Музыкально-теоретический анализ




 

«Вечерний первоцвет» - 4-й номер хорового цикла «Пять песен о цветах». В контексте данного цикла хор представляет собой часть контрастно-составной формы. Как отдельное произведение – является хоровой миниатюрой, написанной в строфической форме:

1-я строфа – 1-4 такты,

2-я строфа – 5-7 тт.;

3-я строфа – 8-11 тт.;

4-я строфа – 12-15 тт.;

5-я строфа – 16-19 тт.;

6-я строфа – 20-23 тт.;

7-я строфа – 24-25 тт.;

8-я строфа – 26-31 такты.

Каждая строфа музыкального произведения соответствует двум рифмованным между собой строкам стихотворного текста. Только последние две строфы соответствуют двум заключительным строкам.

Бриттен уделяет большое внимание смыслу, заложенному в литературном произведении. Он применяет такие мелодические и гармонические средства, которые усиливают смысл поэтического текста и делают его более понятным. В данном произведении затрагиваются темы жизни и смерти, вечности красоты неба и звезд. Вечности, которая только подчеркивается быстротечностью жизни цветка.

Фактура хора смешанная. На протяжении всего произведения гомофонно-гармонический склад изложения сменяется полифоническим складом. Единственное отклонение – в 3-й строфе (гармонического склада изложения): с конца 9 такта у партии теноров развивается мелодия, в то время как остальные три голоса продолжают гармонию 9 такта. Стоит отметить, что каждое предложение имеет характерные кадансы (4 такт, 7 такт и т.д.).

Первая каноническая имитация проходит у сопрано и альтов (имитация в обращении), вторая имитация затрагивает партии сопрано, альтов и басов. Последняя имитация включает все 4 партии, которые образуют двойной канон в октаву, в точности повторяющий мелодии сопрано и альтов в 5-7 тактах. Вообще в последних 7-8 строфах заметна репризность по отношению к первым двум строфам.

Начинается произведение в H-Dur, а уже третья строфа написана в Fis-Dur, тональности предшествующей каденции. В 14 такте (4-я строфа) происходит ускоренная модуляция в D-Dur (через VIIH=II). В 5-й строфе мелодия сопрано идет по звукам трезвучия D-Dur, а у альтов – имитация в параллельной тональности h-moll, после чего басы мелодически уводят нас в fis-moll. 6 строфа снова начинается в D-Dur, из которого идет возвращение в H-Dur. В заключительной 8 строфе происходит окончательная модуляция в Fis-Dur.

Гармонические созвучия во многих фрагментах развития музыкального материала представлены кластерами – созвучиями нетерцового строения, состоящими из чередования и сочетания больших и малых секунд. Также встречаются задержания (например, в 15 такте задержание у теноров на слоге «влюб»), перекрещивание голосов (в 18 такте у сопрано и альтов).

Если говорить о типе мелодической линии,то стоит отметить сочетание в мелодии инструментального и вокального начала, что отражено в использовании композитором таких интонационных составляющих, как:

§ многократное повторение одного и того же звука (например, в 1 и 24 тактах);

§ движение мелодии по звукам трезвучий (16, 17 такты), септаккордов (5, 6 такты);

§ скачкообразное движение – восходящие и нисходящие скачки мелодии на достаточно широкие интервалы (на ч5 у сопрано на стыке 6 и 7 тактов и др.).

 

Мелодическая линия находится в условиях смешанного ритма:

§ ровный ритм;

§ пунктирный ритм;

§ синкопированный ритм (вообще характерный для английской музыки).

При этом метр и размер4/4 сохраняются неизмененными на протяжении всего развития музыкального материала.

Темп единый на протяжении всего произведения – Andante tranquillo (Спокойно, не спеша).

 

Динамика на протяжении практически всего произведения находится в пределах p, pp, ppp, только в кульминации произведения (20-23 такты) динамика достигает f, причем это f должно быть мягким, чтобы не нарушить легкий прозрачный характер произведения. Вообще Бриттен с ранних лет очень подробно расставлял в своих произведениях все необходимые обозначения и нюансы. Так и в этой миниатюре мы видим все необходимые подвижные и неподвижные нюансы.

 

 


 

Вокально–хоровой анализ

Хор «Вечерний первоцвет» написан для смешанного четырехголосного хора a capella.

Диапазон хоровых партий:

S – d1– fis2;

A – h– cis2;

T – fis – fis1;

B – Fis – h.

Общий диапазон хора составляет ровно 3 октавы:

Fis – fis2.

Исполнение данного произведения требует серьезного подхода в плане вокально-хоровой работы. Все хоровые партии находятся практически в одинаковых тесситурных условиях, поэтому нет необходимости создавать искусственный ансамбль. В тесситурном плане произведение написано очень удобно, только в конце произведения, в 30 такте, партии сопрано нужно аккуратно спеть достаточно высокую ноту fis2 на динамике ppp.

Тип звуковедения в фрагментах гомофонно-гармонического склада – non legato, в полифоническом складе – legato. Штрих non legato не означает полного отделения одной ноты от другой. После взятия ноты твердой атакой звук продолжает тянуться до следующего звука. При исполнении на legato атака звука мягкая. Необходима работа над плавностью звуковедения, слитностью звучания. Дыхание в данном произведении играет большую роль: от его правильности зависит сила, красота и продолжительность звука. Вдох должен быть глубоким, спокойным и естественным для достижения легкого, светлого звука, который требуется в данном произведении. Необходимо избегать слишком глубокого вдоха, так как это влияет на чистоту интонации и подвижность голоса. Требуется цепное дыхание.

К трудностям горизонтального строястоит отнести скачки (например, на стыке 3 и 4 тактов скачок на увеличенную кварту вверх у альтов), энгармонизмы (например, в 14 такте у сопрано, в 13 такте у альтов). Вокальные трудности подобного рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения. Скачки следует сначала «предслышать» внутренним слухом и только потом исполнять.

Когда после общего звучания всего хора звучит одна партия – может возникнуть ощущение динамического провала. Кроме этого, к соло приковано все внимание, поэтому оно должно звучать ярко и слаженно, динамически и интонационно выстроенно. Также нужно обратить внимание, чтобы из-за разных тесситурных условий и разного ритмического рисунка не был нарушен ритмический ансамбль.

Для достижения ритмического ансамбля нужна точность переходов в аккордах, ровность в исполнении распевов. Этому должна помочь четкая, внятная дикция, выстроенное ощущение пульсации более мелкими длительностями, чем исполняемые. В работе над достижением ритмического ансамбля уместно воспользоваться методом пульсированного дробления. Это упражнение позволит хору проникнуться единой пульсацией и заострит внимание на правильном ритмическом соединении партий.

В кульминации может возникнуть тенденция вместе с наращиванием динамики ускорить темп. Надо сказать, что к этому располагает музыкальный материал, но такую тенденцию нужно сдерживать, стараясь выпевать фразы до конца.

Нужно следить, чтобы ритмический рисунок исполнялся четко и своевременно, а после пауз все партии вступали без опоздания. В этом случае может помочь внутренняя пульсация и точный жест дирижера. Также особое внимание надо уделить тому, чтобы короткие длительности не проговаривались, а пропевались.

Особое внимание следует обратить на фразировку и перспективное мышление для того, чтобы не произошло дробление фразы на короткие мотивы. Чтобы не было статичного пения, необходимо чувствовать внутреннюю пульсацию восьмыми.

В произведении встречаются очень длинные фразы при медленном темпе, поэтому рекомендуется использовать цепное дыхание.Однако особенности развития музыкального материала требуют использования и остальных видов певческого дыхания:

§ общехоровое – на стыке разделов и периодов–предложений;

§ дыхание по партиям (при вступлении каждой отдельной партии).

 

Необходимо уделять внимание ясному произношению слов. Произношение гласных и согласных звуков должно происходить одновременно. Необходимо следить за четким произношением слогов в долю и за присоединением согласных к последующим гласным, что достигается посредством максимального протяжения гласных и коротких согласных. Также следует обратить внимание на редуцирование безударных гласных: ро[а]са, хо[а]ро[а]вод. Немаловажно произношение шипящих согласных – их следует произносить коротко: венчик, ночная, души. Встречающиеся в произведении «р» должны исполняться раскатисто: роса, первоцвет. Согласные на стыке окончания слова и начала другого должны переноситься к начинающемуся слову: уходи – т на, по – д ми – р ны – м кры – ло – м ночи.

 

 


 

Список использованной литературы

 

1. Холст И. Бенджамин Бриттен. – М.: Музыка, 1968.

2. История зарубежной музыки. Вып. 6. – СПб.: издательство «Композитор», 2001.

3. Казачков С. А. От урока к концерту. – Казань: Издательство Казанского университета, 1990.

4. Ковнацкая Л. Г. Бенджамин Бриттен. – М.: издательство «Советский композитор», 1974.

5. Ковнацкая Л. Г. Английская музыка ХХ века. – М.: Советский композитор, 1986.

6. https://magazines.russ.ru/inostran/2005/4/kl4.html

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: