Вопрос № 3. Права сотрудников милиции




 

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность милиции, ее сотрудники обладают служебными полномочиями по применению государственно-властных принудительных мер, направленных на предупреждение и пресечение противоправных деяний или обстоятельств, угрожающих личности и общественной безопасности. Сотрудники милиции уполномочены в предусмотренных законом случаях: налагать административные правонарушения; в установленных законом случаях входить беспрепятственно в любое время суток в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, осматривать их; вызывать в милицию граждан по делам и материалам, находящимся в ее производстве. В предусмотренных законом случаях сотрудники милиции могут производить фотографирование, звуко-, кино- и видеосъемку правонарушителей, снимать у них отпечатки пальцев, то есть производить дактилоскопирование; осуществлять гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе с использованием технических средств; использовать беспрепятственно транспортные средства и средства связи, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. При наличии сведений о подготавливаемом преступлении сотрудники милиции вправе от руководителей предприятии, учреждений и организаций представления необходимых документов, объяснений и других материалов. Сотрудники милиции могут задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступлений Сотрудники милиции наделены и другими правами в целях выполнения возложенных на них обязанностей.

Рассмотрим более подробно перечисленные права сотрудников милиции, условия и порядок их реализации.

К мерам предупреждения, иначе говоря, способам и средствам принудительного воздействия, применяемым сотрудниками милиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной безопасности, относятся: проверка документов, личный досмотр и досмотр вещей, административный надзор.

Проверка документов. При проверке документов сотрудники милиции устанавливают личность гражданина или должностного лица, принадлежность документа предъявителю и его подлинность. Поскольку проверка документов затрагивает сферу прав и личных интересов граждан, то она не может производиться без достаточных к тому оснований, которые определяются действующим законодательством. В нем, в частности, указывается, что сотрудники милиции имеют право требовать предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих личность, у лиц, подозреваемых в совершении преступления или опасного правонарушения, нарушителей общественного порядка, при составлении протокола об административном правонарушении, а также при проверке соблюдения паспортных правил. Кроме документов, удостоверяющих личность, сотрудники милиции имеют право проверять также другие официальные документы, необходимые для поверки соблюдения правовых норм, надзор и контроль за выполнением который возложен на милицию. Сотрудники милиции могут останавливать транспортные средства и проверять у водителей удостоверения на право управления, документ на перевозимый груз, путевые листы и др.

Особое значение имеет проверка документов у лиц без определенного места жительства и занятий. Нередко среди бродяг (бомжей) встречаются разыскиваемые преступники. Следовательно, проверка документов является важной административно-правовой мерой борьбы с правонарушениями Она, с одной стороны, применяется как мера предупреждения противоправных действий, а с другой - является составной частью пресечения правонарушений и обеспечения привлечения виновных к ответственности.

Личный досмотр и досмотр вещей. Его сущность заключается в личном досмотре гражданина (проверке наличных предметов в карманах одежды) и досмотре вещей (ручной клади, багажа и других предметов). Эта мера применяется в отношении пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни, здоровья пассажиров и экипажей. Она производиться при наличии достаточных оснований подозревать пассажиров в намерении незаконно провезти оружие, боеприпасы, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся вещества, другие вещества и опасные грузы и предметы. Личный досмотр, а также досмотр вещей допускаются и в случаях, прямо предусмотренных законодательством, для пресечения неправомерных действий, составления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Личный досмотр производится сотрудниками милиции одного пола с досматриваемыми, в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуть досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Административный надзор. Сотрудники милиции осуществляют надзор и контроль за исполнением гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и иными юридическими лицами различных правил поведения в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Целью надзора является предупреждение правонарушений благодаря непосредственному наблюдению за исполнением установленных правил физическими и юридическими лицами, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции милиции. Например, надзор за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системы, правил паспортно-регистрационной системы, нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых публичных и иных мероприятий.

Кроме предусмотренных мер предупреждения, сотрудники милиции в установленном порядке могут производить закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов или прекращение (ограничение) движения в связи с авариями, ремонтов дорог и т.п. при проведении демонстраций, шествий, митингов, спортивных соревнований. Сотрудники милиции запрещают гражданам, не участвующим в мероприятии, проход (проезд) далее установленных границ, временно прекращают или ограничивают движение транспорта и пешеходов. Важное предупредительное значение имеет рассматриваемая мера при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, землетрясениях и т.п.). В этих случаях прекращение (ограничение) движения - действенное средство обеспечения личной и общественной безопасности. Например, получив сообщение о пожаре, сотрудники милиции, спасая людей и имущество, выявляя причины загорания, при необходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на прилегающих улицах (участках) движение транспорта и пешеходов, не допускают в район пожара посторонних лиц.

Сотрудники милиции принимают и другие предусмотренные законодательством меры административного предупреждения.

Меры пресечения и административно-процессуального обеспечения. К мерам пресечения и административно-процессуального обеспечения относятся способы и средства принудительного воздействия, которые сотрудники милиции применяют для прекращения противоправного деяния и предотвращения его вредных последствий, а также для обеспечения последующего привлечения виновного к ответственности. К ним, в частности, относятся: требование прекратить правонарушение; доставление и задержание граждан; изъятие вещей и документов; применение специальных средств, оружия и др.

Требование прекратить правонарушение. Оно состоит в указании нарушителю на соблюдение им правил, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность, и требовании немедленного прекращения правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции. Такое требование сотрудника милиции является обязательным для всех. Невыполнение или отказ от выполнения требования, если исчерпаны меры убеждения, может повлечь применение мер принуждения в тех пределах, в каких это требуется для выполнения возложенных на милицию обязанностей, в том числе может повлечь административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством.

Доставление и задержание граждан. Сущность доставления и задержания граждан заключается во временном ограничении личной свободы граждан, применяемом в интересах обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью. Поскольку неприкосновенность личности гарантирована Конституцией России, доставление и задержание производятся в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Так, доставление правонарушителя производится в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным. Нарушитель может быть доставлен в милицию или иной орган (служебное помещение). Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. Сотрудники милиции имеют право задерживать на срок до трех часов, если иной срок не установлен законом, лиц, доставленных за совершение административного правонарушения, для установления личности правонарушителя и составления протокола, а также задерживать (в случае отсутствия военных патрулей) военнослужащих, злостно нарушающих общественный порядок, и передавать их военным комендантам или командирам воинских частей, об административном задержании составляется протокол.

Изъятие вещей и документов. Сотрудники милиции при пресечении правонарушений и привлечении и виновного к ответственности изымают у нарушителя предметы (вещи), явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом противоправного деяния. Например: холодное, огнестрельное оружие и патроны, обнаруженные у граждан, не имеющих разрешения на владение ими; наркотические средства, поддельные документы и т.п.

Изъятые вещи и документы хранятся в органах внутренних дел впредь до рассмотрения дела о правонарушении. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело о правонарушении, решает вопрос и об изъятых вещах и документах: конфискует или возвращает владельцу либо уничтожает их, если они не представляют ценности, а при возмездном изъятии вещей, последние реализуют в установленном порядке. Вырученные от реализации деньги за вычетом расходов, связанных с продажей вещей, выдаются бывшему их владельцу.

Изъятие вещей и документов оформляются специальным протоколом, либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Применение физической силы, специальных средств и оружия. Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений; задержания лиц, их совершивших; преодоления противодействия законным требованиям, если другие способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. Сотрудники милиции при выполнении служебных обязанностей имеют право применять специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, для принудительной остановки транспорта, водометы, другие специальные средства, использовать служебных собак и лошадей, бронемашины и иные транспортные средства.

Специальные средства применяются в целях: отражения нападения на граждан, сотрудников милиции, иных лиц. выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также для освобождения заложников; пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие государственным и общественным органам, предприятиям, учреждениям, организациям, а также гражданам, для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств, задержание правонарушителей, их доставления в милицию или иное служебное помещение, конвоирования и охраны задержанных, подвергнутых административному аресту, заключенных под стражу лиц, если они отказывают неповиновение или сопротивление сотрудникам милиции, иным лицам, выполняющим служебные обязанности или служебный долг по охране служебного порядка и борьбе с преступностью, либо имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих сотрудникам милиции осуществлять возложенные на них законом обязанности.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном нападении или вооруженном нападении, нападением с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из под стражи с оружием, либо с использованием транспортных средств, побеге лиц, находящихся под стражей, из транспортных средств во время их движения, а также для освобождения заложников. Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения. Сотрудники милиции имеют право использовать оружие в следующих случаях: для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель ставит под реальную угрозу жизнь и здоровье граждан и не подчиняется неоднократным требованиям сотрудников милиции остановиться, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан; для подачи сигнала тревоги или вызова помощи; для предупреждения намерения применить оружие.

О каждом случае применения оружия составляется рапорт, который в течение 24 часов представляется начальнику органа внутренних дел.

После каждого случая применения оружия рассматривается вопрос о правомерности или неправомерности его применения. Неправомерное применение оружия преступно и влечет суровое наказание виновных. Вместе с тем сотрудник, не использовавшийся оружием в ситуации, определенной законом, не выполнивший свой служебный долг, проявивший бездействие, подлежит дисциплинарной или уголовной ответственности.

Точное знание закона, условий правомерности и порядка применения оружия является важнейшей обязанностью сотрудника милиции, ибо оно позволяет исключить нарушения законности при применении такой крайней меры воздействия, как оружие.

Административные взыскания. В соответствии с действующим законодательством сотрудники милиции имеют право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и выносить постановления, в том числе и о наложении административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.

Правомочия сотрудников милиции по наложению административных взысканий определены законодательством об административных правонарушениях.

Право на вход в жилые и служебные помещения. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам неприкосновенность жилища: никто не может без законных оснований войти в него против воли проживающих там лиц. Согласно законодательству, регулирующему деятельность милиции, ее сотрудники могут беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершенно или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, зпизоотиях и массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.

Сотрудникам милиции предоставлено право:

а) подвергать граждан в случаях и порядке, установленных законом, приводу в милицию, доставлять их в медицинские учреждения;

б) производить фотографирование, звуко-. кино- и видеосъемку, дактилоскопирование и регистрацию лиц:

задержанных по подозрению в совершении преступлений или занятии бродяжничеством;

заключенных под стражу;

обвиняемых в совершении умышленных преступлений;

подвергнутых административному аресту;

подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности;

в) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления, предупреждения, пресечения преступлений, розыска лиц, совершивших преступления, обеспечения предварительного следствия и дознания фактическими данными, которые в установленном порядке могут признаны доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в случаях и порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации от 5 июля 1995 г. "Об оперативно- розыскной деятельности";

г) использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащим дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;

д) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;

е) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, а также лиц, без вести пропавших.

Сотрудники милиции наделены соответствующими полномочиями по осуществлению уголовно-процессуальных действий. Их уголовно-процессуальные действия состоят: в осуществлении производства дознания в пределах определенной законом компетенции по уголовным делам; производстве неотложных следственных действий по делам; производстве неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно; в выполнении поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий. Уголовно-процессуальные действия сотрудников милиции регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.

Поводом к возбуждению уголовного дела служат сведения, поступившие от граждан, органов и организаций, о подготавливаемом или совершенном преступлении. Уголовное дело может быть также возбуждено по признакам преступления, непосредственно обнаруженным органом дознания (милицией).

Таковы основные обязанности и права сотрудников милиции-оперуполномоченных уголовного розыска, оперативных сотрудников ведущих борьбу с преступностью в сфере экономики, сотрудников административных служб милиции. Эти права и обязанности сотрудников аппаратов и служб милиции детализируются и конкретизируются в ведомственных нормативных актах МВД России; в приказах, уставах, положениях, должностных инструкциях и других актах.

Важная роль в укреплении правопорядка, в деле борьбы с преступностью принадлежит следователям органов внутренних дел, наделенными соответствующими полномочиями. Обязанности и права следователей органов внутренних дел определены Уголовно-процессуальным кодексом.


Заключение

Обеспечивая безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественную безопасность, осуществляя надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правил общественного порядка и общественной безопасности, предупреждая и пресекая правонарушения и привлекая виновных к ответственности за совершение противоправных действий, милиция тем самым укрепляет законность и правопорядок. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом


Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон РСФСР 1991 г."О милиции".

3. Приказ МВД РФ №1038 от 14.12.1999 г. «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ».

4. Введение в юридическую специальность: - Учебное пособие под редакцией доктора юридических наук А.П.Коренева.- М. МЮИ МВД России, изд.Щит, 1999.

5. Упоров И.В. Профессия-юрист.– Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1999г.

6. Профессия - юрист, справочник для абитуриентов и студентов учебных заведений юридического профиля. Издательство “Ось - 89 г.”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: