План-конспект урока ИЗО
«Интерьер и вещь в доме.
Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера».
Класс: -
2. Тема урока: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Познакомить учащихся с дизайном как средством создания пространственно – вещной среды интерьера.
5. План урока:
1. Орг.момент (1 мин)
2. Вводная беседа (10 минут)
3. Постановка задачи на урок (5 мин)
4. Самостоятельная работа учащихся (25 минут)
5. Подведение итогов (4 мин)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1-й этап урока. Орг. момент | - Добрый день! Очень рада видеть вас! Давайте проверим вашу готовность к занятию. На столах у вас должны быть альбом, краски, баночка с водой, клеёнка, палитра, кисточки, простой карандаш, ластик, | Учащиеся приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
2-й этап урока. Вводная беседа. | Дом – это здание, строение, предназначенное для жизнедеятельности людей. Он имеет внешний облик – экстерьер и внутренний – интерьер, который в свою очередь наполнен вещами. Попытайтесь, используя эти три слова, сформулировать тему нашего урока. «Интерьер и вещь в доме» Сегодня мы обратимся к дизайну как средству создания пространственно — вещной среды интерьера. Результатом работы должен стать дизайн комнаты мечты. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока. Ребята слушают, отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения. Участвуют в диалоге, наблюдают. |
3 этап урока. Постановка задачи на урок. | Давайте запишем следующие понятия и попробуем в них разобраться. Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля». Дизайн — это искусство компоновки, стилистики и украшения. Интерьер (фр. intérieur < лат. interior — внутренний, антоним экстерьер) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением. Как мы видим, эти понятия взаимосвязаны: экстерьер определяет интерьер и стиль наполняющих его вещей. Форма дверного проёма определяет вид и стиль двери и соответственно дизайн дверной ручки, потолок определят облик светильников. Экстерьер – это творение архитектуры, вещь – произведение дизайна. Экстерьер — это внешний вид постройки. Интерьер – это синтез (слияние) архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве планировки пространства и вещной среды. Можно ли по этим интерьерам определить назначение зданий, к которым они относятся? Как вы это определили? (ответы детей) Значит, назначение интерьера определяет стиль интерьера и дизайн вещей, находящихся в нём. (На всех картинках есть место для сидения, столы, место для просмотра информации, будь то доска или картина, и освещение.) Конечно, главным действующим лицом в интерьере является вещь. Но дизайн интерьера это ещё и оформление, и декорирование стен, потолка, оконных и дверных проёмов, а также организация удобной и комфортной среды для работы, отдыха, сна и бытовых нужд. Так, функциональные зоны — это отдельный участок помещения, где проходят определённые жизненные процессы: сон, отправление личной гигиены, питание, обучение, отдых. ЗОНИРОВАНИЕ — это разделение пространства на отдельные зоны. Зонирование необходимо для того, чтобы, не нарушая стилистики и концепции дизайна комнаты, определить ее функциональные зоны. Существуют требования, предъявляемые к интерьеру: функциональные — каждая комната служит своему назначению. Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жилье более комфортным. гигиенические— звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно-гигиенического оборудования и т.д. эстетические — гармония вещей и пространства, их целостность и согласованность. Как вы думаете, что нужно человеку, чтобы сделать свой дом красивым? Достаточно ли только денег? Нет. Нужны знания и опыт. Современные дизайнеры, опираясь на опыт прошлого, создают новые неповторимые, стильные интерьеры. А что же такое стиль? Стиль по словарю Даля – это образ, вкус, понимание красоты. В каждом обществе в каждую историческую эпоху существует своё понимание красоты и устройства интерьера. Стиль в интерьере от эпохи к эпохе менялся, оставляя свой след. Античность: для неё характерна гармоничность и целостность. Романский стиль: Для него характерны приземистые пропорции, арки, некоторая тяжеловесность и мрачная основательность. Готика: огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов. Ренессанс: большие помещения со скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое. Барокко: Для дизайна интерьера барокко характерны пышность, пространственный размах. Рококо: Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Интерьеры изящны, декоративны и легки. Классицизм: Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Ампир: Это парадный, торжественный, военнотриумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи. В дизайне интерьера используется богатый декор с мотивами военной эмблематики. Формы массивны и упрощены, подчеркнуты монументальность. Модерн: В дизайне интерьеров внимание уделялось стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Модерн – наиболее популярный стиль в современном дизайне интерьеров. Эклектика: Путём сочетания нескольких стилей в единое целое родился новый стиль, именуемый эклектикой. Конструктивизм: В дизайне интерьера характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм. Отсутствие лепного декора Арт – деко: Интерьеры в стиле арт-деко - это не только дорогие материалы, но и зримое богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используются более чем три цвета, и это выглядит целостно и красиво. В интерьерах арт-деко обычно используют кленовый массив, ясень, розовое дерево. Минимализм – современная интерпретация древневосточного стиля. Его девиз: отказ от нужного в пользу самого необходимого. Минимализм характеризуется отсутствием декора как такового и поиском идеальных пропорций, новых цветовых решений. Хай – тек: Открыто демонстрируемые трубы, арматура воздуховодов, активное использование металла, стекла, бетона – все это характерные черты стиля хай-тек. Формы и пропорции мебели похожи на офисную: пластик, кожзаменитель, полированный металл. Используется только однотонная обивка. Эффект «яркого пятна» можно создать при помощи дивана, кресла или стола, например, радикально красного или синего цвета. Китч: Китч– своего рода отрицание чистоты стиля, сочетание несочетаемого. Этностили: Порой, заходя в чью-то квартиру или дом, трудно понять в какой стране или даже в какой части света ты находишься. Стиль помещения зависит от расстановки в нём мебели, диванов, шкафов. | Дети участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, смотрят видео, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. |
4 этап урока. Самостоятельная работа учащихся. | Вот и вы сегодня попробуете себя в роли дизайнеров. Вы попробуете нарисовать интерьер любой комнаты вашего дома или создать интерьер комнаты мечты. Рисование интерьера основано на законах перспективного изображения простых геометрических объемов, прежде всего куба и близких ему прямоугольных форм. Любое изображение начинается с определения линии горизонта • В интерьере комнаты ее принято изображать на уровне взгляда стоящего человека (примерно 1,5 м от пола), т.е. приблизительно в середине изображения (в зависимости от высоты потолков). Внутренний строй пространства интерьера имеет свои характерные особенности. Прежде всего, это замкнутое внутреннее пространство, которое включает различные пространственные планы и источники освещения, а также различные по окраске и фактуре предметы, составляющие интерьер. Просмотреть видео и презентацию. | Дети выполняют практическую работу. |
5 этап урока. Подведение итогов. | Учащиеся вызываются к доске, учитель и остальные ученики анализируют работы. Закончите фразу: - Сегодня я узнал(а)… - Было интересно… - Было трудно… - Я на уроке научился(лась)… - У меня получилось… - Мне понравилось больше всего … Домашнее задание: Приведите в порядок рабочее место! Вы большие молодцы! Всем спасибо за урок! | Дети показывают свои работы. Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Запись д/з в дневник, убирают рабочие места. |