Методы и формы организации досуговой деятельности




Лекция 3-4

План

1. Формы организации досуга.

2. Характеристика основных методов организации досуга.

3. Методы воздействия на мотивационную сферу.

4. Методы воздействия на эмоциональную сферу.

5. Игровые методы, методы театрализации.

6. Соревновательные методы.

7. Методы сотрудничества.

8. Методы воспитывающих ситуаций.

9. Методы импровизации.

10. Методы прямого педагогического влияния.

11. Методы косвенного педагогического влияния.

Литература:

Основная:

1.Басов Н. Ф., Басова В. М., Бойцова С. В., Карпова Е. М. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие. Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы. - М.: Дашков и Ко, 2012. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116011.

2.Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 440 с.: табл.

3.Мишутина, О. В. Организация досуговой деятельности школьников: учебно-метод. пособие для студентов пед. учеб. заведений / О. В. Мишутина. — Балашов: Изд-во «Фомичев», 2006. — 48 с.

4.Опарина Н.А. Педагогическое руководство культурно-досуговой деятельностью школьников / Н.А. Опарина; отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2007. – 192 с. – (Библиотека журнала "Директор школы"; вып.2).

Дополнительная:

1.Климова С.В. Досуговое мероприятие: шаг за шагом / С.В. Климова // Методист. – 2009. – № 5. – С. 39-44.

2.Курганский С.М. Путешествие в страну творчества и самоуправления: организация досуговой деятельности учащихся старшего школьного возраста 9-10 классы: основные аспекты, сценарии мероприятий / С.М. Курганский. – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.

3.Куприянов Б. Один дома: ребенок и свободное время / Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2013. – № 5. – С. 12-14.

4.Леонтович А.В. Международное движение содействия научно-техническому творчеству и досугу молодежи – MILSET / А.В. Леонтович // Внешкольник. – 2013. – № 3. – Приложение.- С. I-VI.

5.Румянцев В.А. Досуговые предпочтения московских старшеклассников / Вячеслав Алексеевич Румянцев // Социальные технологии, исследования. – 2013. – № 4. – С. 48-54.

Задание:

1. Подберите из литературных источников примеры методов организации досуговой деятельности.

 

1. Формы организации досуга. Формы досуговой деятельности – это структура содержания профессиональной активности учреждений культуры, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. На практике досуговая деятельность реализуется в виде досуговых программ (мероприятий).

Научная ценность классификации досуговых программ зависит от степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В. Водзинская в основу классификации предлагает доминирующий вид деятельности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный; ценностно-ориентационный и коммуникативный. А.Д. Жарков в основе классификации досуговых программ выделяет два признака: содержание и драматургическое построение материала[18]. Учитывая признаки, предложенные А.Д. Жарковым, следует дополнить их третьим — используемыми средствами выразительности – и выделить следующие формы досуговых мероприятий [19]:

Игровые – в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.

Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.

Фольклорные народные игры, песни, танцы, хороводы.

Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.

Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.

Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.

Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.

Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.

Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.

Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем методов и средств, задействованных в нем.

Самой крупной формой досуга является праздник.

2. Характеристика основных методов организации досуга. Рассматривая сущность понятия «метод», ученые (А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, Н.Е. Щуркова, и др.) определяли его как способ познания мира (в аспекте обучения) и воздействия на личность воспитуемого (в аспекте воспитания).

С.А. Шмаков методы досуговой педагогики определяет как путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего.

Методы — это совокупность приемов (технологических частей) и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. С их помощью воспитатель решает поставленные педагогические задачи.

В организации досуга ребенка С.А. Шмаков выделяет следующие методы сотрудничества и сотворчества с детьми:

· игровые;

· методы театрализации;

· соревновательные;

· методы сотрудничества;

· методы воспитывающих ситуаций;

· импровизации.

Игровые методы, основанные на интересе детей и развивающие все высшие психические функции ребенка. Игровые методы реализуются через игры и игровой тренинг. Игра — это самостоятельный и важный для детей вид деятельности, равноправный со всеми иными. Она может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела, т.е. может являться формой обучения. В этом случае, игра мотивирует познавательную деятельность ребят, заинтересовывает их в процессе познания различных явлений действительности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. «К концу нашего столетия, — считает Ш. Амонашвили, — целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения». Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников ("третий лишний", "ручеек", "садовник", "колечко" и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина, "Что? Где? Когда?", "Поле чудес" и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры "проявляют" физические способности: ловкость, силу, координацию и т. д.

Методы театрализации способствуют развитию у детей творческого воображения, актерских навыков и формированию у них умений вступать в различные социальные отношения, предписанные ролью. К методам театрализации можно отнести перевоплощение и подражание. Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть организовано в виде вечеринки, школьного кафе, «голубого огонька», вечера при свечах, морской кают-компании, русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера национальной кухни, пира-бала именинников; вечера этикета, дня рождения коллектива, «капустника», «кабачка 13 стульев», «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т. д. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

Соревновательные методы развивают у детей физическую активность, ловкость, выносливость и здоровый дух соперничества. К соревновательным методам относятся состязания, которые могут быть как физического, так и интеллектуального содержания. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка. Соревнования способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания.

Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные обсуждения, дискуссии, активизирующее общение в парах «взрослый-ребенок», в коллективе «взрослый-дети». Методы сотрудничества основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных». Педагоги и дети — члены школьных клубов, драмколлективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманизированном общении.

Методы воспитывающих ситуаций, которые заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей. К методам воспитывающих ситуаций можно отнести проблемные ситуации, создаваемые взрослыми в процессе проведения каких либо досуговых мероприятий, например дискуссий, и стимулирующие нравственные представления и нравственное сознание детей. Педагог ставит перед детьми проблемы нравственного выбора, проблемы способов организации деятельности, проблемы выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создаст лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Методы воспитывающих ситуаций способствуют тому, что взрослые в доверительном общении с детьми формируют жизненное мировоззрение и жизненные позиции, основанные на общечеловеческих ценностях.

Методы импровизации проявляются в творческой предприимчивости и активизации творческих сил детей. Импровизация — действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт. Оно выводит человека на практическую и творческую предприимчивость. В импровизации заложен механизм имитационного поведения, что очень важно для детей. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. Искусство импровизации — это порождение искусства, творческое усилие. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.

Опираясь на тот факт, что в досуговой деятельности тесно сплетены аспекты обучения и воспитания, необходимо рассмотреть методы воспитания, которые непосредственно могут использоваться педагогами внутри каждого метода организации досуга ребенка.

Современная воспитательная система, наряду с признанием личностно- ориентированной модели взаимодействия, согласно которой педагог и ребенок выступают субъектами педагогического процесса, определенную роль отводит и методам педагогического воздействия (В.Ю. Питюков). В практической деятельности педагогов они занимают одно из наиболее значимых мест. Условно выделяют группы методов прямого и косвенного педагогического влияния. Данные группы методов активно используются в процессе организации досуга детей.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияни я предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

Методы убеждения предполагают разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Анализируя предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом ребенок, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, дети формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Убеждени е как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня для этого используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий. Убеждение предполагает самоубеждение — метод самовоспитания, который предусматривает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование. В его основе лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Его действие предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, оно требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло ребенка остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание — это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания или осуждения, игнорирование ребенка. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ребенка. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть различным.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей — пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний причин, их порождающих. Внушение, являясь методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, позволяет ребенку пережить свои поступки и связанные с ними эмоциональные состояния. Оно может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику. Внушать — это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?».

Методы воздействия на волевую сферу предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Требование как метод воздействия на волевую сферу ребенка предполагает развитие способности управлять своим поведением, соподчинять мотивы поведения (личные общественным и наоборот). По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются следующие:

· требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит;

· требование-игра – это требование в игровом оформлении. Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога;

· требование доверием. Это требование, когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон; ·требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения;

· требование-намек, которое успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование;

· требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Упражнения — многократные выполнения требуемых действий, доведение их до автоматизма. В результате упражнений вырабатываются устойчивые качества личности — навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, т.к. чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения — качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Методы воздействия на сферу саморегуляции (С.Г. Якобсон) направлены на формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.

Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. С.Г. Якобсон, в качестве метода саморегуляции поведения детей предлагала использовать метод сопоставления своего поведения с поступком литературного героя («Ты сейчас поступил как кто? Как Буратино или как Карабас-Барабас?»).

В качестве модификации этого метода можно рассматривать положительный пример. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

В организации досуговой деятельности детей возможно использование метода дилемм. Он заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. Дилемма – это ситуация морального выбора. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая из них должна:

· иметь отношение к реальной жизни школьников;

· быть по возможности простой для понимания;

· быть незаконченной;

· включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;

· предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?». Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Организация досуговой деятельности требует от педагога творческого моделирования различных методов воспитания и обучения детей. Выбор методов зависит от содержания досуговой деятельности, от возраста воспитуемых, от используемой формы организации досуга. Досуговая деятельность строится на позициях сотрудничества и сотворчества. Данные позиции предполагают доверительное общение. В основе общения лежит межличностная коммуникация, позволяющая партнерам понять, принять позиции партнера, отстоять собственные суждения. Наиболее успешному развитию коммуникаций способствуют педагогические приемы, позволяющие педагогу развить у детей коммуникативные умения. Л.В. Байбородовой, М.И.Рожковым, Ю.С. Тюнниковым разработаны приемы, которые позволят педагогам, используя их в процессе организации досуга сформировать у ребенка различные жизненно необходимые умения и навыки.

К педагогическим приемам, развивающим коммуникативные умения у детей относятся:

·«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа;

·«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся;

·«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению;

·«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.;

·«Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема «импровизация на свободную тему» учащиеся в данном случае поставлены в более творческие условия, причем учитель может постепенно поднимать «планку трудности»;

·«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение. К педагогическим приемам, связанным с организаторской деятельностью учителя, направленной на совершенствование совместной деятельности детей относятся:

·«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Они определяют, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают статус всех его участников;

·«Распределение ролей». Это четкое распределение функций учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания;

·«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.);

·«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника;

·«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе;

·«Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику;

·«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы. Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: