Опыт познавательной и практической деятельности




Муниципальное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №50

  «РАССМОТРЕНО» на методическом объединении учителей точного цикла Руководитель МО _______________Пустовойт Е.К. Курирующий заместитель директора ______Туманова Т.М. Протокол № 1 «26 » августа 20 11 г     «ПРИНЯТО» на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30 августа 2011 года   «УТВЕРЖДАЮ» Директор МУ СОШ № 50   _______________Э.Б. Годованюк   «31 » августа 20 11г.   Приказ № 88 - О  

ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЭКОНОМИКЕ

(профильный уровень)

Программа составлена

Григорьевой Надеждой Константиновной,

учителем экономики,

высшей категории

Рабочая программа по экономике среднего (полного) общего образования создана на основе:

  1. федерального закона «Об образовании» (ст. 5,7,9,14,32,55),
  2. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 года),
  3. примерной программе по экономике для средней (полной) общей школы, рекомендованной Минобрнауки России.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта

2004 года), “ Москва. Вита Пресс. 2008.

В нынешних социально – экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и принять навыки рационального экономического поведения. Создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в Российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде.

Экономические представления, которых, как правило, ограничены личным житейским опытом, требуют иной организации учебного процесса. В рамках обучения данной программы ставка делается на развитие у учащихся экономического мышления. Программа обеспечивает необходимыми условиями для формирования обобщенных, также частных предпринимательских умений и навыков, имеющих прежде

всего практическую направленность.

Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием. Позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Рабочая программа по «Основам экономической теории» для 10 – 11 классов разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования (профильный уровень). Программа рассчитана на 68 учебных часов в каждом классе, по 2 часа в неделю.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.

Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информативной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные дихотомии. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнает, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.

Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Знакомясь с институциональными элементами рынка, ученик узнает, что одним из таких элементов является деловая этика, подрыв которой наносит ущерб эффективности рынка в целом. В рыночной системе соблюдение честного слова может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии. Понятие экономической эффективности рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому. К этой же категории устранявшихся экономических понятий относится и знаменитый оптимум В.Парето: оптимально то решение, которое не ведет к ущербу для любой из сторон.

Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через 8 – 12 лет. Вместе с тем на новое поколение огромное, если не решающее, влияние оказывает информация о традиционно демократических странах с развитой рыночной экономикой. Эта информация мотивирует и родителей, и

учеников на получение конвертируемого образования и навыков. Важнейшим элементом последнего являются экономические знания и умение экономически мыслить.

Наконец, надо помнить, что экономические знания не относятся к категории простых. Поэтому преподносить их нужно серьезно, ожидая существенных усилий от ученика. Вместе с тем в ходе преподавания экономических знаний нужно в максимальной степени использовать индуктивный метод, предваряя изложение концепций как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и факторов.

 

Изучение экономики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации/фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

· овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

· развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;

· воспитание ответственности за экономические решения;уважения к труду и предпринимательской деятельности;

· формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества.

Рациональный потребитель [1]. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. Потребительский кредит.

Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена.

Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и средние переменные издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.

Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Рынки факторов производства, производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая рента. Рынок капитала. Дисконтирование.

Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства.

Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система.

Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост. Экономические циклы.

Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Международные финансы. Глобальные экономические проблемы.

Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнес-план.

Особенности современной экономики России.

Опыт познавательной и практической деятельности

- работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- экономический анализ общественных явлений и событий;

- решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни;

- написание творческих работ.

 

№ модуля, раздела, темы Наименование модулей, разделов, тем Количество часов
10 класс
Тема 1 Предмет и методы экономической теории.  
Тема 2 Рыночная система хозяйства. Смешанная экономика.  
Тема 3 Спрос, предложение и рыночное равновесие  
Тема 4 Эластичность спроса и предложения.  
Тема 5 Поведение потребителя.  
Тема 6 Фирма. Производство и издержки  
Тема 7 Конкуренция и рыночные структуры.  
Тема 8 Рынки факторов производства и распределение доходов  
Тема 9 Деньги и банковская система  
Тема 10 Валовой внутренний продукт  
  Повторение  
  Итого  
11 класс
Тема 11 Макроэкономическое равновесие.  
Тема 12 Экономический цикл, занятость и безработица  
Тема 13 Инфляция.  
Тема 14 Экономический рост.  
Тема 15 Экономика и государство.  
Тема 16 Международная торговля и валютный рынок.  
Тема 17 Международное движение капиталов и платёжный баланс  
Тема 18 Переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах  
  Повторение  
  Итого  

Тематическое планирование курса «Экономика» в 10 – 11 классе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: