Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека.




Развитие человеческого организма происходит непрерыв­но, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуально­го развития человека, можно выделить ряд периодов, каждый из которых имеет свои характерные черты.

Продолжительность каждого из этих периодов определяется биологическими особенностями организмов данного вида, а также во многом зависит от действия экологических факто­ров, а также оказывают влия­ние и общественные факторы (экономическое состояние сре­ды обитания, степень интеллектуального развития, образ жизни).

Понятие периода жизни человека тесно связано с поняти­ем «возраст». Под возрастом принято понимать:

1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;

2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристи­ку его жизни, отражающую момент рождения, рост, разви­тие, созревание и старение.

Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.

Хронологический возраст - это период от рождения до мо­мента его исчисления, т.е. разность между датой исследова­ния и датой рождения.

Биологический возраст - совокупность признаков, харак­теризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья.

Хронологический возраст имеет четкие границы во време­ни — час, день, месяц, год. При этом биологические особен­ности данного конкретного организма не учитываются. Биологический возраст определяется всей совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей, приспособительными воз­можностями организма. Он также представляет собой опре­деленные отрезки времени, но в отличие от календарного временные интервалы биологического возраста, на протяже­нии которых происходят необратимые возрастные измене­ния, ограничены менее четко. Именно эти временные проме­жутки используются в качестве критериев возрастной перио­дизации жизни человека, так как многие показатели функци­онального развития организма, его систем соотносятся прежде всего с биологическим возрастом и в меньшей степе­ ни с календарным.

Биологический возраст может не соответствовать хронологическому. При некоторых патологических состояниях (на­пример, при прогерии*) биологический возраст опережает ка­лендарный, а при некоторых других — отстает от него (напри­мер, при инфантилизме*). Расхождение сроков хронологиче­ского и биологического возраста зависит и от конституциональных и расовых особенностей организма, состояния здоровья человека, региональных отличий, связанных с климатически­ ми условиями, режимом и характером питания и т.д. Выделение возрастных периодов носит достаточно услов­ный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необхо­димо.

Критерии, по которым определяются те или иные эта­пы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность зависят от ряда факторов. Это в первую очередь биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень жиз­ни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здраво­охранения. Имеют значение и другие факторы, влияющие как на состояние здоровья человека, так и на его мировоззре­ние.

Большое значение определение возраста, выделение воз­растных периодов имеют для оценки качества жизни.

К параметрам, позволяющим оценить качество жизни, от­носятся:

• биологический возраст;

• психологический возраст (самоощущение возраста);

• поведенческий возраст (осанка, походка, выбор одежды, речь, манера общения с окружающими);

• сексуальный возраст (отношение к лицам противополож­ного пола, реальные половые возможности);

• волевой возраст (умение ставить цель и добиваться ее вы­полнения, сохранность волевых качеств на протяжении ж из­ ни).

Возрастные периоды — это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения опреде­ленного этапа морфологического и функционального разви­тия отдельных тканей, органов, систем организма и всего ор­ганизма в целом.

На протяжении жизненного цикла человека — от зачатия до смерти — можно выделить три основных периода:

период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, по­ловой, психологической зрелости;

период относительной стабильности, зрелости функцио­нальных систем организма;

период угасания, ослабления и деструкции* функциона­льных систем во время старения организма, наступающий по­сле прекращения репродуктивной* функции.

Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого че­ловека. Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает прежде всего этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевате­льного аппарата, становление высшей нервной деятельно­сти. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее. Для периода дет­ства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изме­няются в соответствии с известными возрастными грани­цами. Однако периоду детского возраста предшествует период внутриутробного развития, в котором можно выделить ста­дии эмбрионального (первые II лунных месяца) и плацентар­ного (с III по X лунный месяц) развития.

Таким образом, в детском возрасте выделяют:

А. Внутриутробный этап:

1) стадия эмбрионального развития (первые II лунных ме­сяца);

2) стадия плацентарного развития (с III по X лунный ме­сяц).

Б. Внеутробный этап:

1) период новорожденное (до 4 нед.);

2) период грудного возраста (с 4 нед. до 12 мес.);

3) предошкольный, или старший ясельный, период (от I года до 3 лет);

4) дошкольный период (с 3 до 6—7 лет);

5) младший школьный период (с 6—7 до 11—12 лет);

6) старший школьный, или подростковый, период (с 12 до 16—18 лет).

Наиболее значимые изменения в организме детей проис­ходят на первом году жизни, когда буквально каждый месяц сопровождается качественно новыми, весьма ощутимыми сдвигами в развитии, позволяющими очень точно и досто­верно выделить эти небольшие этапы жизни ребенка. Такое детальное и точное разграничение невозможно осуществить ни в какой другой возрастной период. Тем не менее в жизни взрослого человека также можно выделить определенные этапы, или возрастные периоды.

Од­нако классификация этих периодов и их временные границы могут меняться, что связано с развитием научных знаний в области возрастной физиологии, биологии человека, разви­тием геронтологии, а также изменениями в окружающей сре­де и образе жизни.

В настоящее время выделяют следующие периоды в жизни взрослого человека:

1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин);

2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 года до 60 лет у мужчин). Он в свою очередь подразделяется на два подпериода: а) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 года до 35 лет у муж­чин — I подпериод зрелого возраста; б) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин — II подпериод зрелого возраста. Ряд исследователей выделяют в зрелом возрасте следую­щие группы: а) молодой возраст — до 45 лет; б) средний возраст — 45—60 лет. На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый воз­растной промежуток - климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);

3) пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);

4) старческий возраст (от 75 до 90 лет);

5) позднестарческий, или макробиотический, возраст (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).

Возрастные границы этих периодов достаточно условны, особенно это касается старших возрастных групп. В мире об­щепринятого определения пожилого возраста не существует. Обычно за основу берут возраст выхода на пенсию, но в раз­ных странах он не одинаков, различен он и для мужчин и женщин, для разных профессиональных групп. К тому же с увеличением продолжительности жизни, улучшением усло­вий существования он может изменяться. Выделение этапов жизнедеятельности человека обусловле­но различными анатомо-физиологическими, психологиче­скими, социальными особенностями, различиями в некото­рых потребностях, а также способах их удовлетворения. Поэ­тому периодизация жизни человека имеет важное значение как для конкретной сестринской деятельности, так и для раз­ работки рекомендаций адекватных режимов жизни, питания, профилактики заболеваний, стандартов ухода за людьми раз­ных возрастных категорий и т.д. При этом деятельность ме­дицинского персонала, в том числе сестринского, в каждом из возрастных периодов имеет свои особенности, о чем по­дробнее будет сказано в последующих главах.

В этапах жизни человека можно выделить несколько наи­более важных, критических, периодов, так называемых горя­ чих точек возрастной биографии, которые характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующими повышен­ного внимания со стороны как медицинского персонала, так и самого человека и его ближайшего окружения. К таким периодам относятся прежде всего период новорожденное™, пе­риод полового созревания (пубертатный), климактерический и период старения. Такие критические периоды есть и в зрелом возрасте, и связаны они как с физиологическими, так и в большей сте­пени с психологическими и социальными особенностями того или иного периода жизни. Это третья «горячая точка» возрастной биографии человека (первая — период новорож­ денное™, вторая — пубертатный возраст), приходящаяся на период от 20 до 25 лет (с возможными колебаниями в зависи­мости от этнических, культурных особенностей тех или иных групп в пределах 4 лет). Этот период в целом совпадает для мужчин и для женщин. Следующие «горячие точки» жизнен­ных этапов мужчины и женщины по возрасту не совпадают. Для женщин это возраст около 30 лет, для мужчин — око­ло 40.- 40 5.

Рост и развитие.

С понятиями «период жизни», «возрастной период», «био­логический возраст» тесно связаны такие понятия, как «рост» и «развитие». На каждом этапе возрастной биографии имеют­ся специфические черты, отражающие стадии роста и сте­пень развития организма. Рост и развитие человека — это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам.

Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Рост — это количественные изменения, связанные с увели­чением числа и/или размеров клеток, размеров и массы орга­нов, тканей, всего организма в целом, накопление опреде­ленного объема информации, умений, опыта и т.д. Развитие подразумевает качественные изменения — мор­фологическая дифференцировка тканей и органов, их функ­циональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со време­нем, т.е. развитие может идти по двум линиям — восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс).

Кроме того, различают две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную. Развитие человека продолжается в течение всей его жиз­ни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя про­ исходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).

Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:

• генетическую предопределенность;

• стадийность;

• определенные морфофункциональные изменения, харак­терные для каждого периода жизни человека.

Основной закономерностью соотношения роста и разви­тия является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качествен­ным. Этим объясняются скачки роста в отдельные возраст­ные периоды, несоответствие сроков физического и психосо­циального развития (особенно выраженное в подростковом периоде), снижение отдельных функций организма в опреде­ленные периоды жизни.

Степень и скорость изменений, происходящих с челове­ком, неодинаковы в различные периоды его жизни: чем мо­ ложе организм, тем интенсивнее идут процессы положитель­ного развития, с возрастом они значительно замедляются. Так, наиболее существенны темпы роста в раннем детском возрасте, когда происходит значительное увеличение основ­ных морфологических показателей (длина тела к концу пер­вого года жизни увеличивается на 47—50 %, на втором го­ду — на 13—15 %, на третьем — на 9—10 % по отношению к предыдущему; в дальнейшем темпы нарастания длины тела неуклонно снижаются). В детском возрасте рост и развитие происходят по восхо­дящей линии, в виде прогресса; в зрелом возрасте эти про­цессы несколько стабилизируются, а в пожилом и старче­ском — переходят в регресс, т.е. развитие идет по нисходя­щей линии.

Развитие человека, как существа биосоциального, проис­ходит в различных сферах: физической, социальной, психо­эмоциональной и связанной с ней познавательной.

Физическая сфера, или физическое развитие, включает в себя совокупность морфологических и функциональных свойств организма, соответствующих хронологическому и биологическому возрасту. В детском возрасте физическое развитие представляет собой динамический процесс роста — увеличение длины, массы, отдельных частей тела, органов и систем организма — и биологического созревания и становления зрелого организма. Так как в детском возрасте процес­сы физического развития протекают наиболее интенсивно, его оценку производят чаще, чем в другие возрастные перио­ды, когда физическое развитие, достигнув определенного уровня, стабилизируется. Наиболее просто физическое раз­витие можно оценить, используя антропометрические по­казатели, к которым относятся длина (рост), масса тела, окружности головы и груди.

Антропометрические измерения вошли в практику медицинского обследования в 30-е годы XIX в.

Для более точной оценки физического развития поль­зуются центильными таблицами*, а также различными коэффициентами и индексами. Физическое развитие, включающее, помимо роста и мас­сы тела, ряд физиометрических показателей (мышечная сила, жизненная емкость легких* — ЖЕЛ и др.), служит одним из критериев работоспособности, запаса жизненных сил, поэто­му оценка физического развития широко используется не то­лько в педиатрии, но и при профессиональном отборе, в спортивной, школьной медицине.

Уровень физического развития, скорость увеличения рос­та, нарастания массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела определяются многими факторами, среди которых можно выделить:

наследственные (длина и масса тела родителей, бабушек, дедушек);

биологические (здоровье индивидуума, его психологиче­ское, эмоциональное состояние, состояние здоровья его роди­телей);

климатические и экологические;

социально-экономические (материальное положение се­мьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей, уровень развития здравоохранения и медицинской культуры, профессиональные вредности);

• образ жизни (режим и стиль питания, двигательная ак­тивность, вредные привычки, взаимоотношения индивидуума с окружением).

Помимо перечисленных факторов, темпы роста и разви­тия подвержены также половым (так, половое созревание у девочек и мальчиков начинается в разные сроки, основные антропометрические, функциональные показатели у мужчин остаются более высокими, чем у женщин) и индивидуальным различиям.

Эти и другие факторы могут влиять на физиче­ское развитие как положительно, так и отрицательно. Напри­мер, как чрезмерная физическая нагрузка, так и ее недоста­ток могут тормозить рост человека, а адекватная физическая активность, являясь стимулятором остеогенеза* и роста хря­ща и мышечной ткани, способствует линейному росту чело­ века.

Некоторые факторы оказывают разнонаправленное дейст­вие на рост и развитие.

Так, жаркий климат, как один из факторов, влияющих на физическое развитие, тормозит рост, но ускоряет созревание, т.е. развитие, человека. Степень влияния тех или иных факторов зависит от силы и длительности их воздействия. Так, умеренный и кратко­ временный дефицит питания не приводит к существенной задержке физического развития; напротив, выраженная не­ достаточность основных компонентов питания может привести к заметной задержке развития и даже нарушениям здо­ровья (в частности, дефицит белка, белковое голодание в детском возрасте вызывает квашиоркор — болезнь обмена веществ). В середине и второй половине XX в. было замечено, что от десятилетия к десятилетию увеличиваются рост и масса тела детей, ускоряются в целом сроки биологического созре­вания (раньше прорезываются постоянные зубы, закрывают­ся зоны роста, половое созревание наступает в более раннем возрасте). Это явление получило название акселерации (от лат. ассе1егаНо — ускорение). Процессы акселерации связы­вали с положительными изменениями генотипа, улучшением социальных условий.

Помимо истинной акселерации, выделяют и ускоренное развитие, прежде всего детей, которое в значительной мере обусловлено перекармливанием (особенно за счет белков). Такое ускоренное развитие может приводить к нарушению биологического созревания, связанного с более ранним созреванием ферментных систем. А это в свою очередь может приводить к раннему появлению различных заболеваний (ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, заболевания почек и др.) в зрелом возрасте.

Однако в меньшей степени акселерация затронула психо­эмоциональное и социальное развитие. С 90-х годов XX в. процессы акселерации стали сменяться децелерацией, т.е. замедлением темпов развития новых поко­лений, что проявляется снижением роста и массы тела, мы­шечной силы и выносливости у подростков конца XX — на­ чала XXI в. по сравнению с их сверстниками 60—80-х годов XX в.

Отмечается также сдвиг сроков полового созревания, появления первой менструации у девочек в более старшем возрасте, причем эти тенденции характерны практически для всех развитых стран.

Психоэмоциональное и социальное развитие представляет собой специфический аспект развития человека, связанный с его взаимодействием с окружающей средой и проявляю­щийся совокупностью душевных процессов и явлений (ощу­щения, восприятия, эмоции, память и т.д.). Основной функцией психики является поиск на основе возникшей по­требности определенных действий, направленных на ее удо­влетворение, оценка этих действий, контроль за их реализа­цией.

В основе психоэмоционального и социального развития конкретного человека лежит овладение им общественными потребностями, сформировавшимися в ходе эволюции и не­ обходимыми индивидууму для жизни. Психоэмоциональное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Каждой стадии его развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивидуум может оправдать или не оправдать. (табл. 1.5). Таблица 1.5. Характеристики стадий роста и развития человека Сфера изменений Характеристика стадии роста и развития Стадия 1. Период новорожденности и грудной возраст (0— 1 год) Физическая Масса тела утраивается. Рост увеличивается на 50 % (примерно 25 см). Окружность головы увеличи­ вается на 12 см, а груди — на 13— 15 см. С 1 мес поднимает голову, хорошо держит с 2 мес, с 4—5 мес переворачивается с живота на спину, потом со спины на живот, с 7 мес самостоятельно садится, ходит с 1 года. Первые зубы — с 5—6 мес, к 1 году 6—8 зубов 44 Продолжение Сфера изменений Характеристика стадии роста и развития Психоэмоциональная и социальная Плачет, чтобы дать о себе знать. С 1 мес появляется слуховое и зрительное сосредоточение, с 2 мес сле­дит за предметами, улыбается. С 3— 4 мес эмоцио­ нально гулит, узнает близких, с 6 мес громко смеет­ся, лепечет слоги. В 1 год может сказать несколько простых слов. В 6 мес отличает тех, кто за ним уха­ живает. В 7 мес плачет при виде чужих. Положительное познание — доверие, отрицатель­ное — недоверие. Чувство доверия возникает, когда потребности ребенка удовлетворяются последова­тельно, через образ матери, удовлетворяющей его потребности; он приобретает ощущение того, что мир — безопасное место. Чувство недоверия возникает в том случае, когда либо забота о ребенке непоследовательна, либо происходит частая смена лиц, осуществляющих уход. Результатом положительного выбора является вера в будущее, отрицательного — подозрительность, страх перед будущим Познавательная (до 2 лет) Это сенсорно-моторная (двигательная) стадия. Ре­ бенок изучает окружающий мир с помощью осяза­ ния, слуха, обоняния, вкуса, а также посредством физического восприятия. Вначале деятельность со­ средоточена на своем теле, потом на событиях и предметах. В конечном итоге происходит целевая ориентация Стадия 2. Преддошкольный возраст (1— 3 года) Физическая За второй год ребенок прибавляет в массе тела при­ мерно 3 кг, рост увеличивается на 7—8 см, за тре­ тий — 2 кг и 5 см соответственно. Делает движения, требующие координированной работы мышц: бегает, ходит по ступенькам, прыгает, карабкается, играет с мелкими предметами. Учится пользоваться туалетом. Одевается с небольшой по­ мощью или самостоятельно. К 2 годам имеет 20 молочных зубов. Самостоятельно ест с помощью ложки, пьет из чаш­ ки Психоэмоциональная и социальная Любит играть один или рядом с другими детьми. Не любит получать приказы. Учится быть независимым. Переполнен массой впечатлений от внешнего мира, не может их самостоятельно проанализировать, прибегает к помощи взрослых (период вопросов). Положительное познание — самостоятельность: от­ рицательное — зависимость, сомнение и стыд. Дети познают сомнение и стыд через грубое обраще­ ние в процессе контроля функций своего тела (ки­ шечник и мочевой пузырь) или находясь в слишком ограниченной среде. Результатом положительного познания является уверенность в себе, отрицательного — комплекс вины, неуверенность в себе 45 Продолжение Сфера изменений Характеристика стадии роста и развития Познавательная Хорошо отзывается на речь взрослых. Показывает предметы, названные взрослыми. Следует простым указаниям, отдаваемым медленно и ясно. Начинает говорить короткими фразами. Понимает, что пред­ мет, убранный из виду, продолжает существовать. Любит сам выбирать деятельность и игрушки Стадия 3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Физическая Средняя прибавка массы тела в год — 2 кг, а дли­ ны — 5 см. В 5—7 лет молочные зубы заменяются большими ко­ ренными (моляры). Совершенствуются крупнодвига­ тельные навыки. Больше контролирует мелкодвига­ тельные умения (рисует, лепит). Делает много ве­ щей по самообслуживанию (одевается, принимает пищу, пользуется туалетом) Психоэмоциональная и социальная Имеет четкое представление о себе. Реагирует на суждения родителей и других взрослых о нем. Более независим, чем в раннем детстве. Делает свой вы­ бор. Легко играет с другими детьми и любит группо­вые игры. Наблюдает за взрослыми и подражает им. Любит повседневный порядок и может чувствовать себя неуверенно, если распорядок дня слишком час­ то меняется. Положительное познание - инициативность, отри­цательное - пассивность. Дети переживают чувство вины и моральной ответ­ственности за свои желания. Результатом положительного познания является способность действовать самостоятельно, отрица­тельного - ощущение социальной неадекватности Познавательная Знает много имен людей и названий мест и вещей. Быстро выучивает новые слова. С 5 лет начинает чи­тать отдельные слова. Считает. Группирует одина­ковые предметы. Отделяет несхожие с другими предметы. Следует указаниям. Очень любопытен и имеет богатое воображение. Задает много вопро­сов. Имеет твердую самостоятельную точку зрения, иногда не в силах понять, что существуют другие взгляды. Имеет неопределенное представление о времени Стадия 4. Младший школьный возраст (6— 12 лет) Физическая Ежегодная прибавка в массе тела 2— 3 кг, в росте 5—6 см. Происходит смена молочных зубов: в 7— 8 лет — внутренние, 8—9 — наружные резцы, 10— 11 лет — передние, 11— 12 — задние премоляры и вторые моляры. Движения хорошо координирует. Развивает мышечный тонус, чувство равновесия, силу и выносливость. Хорошо развита крупная и мелкая моторика, что используется для игр и спорта, езды на велосипеде и танцев. С 10 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков начинается половое созревание 46 Продолжение Сфера изменений Характеристика стадии роста и развития Психоэмоциональная и социальная Начинает формировать длительные дружеские взаимоотношения. Больше времени проводит без родителей. Образует маленькие замкнутые группы, не допускающие других детей, особенно противопо­ложного пола. Начинает понимать, что другие люди тоже имеют чувства. Имеет много эмоций, иногда их с трудом выражает. Начало полового созревания, сопровождающееся гормональными изменениями, влечет за собой много драматических поворотов на­ строения. Положительное познание — трудолюбие, отрицате­льное — неусидчивость. Школьникам необходимо иметь возможность насла­диться успехом и мастерством в решении новых за­ дач. Они приходят к этому через одобрение учителя и сверстников. Чувство неполноценности возникает тогда, когда школьники не имеют возможности доби­ться успеха или их знания не имеют признания. Результатом положительного познания является успех в деятельности, отрицательного - комплекс неполноценности Познавательная Более внимателен, дольше помнит и следует более сложным указаниям. Думает логично и принимает решения относительно реального мира. Способен использовать новую информацию. Может задавать вопросы и сопротивляться решениям взрослых Стадия 5. Старший школьный (подростковый) возраст (от 12 до 16—18 лет). Юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин) Физическая Масса тела увеличивается на 7—25 кг (чаще на 17,5 кг), рост — на 15—55 см. Достигает репродук­ тивной зрелости. Девушки в начале периода, как правило, выше юношей своего возраста, а в конце периода — ниже Психоэмоциональная и социальная Из-за недавних изменений в своем организме чувст­ вует себя неуклюже среди родителей и чужих. Легко смущается, раздеваясь перед взрослыми или при разговорах о теле, росте и половом развитии. Более ответственно относится к своему поведению. Часто восстает против авторитета взрослых. Социальный и эмоциональный опыт широк, потому что это время крепкой дружбы и ранних любовных взаимоотноше­ний. Положительное познание — формирование лично­сти, отрицательное — рассеивание личности. Происходит первое цельное осознание себя и свое­ го места в мире. Результатом положительного познания является развитое ощущение собственной индивидуально­сти, отрицательного — непонимание собственного «Я» или неуверенность в понимании собственного «Я» 47 Продолжение Сфера изменений Характеристика стадии роста и развития Познавательная Логично мыслит. Имеет дело с абстрактными или конкретными понятиями. Размышляет о себе в лич­ном плане. Планирует будущее. Принимает реше­ние, представляя себе альтернативы, что делает принятие решения более трудным. Начинает судить о себе более здраво. Старается изменить физиче­ский облик. Часто придумывает идеальный мир и идеализирует себя. Легко разочаровывается. Может ставить перед собой нереальные цели Стадия 6. Молодой зрелый возраст (от 20 до 35 лет) Физическая К 23 годам завершается развитие всех функций ор­ганизма. Рост у большинства женщин заканчивается к 17 годам, у мужчин — к 21 году. Достигает максиму­ма мышечной силы в 25—30 лет, затем она начинает убывать. Наилучшая мелкая моторика развита до 35 лет, после чего мелкие двигательные навыки на­чинают убывать. Это наиболее здоровая часть населения. Болеет нечасто, быстро выздоравливает. У женщин циклически происходят созревание яйце­ клеток и менструации, они могут вынашивать детей. Это наиболее благоприятный период для рождения детей Психоэмоциональная и социальная Устанавливает длительные близкие отношения с друзьями и партнерами. Принимает обязательства. Многие взрослые становятся родителями, некото­рые борются с бесплодием, некоторые добровольно не хотят стать родителями Положительное познание — эмоциональная откры­тость, выражающаяся в поиске спутника жизни и установлении близких дружеских связей, отрица­тельное — эмоциональная замкнутость, чувство одиночества. Результатом положительного познания является способность формировать близкие отношения, от­рицательного — неспособность формировать близ­ кие отношения Познавательная Функционирует на более высоком уровне, чем юно­ши, хотя многие молодые взрослые продолжают мыслить и рассуждать очень похоже на подростков и юношей. Способен поставить себя на место другого и представить, что он чувствует. Имеет развитые мо­ральные устои Стадия 7. Средний зрелый возраст (от 35 до 55 лет у женщин и до 60 у мужчин) Физическая Слегка утрачиваются физическая сила и координа­ция. Несколько уменьшается чувствительность. От случая к случаю испытывает трудности со сном, иногда бывают проблемы после определенной пищи. Женщины проходят через климакс между 45 и 55 го­дами. Репродуктивная функция (особенно у женщин) снижается 48 Продолжение Сфера изменений Характеристика стадии роста и развития Психоэмоциональная и социальная Начинает чувствовать беспокойство перед старени­ем и осознавать, что смертен и умрет. Чувствует большее удовлетворение от работы. Женщина мо­жет стать более подавленной, когда дети вырастают и уходят, а может испытать удовольствие от новой свободы. Положительное познание — творчество и великоду­шие, отрицательное — застой и эгоцентризм. Часто происходит борьба творческих сил против застоя. Результатом положительного познания является за­ бота о семье и обществе в целом, отрицательного — забота только о себе Познавательная Наращивает свои познавательные способности и имеет высокий уровень интеллекта. Может обучать­ ся новым навыкам. Находит, что это наиболее твор­ческий период в жизни, и может заниматься получе­нием дополнительного образования Стадия 8. Пожилой и старческий возраст (от 55 лет у женщин и от 60 — у мужчин) Физическая Обычно достаточно здоров, чтобы продолжать нор­ мальную физическую деятельность. Испытывает снижение зрения с потерей ночного зрения и сниже­нием глубины и цветности восприятия. Испытывает некоторую потерю слуха и понижение ощущения за­ паха и вкуса. Имеет меньше сил и чувства равнове­сия, подвержен несчастным случаям и падениям. Меняются походка, осанка, снижается рост, изменя­ются размеры конечностей Психоэмоциональная и социальная Может расценивать старость как позитивное явле­ние и чувствовать возросшую энергию, продуктив­ность и творчество. Может иметь сильное желание настоять на своей воле и имеет большую привязан­ность к знакомым объектам. Может сильнее осозна­вать время и жизненный цикл. Может быть менее уверен и менее самолюбив из-за утраты близких, должности, физических и чувственных способно­ стей. Может быть более сложившейся личностью, с определенными ценностями; продолжает нуждаться в дружбе и других взаимоотношениях. Может иметь потребность в общении с домашним животным. Про­ должает сексуальную жизнь, если был(а) сексуально активен(на) раньше. Положительное познание — интеграция, ощущение полноты жизни, отрицательное — разочарование в жизни, безысходность. Становление окончательного цельного представле­ния о себе, своем жизненном пути в противовес ра­зочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. Результатом положительного познания является ощущение не зря прожитой жизни, отрицательно­го — неудовлетворенность жизнью, отчаяние перед мыслью о неизбежной смерти. Продолжение Сфера изменений Характеристика стадии роста и развития Познавательная Обычно сохраняет интеллектуальные способности, хотя может перерабатывать информацию не так быстро. Решения принимает с меньшей скоростью. В состоянии освоить новую информацию и новые на­выки, но нуждается для этого в большем времени. Может испытывать некоторую потерю памяти из-за внешних условий, таких как прием лекарств, необхо­димость переезда в новое жилье; либо по физиче­ским или эмоциональным причинам, таким как пло­хое питание, депрессия или болезнь Психолог-теоретик Эрик Эриксон, автор теории психосо­циального развития личности, сформулировал задачи опреде­ленных ступеней развития человека и показал, к чему может привести успех или неудача в их решении. Не всем удается преодолеть психологические неудачи, возникшие на ранних этапах развития, в раннем возрасте, поэтому им приходится решать многие проблемы уже в зрелом возрасте. А преодоле­ние трудностей предыдущего этапа является залогом успеш­ного решения психологической задачи, возникающей на бо­лее поздних стадиях развития, поэтому для нормального пси­хоэмоционального и социального развития человека необхо­димо решать возникающие проблемы на той стадии, на которой они возникли. Психоэмоциональное и социальное развитие человека определяет качество его жизни, от него во многом зависят личная жизнь человека, его взаимоотношения с людьми, профессиональная удовлетворенность, а также все аспекты физического здоровья, так как психическое благополучие прямо воздействует на функции организма. Помимо этого, адекватное психоэмоциональное и социальное развитие, при­ сущее здоровому человеку, позволяет ему лучше приспосаб­ливаться к различным условиям жизни. Развитие человека во многом определяется его окружени­ем, к которому можно отнести: • ближайшее окружение (семья — дети, родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, друзья); • профессиональное окружение (коллеги по работе, одно­ классники); • бытовое окружение (соседи, знакомые; люди, имеющие с индивидом общие интересы); • социальную группу, к которой принадлежит данный индивид (по уровню образования, доходов, бытовым услови­ям); • общество в целом.

К окружению человека можно отнести и медицинских ра­ботников, контактирующих с ним от рождения до конца жиз­ни и оказывающих большое влияние на его развитие. Познавательное развитие человека, обусловленное его со­циальной сущностью, также продолжается на протяжении всей жизни, во многом зависит от стадии его развития (см. табл. 1.5) и тесно связано с понятием «познание». Познание — это процесс отражения и воспроизведения в сознании инди­вида реальной действительности. Результатом познания явля­ется новое знание. Другими словами, познавательное развитие человека — это процесс развития его интеллекта, и в целом оно подчиняется тем же закономерностям, что и психоэмо­циональное и физическое развитие. 6. Краткая характеристика анатомо­физиологических, психологических и социальных особенностей человека в разные возрастные периоды В периоде внутриутробного развития можно выделить не­ сколько подпериодов (собственно зародышевый — от момен­ та оплодотворения яйцеклетки до имплантации* в слизистую оболочку матки; подпериод имплантации — длится около 2 сут; собственно эмбриональный — длится 5—6 нед; эмбриофетальный — длится 2 нед, когда формируется плацента; фетальный, или плацентарный, — продолжается от 9 нед до момента рождения). Однако для практических целей удоб­ным является деление на два основных этапа: период эмб­рионального развития и период плацентарного развития (фе­тальный). Наиболее важным с медико-биологической точки зрения является первый из них. Именно в этот период про­ исходят закладка, формирование и дифференцировка орга­ нов, тканей и систем, наблюдаются наиболее высокие темпы их развития. На этом этапе зар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: