментной характеристик.

 

А)

 

Б)

Рис. 1. Внешние характеристики заданного ДВС:

а) – мощностная, б) – моментная

 

Определение величины максимальной скорости движения АТС.

 

Расчет максимальной скорости движения автотранспортного средства Vmax, производится на основе графо-аналитического решения уравнения мощностного баланса:

Nт = Nд + Nв , (2)

где

Nт - величина тяговой мощности на ведущих колесах: Nт = Nе

Nд - величина мощности дорожных сопротивлений: Nд = f Gа V,

Nв – величина мощности сопротивления воздуха: Nв = kв Fлоб V 3

f - коэффициент сопротивления качению колес, принимаемой в расчете 0,02,

Gа – вес АТС в ньютонах,

Fлоб – величина площади лобовой проекции АТС в м2,

V - скорость движения АТС в м/с,

kв - коэффициент аэродинамического сопротивления АТС,

η т - коэффициент полезного действия трансмиссии АТС.

Для определения приведенных выше мощностей по соответствующим формулам находятся суммарные затраты мощности на преодоление сопротивлений движению при постоянной скорости.

По формуле для определения Nт выбираем величину к.п.д. АТС, из диапазона 0,85 – 0,95, на графике отмечаем соответствующую ординату и проводим линию, параллельную абсциссе, точку пересечения которой с кривой суммарных мощностей сопротивления движению проектируем на ось абсцисс и получаем величину Vmax.

Таким способом графически находится решение уравнения:

Ne max * ηт = f*Ga*V + kв*Fлоб* V3 (3)

Для графического решения уравнения (3) предварительно рассчитываются коэффициенты при V и V3.

f = 0,02, Ga = ma*g =1500*9,8 Н= 14700 Н, ηт= 0,85 kв=0,15 Н*с24, F лоб = 2,0 м2

В результате получаем следующее уравнение: 294 * V + 0,3* V3 = 59500 (4)

Результаты расчетов сводятся в табл. 4

Таблица 4

V, м/с N д, Вт V3, м3 / с3 Nв, Вт N д +Nв,Вт
         
         
         
         
         
         

 

Графическое решение уравнения (4) привело к результату Vmax = 47 м/с. Рис. 2. Расчет передаточных отношений трансмиссии
Расчет передаточного отношения главной передачи

Для определения передаточного отношения главной передачи используется соотношение:

u гп = ω N * r g / v max , (5)

где r g - динамический радиус ведущего колеса.

r g = 0.35 м. Откуда:

u гп = 314 * 0,35/47 = 2,33

 

Расчет передаточного отношения 1-й передачи

 

Для определения передаточного отношения 1-й передачи используется приведенное в табл. 1 значение максимального, задаваемого для каждого варианта коэффициента дорожного сопротивления движению АТС ψ max.

Величина передаточного отношения 1-й передачи рассчитывается по формуле:

u 1 = ψ max * m а * g * r g / Me max * uгп * η т

Ψmax = 0,30. Откуда

(0,30*1500*9,8*0,35)/(361,14*3,22*0,85) = 1,56

u 1 = 1,56

Расчет передаточных отношений промежуточных передач

Принятое передаточное число первой передачи КПП является основой для нахождения передаточных чисел других передач КПП. Для их нахождения необходимо определиться с числом ступеней КПП проектируемого автомобиля. Передаточные числа II, III и других передач КПП определяются по формуле

Принимаю 4-х ступенчатую КПП

 

где l - число ступеней КПП без учета ускоряющей передачи при её наличии;

 

i- порядковый номер передачи.

u 2 = 1,34 u 3 = 1,16 и u 4 = 1,0

Расчет и построение тяговой характеристики

 

Тяговая характеристика АТС, представляющая собой зависимость силы тяги ведущих колес (Рт) от скорости движения V на всех передачах, рассчитывается по формулам:

Р тi = М е i * η т * u i* * u гп / rg

и V i = ω i *rg / u i * u гп (6) где i – номер передачи.

Таблица 5

ω, 1/с Ме , Нм Рт 1, Н V1, м/с Рт2, Н V2, м/с Рт3, Н V3, м/с Рт4, Н V4, м/с
62,8 238,53 736,958 6,0471 1808,65 7,03991 1565,7 8,13231 1349,74 9,43348
94,2 355,2 1097,42 9,07065 2693,3 10,5599 2331,51 12,1985 2009,92 14,1502
125,6 361,14 1115,77 12,0942 2738,34 14,0798 2370,5 16,2646 2043,54 18,867
  338,85 1046,9 15,1178 2569,33 17,5998 2224,19 20,3308 1917,41 23,5837
188,4 331,05 1022,81 18,1413 2510,18 21,1197 2172,99 24,3969 1873,27 28,3004
219,8   926,874 21,1649 2274,75 24,6397 1969,18 28,4631 1697,57 33,0172
251,2 278,66 860,942 24,1884 2112,94 28,1596 1829,11 32,5292 1576,82 37,7339
282,6 243,98 753,796 27,212 1849,97 31,6796 1601,47 36,5954 1380,58 42,4506
  222,93 688,76 30,2355 1690,36 35,1995 1463,3 40,6615 1261,47 47,1674

 

 

Рис.3 Тяговая характеристика АТС

 

 

 

2. Динамические показатели АТС

Расчет и построение динамической характеристики

Динамическая характеристика АТС, представляющая собой зависимость динамического фактора Dψ от скорости движения V и вычисляется по формуле:

D ψik = (Pт ik - Paik) / m a * g, (7)

где Р т ik - величина тяговой силы на i - ой передаче и k - ой частоте вращения коленчатого вала двигателя ωk,

 

Рв ik - величина силы сопротивления воздуха в тех же режимах движения.

Сила сопротивления воздуха движению автомобиля определяется по формуле-8

 

(8)

 

где k и F-коэффициент обтекаемости автомобиля и лобовая площадь автомобиля

Расчет величин динамического фактора и соответствующих скоростей движения АТС целесообразно вести при следующих значениях частот вращения коленчатого вала двигателя:

ω min, ω M, ω cp = (ω M + ω N) / 2, ω N, ω max,

где ω min - минимальная частота вращения коленчатого вала,

ω M - частота вращения вала при максимальном моменте,

ω cp - середина рабочего диапазона частот вращения коленчатого вала,

ω N - частота вращения вала при максимальной мощности двигателя,

ω max - максимальная частота вращения коленчатого вала.

Расчет динамической характеристики АТС выбранного ранее варианта для 1-й передачи. Результаты расчета представлены в табл.6

Таблица 6

 

ω, 1/с Рт, Н V, м/с Р в , Н т – Р в), Н Dψ
62,8 736,958 6,0471 0,8439 736,11 0,0501
125,6 1115,77 12,0942 3,3755 1112,4 0,0757
188,4 1022,81 18,1413 7,5948 1015,2 0,0691
251,2 860,942 24,1884 13,502 847,44 0,0576
  688,76 30,2355 21,097 667,66 0,0454

 

Расчет динамической характеристики АТС выбранного ранее варианта для 2-й передачи. Результаты расчета представлены в табл.7

 

 

Таблица 7

ω, 1/с Рт, Н V, м/с Р в , Н т – Р в), Н Dψ
62,8 1808,65 7,03991 1,1437 1807,5 0,123
125,6 2738,34 14,0798 4,5748 2733,8 0,186
188,4 2510,18 21,1197 10,293 2499,9 0,1701
251,2 2112,94 28,1596 18,299 2094,6 0,1425
  1690,36 35,1995 28,592 1661,8 0,113

 

 

Расчет динамической характеристики АТС выбранного ранее варианта для 3-й передачи. Результаты расчета представлены в табл.8

 

Таблица 8

ω, 1/с Рт, Н V, м/с Р в , Н т – Р в), Н Dψ
62,8 1565,7 8,13231 1,5262 1564,2 0,1064
125,6 2370,5 16,2646 6,1047 2364,4 0,1608
188,4 2172,99 24,3969 13,736 2159,3 0,1469
251,2 1829,11 32,5292 24,419 1804,7 0,1228
  1463,3 40,6615 38,154 1425,1 0,0969

 

 

Расчет динамической характеристики АТС выбранного ранее варианта для 4-й передачи. Результаты расчета представлены в табл.9

Таблица 9

ω, 1/с Рт, Н V, м/с Р в , Н т – Р в), Н Dψ
62,8 1349,74 9,43348 2,0536 1347,7 0,0917
125,6 2043,54 18,867 8,2145 2035,3 0,1385
188,4 1873,27 28,3004 18,483 1854,8 0,1262
251,2 1576,82 37,7339 32,858   0,105
  1261,47 47,1674 51,341 1210,1 0,0823

 

Расчет и построение характеристики разгона АТС.

 

Здесь предлагается упрощенный метод построения характеристики разгона АТС по величинам средних значений ускорений разгона на передачах и без учета потерь скорости движения при переключении передач.

Величина среднего значения ускорения на i -ой передаче рассчитывается по формуле:

j i cp = (Dψ i cp – f)*g / δ i, (9)

j 1cp = ((0,059576-0,02)*9,8)/ 1,042168= 0,372151

j 2cp = ((0,146906-0,02)*9,8)/1,038978= 1,1970213

j 3cp = ((0,126771-0,02)*9,8)/1,036728= 1,00928671

j 4cp =((0,108733-0,02)*9,8)/1,035=0,840177198

где Dψ i cp- величина среднего динамического фактора на i -ой передаче,

Dψ 1 cp = (0,0501+0,0757+0,0691+0,0576+0,0454)/5=0,059576

 

Dψ 2 cp = (0,123+0,186+0,1701+0,1425+0,113)/5=0,146906

 

Dψ 3 cp =(0,1064+0,1608+0,1469+0,1228+0,0969)/5=0,126771

 

Dψ 4 cp =(0,0917+0,1385+0,1262+0,105+0,0823)/5=0,108733

 

 

f - коэффициент сопротивления качению колес АТС на асфальте (0,02),

δ - коэффициент учета вращающихся масс, вычисляемый по формуле (2):

δ i = 1,03 + a*u i2

δ 1=1,03+0,005*(1,56)2 = 1,042168

δ 2=1,03+0,005*(1,34)2 = 1,038978

δ 3=1,03+0,005*(1,16)2 =1,036728

δ 4=1,03+0,005*(1)2 =1,035

 

 

После определения средних величин ускорений разгона на всех передачах рассчитываются величины времени разгона на каждой передаче по формулам:

t р i = (V i к - V i н) / j i ср,

где V i н и Vi к – начальные и конечные скорости разгона на i -ой передаче.

В табл.10 приведены результаты расчета динамических факторов (DΨ), коэффициентов учета вращающихся масс (δ) и средних величин разгона выбранного варианта АТС (j).

Таблица 10

 

 

передача DΨ DΨ - f δ j, м/с2 Vн,м/с Vк ,м/с tр, с
  0,0596 0,03958 1,0422 0,3722   30,2355 81,2452472
  0,1469 0,12691 1,039 1,197 30,2355 35,1995 4,14696046
  0,1268 0,10677 1,0367 1,0093 35,1995 40,6615 5,41174271
  0,1087 0,08873 1,035 0,8402 40,6615 47,1674 7,74348556

 

 

Рис.4. Характеристика разгона АТС как функция V (t)

Расчет и построение характеристик торможения АТС

Расчет величин времени и тормозного пути при экстренном торможении

Параметры экстренного торможения рассчитываются для легковых автомобилей от скорости 20 м/с, а для грузовых от скорости 15 м/с до полной остановки на трассах с параметрами, приведенными в табл. 11

Таблица 11

Трасса Сцепление φ Сопр. качению ψ
  0,8 0,02
  0.6 0,05
  0,4 0,08

 

Время экстренного торможения определяется по формуле /3/:

Тт = V / jзам , где jзам = (φ + ψ)*g - величина замедления.

1) jзам =(0,8+0,02)*9,8=8,036; Тт = 15/ 8,036=1,87

2) jзам =(0,6+0,05)*9,8=6,37; Тт = 15/ 6,37=2,36

3) jзам =(0,4+0,08)*9,8=4,704; Тт = 15/ 4,704=3,19

 

Величина тормозного пути определяется по приближенной формуле:

S т = V*T/2

1) S т =15*1,87/2=14,025

2) S т =15*2,36/2=17,7

3) S т =15*3,19/2=23,925

Расчет показателей рабочего торможения.

Величина замедления при рабочем торможении рассчитывается по формуле:

j рз = (P кт + Pψ + Р в) / ma, где Р кт - сила торможения колесными тормозами, принимаемая равной 0,25 Ga,

Ga = 14709,97

 

Р кт = 0,25*14700=3675

Рψ - сила сопротивления качению колес (см. табл.11),

Рв - сила сопротивления воздуха при скорости движения АТС, равной половине скорости начала торможения.

 

 

= , где

= 1,29

1) j рз =(3675+0,02+1,29)/1500=2,450873

2) j рз =(3675+0,05+1,29)/1500= 2,450893

3) j рз =(3675+0,08+1,29)/1500=2,450919

Расчет времени торможения и тормозного пути проводится для трех условий движения.

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения курсовой работы мной было расчитано

Тяговый расчет и построение динамической характеристики ТС, результаты расчета внешних характеристик карбюраторного двигателя с параметрами Ne max = 70 кВт, n min = 600 об/мин и n max = 3000 об/мин, в которой выделен рабочий диапазон частот от ώ м = 125,6 соответствующей величине максимального момента М е max = 361,14 Нм. до ώ N = 314 1/с, соответствующей величине максимальной мощности N e max = 70 кВт.

Расчет и построение характеристики разгона ТС, в ходе выполнение работы был сделан Тяговая характеристика АТС, силы тяги ведущих колес составляет 2691,57 при скорости 24,0012 м/с

Построение тормозной характеристики ТС в заданных дорожно-грунтовых условиях.

Величина замедления при рабочем торможении для 3видов трасс составил: 2,450873; 2,450893и для третьей трассы составил2,450919

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: