Теория спроса и предложения




Рынок, его механизмы и условия формирования.

Рынок в своём развитии прошёл несколько стадий развития, но, несмотря на эту сложную эволюцию, он сохранил своё основное значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена. Возник рынок в эпоху первобытного общества, когда общины стали обмениваться излишками своей продукции. Эта продукция называется прибавочным продуктом. Сегодня такой обмен называется бартерным. С развитием городов под торговлю стали отводиться специальные территории, на которых осуществлялась розничная и оптовая торговля. В этот период времени обмен стал обслуживаться деньгами (товар особого рода, который может обмениваться на любые товары; деньги выполняют роль всеобщего эквивалента).

Рынок – целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, которые складываются в связи с формированием свободных цен, которые изменяются в зависимости от динамики спроса и предложения. Рыночные отношения базируются на экономической свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора. Так, продавцы определяют: как, сколько, что, для кого производить, где продавать и по какой цене. Покупатели имеют свободу выбора на рынке товаров и услуг. Покупатель стремится получить максимальную полезность от товаров, продавец стремится получить максимальный доход. В ходе этого обмена устанавливаются цены. В результате этого обмена также происходит учёт и общественная оценка реализуемых благ.

В теории рынка важное значение имеет установление границ действия рыночных отношений. Главным условием этих границ является формирование издержек в сфере обмена. В западной литературе эти издержки в сфере обмена получили название трансакционных издержек, которое ввёл американский экономист Р. Коуз, а американский учёный Д. Норт выделил основные типы трансакцоинных издержек:

a) издержки, связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условиях движения товаров и услуг;

b) издержки по определению условий и оформлению сделок;

c) издержки по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков;

d) издержки по защите правового режима с помощью юридической системы.

Трансакционные издержки, которые возникают в процессе использования собственности, делятся на собственно издержки, которые связаны с функционированием производства, и дополнительные издержки по координации собственности со стороны государства. Основными принципами рыночной экономики являются следующие:

1) принцип издержек альтернативного выбора – издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод;

2) принцип экономической рациональности – основывается на сопоставлении выгод и издержек) рациональный выбор осуществляется из имеющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход даже при минимальной величине прибыли.

Построение рыночной экономики на основании этих двух принципов даёт возможность достигнуть равновесного состояния, которое является главной проблемой рыночного механизма.

Рыночный механизм основан на использовании:

1) спроса и предложения;

2) рыночных цен.

Цена – денежное выражение стоимости товара или услуги.

Товар – продукт человеческого труда, который предназначен для обмена путём купли-продажи.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает все сферы экономики. Эта структура определяется:

1) формами собственности;

2) структурой товаропроизводителей, которая зависит от удельного веса в целостной экономике;

3) особенностями области товарного обращения;

4) видами торговли, которые используются в государстве.

По структуре рынки подразделяются по следующим критериям:

a) по экономическому назначению;

b) по товарным группам;

c) по пространственному признаку;

d) по степени ограничения конкуренции;

e) по видам субъектов рыночных отношений;

f) с учётом соблюдения законности в экономике государства;

С учётом структуризации выделяют следующие виды рынков:

a) рынок товаров и услуг;

b) рынок факторов производства;

c) финансовые рынки;

d) рынки интеллектуального продукта;

e) рынки рабочей силы;

f) региональные рынки;


Теория спроса и предложения

Спрос – соотношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. Спрос проявляется и в объёме спроса, который означает то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменных прочих факторах (цена блага, цены других благ, доходы покупателей, общее количество покупателей данного блага, предпочтительные вкусы потребителей, инфляционные ожидания), которые влияют на спрос.

Связь между ценой блага и объёмом спроса выражается в законе спроса:

Количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при её повышении.

А. Маршалл

С повышением цены объём спроса снижается по двум причинам:

a) эффект замены (замещения) – когда цена блага растёт, покупатель постарается заменить его схожим благом;

b) эффект дохода – когда цена на благо увеличивается, покупатель начинает чувствовать, что он стал беднее, чем был.

Из закона спроса имеется одно исключение: парадокс Гиффена (будет на контрольной)

Предложение – количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определённый период времени.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определённое количество данного блага.

Закон предложения:

С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения.

 
 


Основные факторы, влияющие на предложение:

a) издержки производства

b) факторы производства

c) цены на ресурсы

d) цены сопутствующих благ

e) количество товаропроизводителей.

f) количество покупателей данного блага

g) налоги и субсидии

h) государственная политика

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: