Элементы системы товародвижения.




Лекция 9. Товародвижение и сбыт.

 

План лекции:

Каналы распределения товара.

Элементы системы товародвижения.

Оптовая торговля.

Инфраструктура продаж

Каналы распределения товара.

Произвести товар по параметрам, соответствующим запросам покупателей – это только полдела. Его еще нужно доставить потребителю и создать условия для превращения потребностей в реальный спрос.

Товародвижением в маркетинге называется деятельность по управлению перемещением и реализацией товаров от производителя к потребителю.

Совокупность взаимосвязанных организаций или физических лиц для передачи товара от производителя к конечному потребителю называется маркетинговым каналом распределения продукции. Каналы распределения выполняют следующие функции: сбыт, распределение, ценообразование, обслуживание потребителей, планирование продукта, маркетинговые исследования. Каналы распределения могут быть нескольких уровней

(рис. 6).

 

Рис. 6: Каналы распределения потребительских товаров.

Канал нулевого уровня   Производитель   Потребитель Одноуровневый канал   Производитель     Розничный торговец   Потребитель     Двухуровневый канал   Производитель     Оптовый торговец
 
 

 

 


Розничный торговец

 


Потребитель

 

Трехуровневый канал   Производитель     Крупный оптовик
 
 

 


Мелкий оптовик

 

 

Розничный торговец

 


Потребитель

Каналы распределения товаров производственного назначения выглядят следующим образом (рис. 7).

Дилер – это посредник, который ведет операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается им по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки.

 

 

Рис.7: Каналы распределения товаров промышленного назначения

 

Канал нулевого уровня   Производитель     Фирма-покупатель Одноуровневый канал   Производитель     Промышленный дилер   Фирма-покупатель     Двухуровневый канал   Производитель     Представитель производства
       
   
 

 


Фирма-покупатель

Двухуровневый канал   Производитель     Торговый филиал производителя
       
   
 

 


Фирма-покупатель

Каналы распределения, независимо от количества уровней, можно объединить в три группы: прямые, косвенные и смешанные.

  1. Прямые каналы товародвижения (или прямой маркетинг), когда хозяйственные связи между фирмами непосредственны. Продвижение товаров создается на основе прямых хозяйственных взаимоотношений с потребителями по схеме: производитель – конечный потребитель. Конечный потребитель – тот, кто использует продукцию для удовлетворения своих потребностей. Продажи осуществляются через принадлежащие компании магазины, по почте, вразнос и т.д. Такая система позволяет контролировать всю маркетинговую программу. Она обеспечивает тесный контакт с потребителем, а, следовательно, более полную информацию о его вкусах, привычках, но требует разветвленной системы управления сбытом, и поэтому больших затрат. Этот вариант имеет ряд преимуществ. Во-первых, вступая в непосредственный контакт с потребителем, производитель узнает о реакции на свой товар «из первых рук». Во-вторых, производитель сохраняет жесткий контроль за ценами, объемами сбыта, политикой стимулирования сбыта. В-третьих, стирается грань между товаром и услугой, и производитель начинает больше зарабатывать на послепродажном обслуживании. Более трети всех доходов и двух третей прибыли фирм, производящих вооружение, приходится именно на долю технического обслуживания. Помимо производителей вооружения, избегать посредников стараются производители сложного оборудования, фармацевты, образовательные учреждения.
  2. Косвенный канал товародвижения: обязательно присутствует независимый участник товародвижения – посредник. Это объясняется тем, что принятие на себя издержек по продвижению товара потребителю – дело довольно хлопотное и очень дорогое, поэтому во многих случаях целесообразно обратиться к услугам профессиональных посредников. К ним относятся: дистрибьюторы, комиссионеры, агенты и брокеры. Дистрибьюторы – это оптовые и розничные посредники, которым производитель предоставляет право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. По договору ими приобретается право продажи продукции. Комиссионеры – это оптовые и розничные посредники, не являющиеся собственниками продаваемой продукции. Производитель остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера, который получает комиссионный процент с суммы контракта. Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лица (принципала). Агент заключает сделку от имени и за счет принципала и получает вознаграждение. Брокеры – это посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Они не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки и действуют лишь на основе отдельных поручений. Брокеры заключают от своего имени сделки по поручению клиентов, взимая за это с них фиксированное вознаграждение. Цепочка «производитель – потребитель», выстроенная таким образом, может иметь один, два или три уровня. Наиболее простой вариант – оптовая продажа товара производителем сразу розничному торговцу (дистрибьютору). Так продвигают скоропортящиеся продукты питания, одежду, автомобили, бытовую технику. В этом случае производитель лишается части прибыли в пользу посредника. Но, несмотря на это, использование посредников объясняется их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку. Так, например, работа нескольких производителей через одного дистрибьютора, который устанавливает контакты с несколькими потребителями, значительно способствует экономии и времени, и денег и сокращению объема работы. Косвенный маркетинг требует разработки общего плана маркетинга с распределением обязанностей.
  3. Смешанный канал распределения сочетает функции первых двух.

Для распространения товара организация может использовать несколько каналов. Вид маркетинга, при котором создается несколько каналов распределения для обслуживания одного или нескольких сегментов рынка, называется многоканальным маркетингом. Например, сбыт строительных товаров осуществляется как напрямую строительным организациям, так и через оптовых и розничных торговцев.

Каналы товародвижения выполняют очень важные функции:

- проводят маркетинговые исследования – сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;

- определяют условия закупки и продажи продукции (по факту, предоплата);

- стимулируют сбыт;

- налаживают и поддерживают контакты с постоянными покупателями;

- согласуют цены.

Какой будет выбран канал товародвижения, зависит от финансового состояния фирмы, от ее имиджа, производственных возможностей. Влияние на выбор канала оказывают число конкурентов, потребители, их отношение к приобретению товаров, их требования к составу и качеству потребителей, характеристики самого товара. Большое значение имеет качественный уровень организации посреднической деятельности в отдельном регионе или в стране в целом.

 

Элементы системы товародвижения.

Комплекс элементов товародвижения включает в себя транспортировку, хранение товаров, контакты с потребителями. Целью организации товародвижения является доставка нужных грузов в нужное место и в нужное время с наименьшими затратами.

Система товародвижения призвана доставить товар после получения заказа в установленные сроки. По западноевропейским стандартам, вероятность поставки товара в установленный срок составляет 91-96%. Заказ может быть, безусловно, выполнен и в несколько больший срок, однако это чревато санкциями (штрафами) за превышение согласованных сроков.

Разработка системы товародвижения сводится к поиску ответов на следующие вопросы:

  • какой запас товара иметь;
  • где хранить товарно-материальные запасы;
  • как отгружать товары;
  • как следует работать с заказчиком.

В поиске ответов на эти вопросы производителем решаются нижеперечисленные задачи, которые и составляют систему товародвижения.

Поддержание товарно-материальных запасов. Решение об уровне запасов – это поиск компромисса между уровнем сервиса (скоростью обслуживания потребителей), с одной стороны, и издержками хранения с другой стороны.

Складирование. Наличие складов – непременный элемент производственного процесса, т.к. циклы производства товара и его потребления не совпадают. Выбор количества и места складов определяется желаемым уровнем сервиса (временем доставки товара потребителю), но ограничивается издержками, связанными с хранением.

Отгрузка – момент товародвижения, операция по передаче товара для транспортировки.

Транспортировка. От выбора перевозчика зависит и своевременность, и сохранность, и состояние после перевозки, и цена. Выбор делается между пятью основными видами транспорта: железнодорожным, водным, автомобильным, трубопроводным, воздушным.

Обработка заказов. Сюда входят: получение от посредника заказа, проверка платежеспособности, проверка наличия товара на складе, выписка платежной документации и отсылка товара, выдача заказа.

И производитель, и посредник оказываются в выгоде, если эти операции проводятся быстро.

Качество работы службы товародвижения зависит от всех промежуточных звеньев сложнейшей сети, которых в современных условиях потребительского рынка может быть достаточно много. При этом надо исходить из того, что для укрупненных групп товаров (производственные, потребительские) система товародвижения может иметь значительные различия. Принимая решение по тому или иному звену, необходимо учитывать системность и комплексность решений – ни одно из них не должно вступать в противоречие с другими звеньями и со всей системой в целом. Для оценки эффективности товародвижения, как правило, используют формулу общих издержек:

 

D = T + F + W + S + R + Bd + Cr,

где D – сумма издержек товародвижения;

F – транспортные расходы;

W – переменные складские расходы;

S - стоимость заказов, не выполненных в срок;

R - сумма санкций за неисполненные заказы;
Bdбонусные расходы дилера;

Cr – коммуникационные расходы (реклама, проспекты, буклеты, телефонный маркетинг и пр.).

Стремясь к минимальным затратам на товародвижение, руководство должно изучать возможности многовариантных решений – обработку и оформление заказов, выбор транспортных средств, маршрутов, складов, управление уровнем заказов и т.д.

В систему товародвижения входят элементы как внутренней, так и внешней среды. К элементам внутренней среды относятся:

- обработка и оформление заказов покупателей;

- контроль изделий, отправляемых в качестве запасных частей;

- подбор оптимальных партий товаров с позиций заказов покупателей и использования транспортных средств;

- упаковка товаров в соответствии с требованиями транспортировки;

- оформление таможенных документов и страховок;

- отгрузка и контроль за движением грузов.

Таким образом, система товародвижения должна обладать определенной пространственной разветвленностью, управлять процессами товародвижения на различных стадиях оформления и движения грузов

К элементам внешней среды относятся:

- фирмы, обеспечивающие перевозку;

- посредники и их склады;

- сбытовая сеть (магазины).

Как уже говорилось, на практике большинство товаров лучше реализовывать через посредников. Здесь также существуют определенные критерии выбора канала товародвижения: прежде всего, потребительский рынок не ограничивается регионом, а разбросан по всей территории; поставки осуществляются малыми партиями и с большой частотой.

Во многих случаях выбор канала товародвижения является наиболее важным решением для фирмы. Фирма, взявшая на себя функции товародвижения, должна оплачивать все возникающие расходы. Кроме того, она полностью получает и все причитающиеся доходы по реализации продукции. Если используются независимые (внешние) каналы товародвижения, то относительные издержки по доставке могут быть уменьшены, но при этом и прибыль будет сокращена, поскольку соответствующие сбытовые организации, участвующие в процессе товародвижения, получают свою долю прибыли. Общая прибыль фирмы и соответственно посредников может увеличиться, если будет достигнут рост объемов реализации товаров.

При выборе канала товародвижения основным условием является его доступность для изготовителя. Для достижения коммерческого успеха при использовании того или иного канала товародвижения нужно тщательно проанализировать все финансовые вопросы. Необходимо провести сравнительную характеристику затрат предприятия на возможные каналы сбыта. В эти затраты входят:

- расходы на подбор и обучение сбытового персонала;

- административные расходы;

- затраты на рекламу и стимулирование сбыта, на организацию товародвижения, включая расходы на транспортировку, складское хозяйство;

- уровень комиссионных выплат.

Сравнительная оценка стоимости отдельных каналов сбыта должна также увязываться с перспективами роста объема реализации товаров. Важно отметить и то, что выбор канала сбыта обычно связан с заключением долгосрочных соглашений между контрагентами. Неправильный выбор канала распределения может вызвать аннулирование юридических соглашений, что скажется на результатах работы предприятия и участвующих в этом соглашении посредников.

Коммерческие отношения изготовителя с посредниками закрепляются контрактом, в котором оговариваются ответственность и обязательства сторон при возникновении убытков, нечетком выполнении договорных обязательств, а также размер комиссионных и премиальных отчислений и т.д. Заключение контракта с посредником служит юридической основой решения споров и разногласий.

 

3. Оптовая торговля.

ГОСТ Р 51503-99 дает понятие торговой сети: совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Различаются:

  • оптовая (торговая) сеть – торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли;
  • розничная (торговая) сеть – торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли;
  • мелкорозничная (торговая) сеть – торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли;
  • стационарная торговая сеть – торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям;
  • нестационарная торговая сеть – торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли. Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.д.

Традиционно считается, что оптовая торговля – это продажа относительно крупными партиями, а деление и продажа уменьшенных партий, отличающихся от стандартных размером или количеством, - розница.

Статья 506 Гражданского кодекса РФ определяет, что «по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».

Таким образом, законодатель четко определил, что договор поставки (оптовая торговля) применяется при продаже товаров для использования их в качестве промежуточного потребления, т.е. для предпринимательской деятельности при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Такое же определение дает ГОСТ Р 51503-99, который определяет: «предприятие оптовой торговли – торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров».

Целесообразность наличия оптового звена товародвижения обосновывается тем, что оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Эта эффективность достигается тем, что:

  1. Мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга.
  2. Даже располагая достаточным капиталом, производитель скорее предпочтет направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли.
  3. Эффективность деятельности оптовиков наверняка окажется выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений.
  4. Розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.

Может создаться впечатление, что оптовые торговцы являются лишними звеньями канала распределения. Однако это не совсем так. Отсутствие оптового торговца влечет за собой увеличение числа перемещений товаров от производителей к потребителям, что потребовало бы больших затрат. Кроме того, рост числа перевозок неизбежно привел бы к проблемам авто-, авиа- или железнодорожного движения (рис. 8 и 9).

 

 

Рис.8: схема каналов распределения в отсутствие оптовика.

 

Производители

 
 

 

 


 

Розничные торговцы

 

Рис.9: схема канала распределения с оптовым торговцем.

 

Производители

 
 

 


 

 

                           
   
 
           

 


Розничные торговцы

 

Значение оптовой торговли для всех участников сделок заключается в том, что она предоставляет следующие преимущества для производителей:

  1. Разгружает органы сбыта. Нет нужды оформлять множество накладных, счетов, бухгалтерских проводок и т.д. Снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вместо большого количества предприятий розничной торговли поставки осуществляются только в адрес небольшого количества предприятий оптовой торговли.
  2. Снижает колебания загрузки производственных мощностей. Оптовый торговец делает заказы на несколько месяцев вперед, поэтому производитель может осуществлять долгосрочное планирование. Тем самым загрузка производственных площадей становится равномернее, а производство – рациональнее; снижаются издержки производства.
  3. Снижает риск, связанный с хранением продукции на складе. У производителя имеется возможность отгрузки продукции, заказанной оптовым торговцем, немедленно после их изготовления.
  4. Финансовые преимущества состоят в том, что, как правило, оптовый торговец производит оплату в короткие сроки. Тем самым производитель получает необходимые свободные средства для продолжения производства.

Наличие каналов оптового товародвижения предоставляет значительные выгоды и для розничной торговли:

  1. Облегчается организация закупок. Из большого количества предложений производителей оптовый торговец отбирает самые выгодные, сводит их в один заказ, и тем самым облегчает выбор розничному торговцу.
  2. Обеспечиваются срочность и малый объем поставок. Розничный торговец может в любое время запастись товарами в кратчайший срок и в произвольно малых количествах. Отпадает необходимость содержания больших складских запасов и снижается риск.
  3. Обеспечивается кредитная помощь. Опыт многолетних деловых связей дает оптовому торговцу возможность оценить кредитоспособность розничного торговца и оказать ему соответствующую кредитную помощь.
  4. Оказывает сервисные услуги по организации продаж товаров.

Таким образом, функции оптовой торговли сводятся к следующим.

Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и нередко покупатель верит ему сильнее, чем какому-то далекому производителю.

Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив этим клиента от значительных хлопот.

Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары крупными партиями и разбивая их на мелкие.

Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя этим снижению издержек поставщика и потребителей.

Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.

Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.

Принятие риска. Принимая право собственности на товар, и неся расходы в связи с его хищением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска.

Предоставление информации о рынке поставщикам и клиентам: о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.д.

Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовик нередко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их персонал, принимая участие в разработке схемы магазина и устройстве экспозиций, а также в организации систем бухгалтерского учета и управления запасами.

В зависимости от количества оптовых посредников распределение продукции подразделяется на эксклюзивное, селективное или интенсивное.

При эксклюзивном распределении число посредников, работающих непосредственно с товаром производителя, жестко ограничено. Посредник в соглашении с производителем обычно обязуется исключить из своего ассортимента товары конкурирующих марок. Предоставляя право эксклюзивного распределения, производитель надеется на то, что оно повысит имидж товара и позволит установить более высокие наценки. Эксклюзивное распределение используется в торговле автомобилями, бытовой техникой, моделями одежды и обуви. Торгующие организации обычно подчеркивают тот факт, что они являются эксклюзивными продавцами.

При интенсивном распределении производитель стремится обеспечить присутствие своих товаров в максимально возможном числе торговых точек. Участником канала может стать фактически каждый желающий (разумеется, имеющий средства или доверие производителя на реализацию). Такое распределение применяется при распространении товаров повседневного спроса.

Селективное распределение занимает промежуточное положение между эксклюзивным и интенсивным. Оно позволяет производителю расширить свое присутствие на рынке при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при интенсивном распределении. Селективный сбыт предполагает достаточно узкий круг клиентов (чаще всего постоянных). Он охватывает технически сложные изделия (в том числе товары потребительского назначения), требующие послепродажного обслуживания. Кроме того, продажа, хранение и обслуживание этих товаров требует определенных технических знаний у продавца. Этими знаниями обладают не все потенциальные клиенты, что обусловливает необходимость выбора (селекции).

 

4. Инфраструктура продаж.

4.1 Розничная торговля – предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Это заключительный этап каналов товародвижения. ГОСТ Р 51503-99 определяет: «предприятие розничной торговли – торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования».

Розничная торговля способствует маркетинговой деятельности, направленной на поиск соответствующих групп покупателей, изучению динамики цен, налаживанию прочных связей между оптовиками, а также с покупателями. Розничные торговцы реализуют товары конечным потребителям.

Розничная торговля решает следующие задачи:

  1. Приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизмененном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки).
  2. Демонстрирует образцы и пробы на открытых торговых стендах с целью получения заказов на товары (контора по приему заказов).
  3. Осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля).
  4. Организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих баз или работает вообще без таковых.
  5. Организует «отхожую торговлю» - старейшая форма торговли, к которой относится: торговля вразнос, уличная торговля, мелочная торговля (фрукты, напитки, мороженое, цветы).

Организационные формы предприятий розничной торговли можно разделить на магазинные торговые предприятия, посылочные торговые предприятия и торговлю с доставкой на дом.

Магазинные розничные торговые предприятия классифицируют на основе нескольких исходных параметров: уровень обслуживания, предлагаемый товарный ассортимент, относительное внимание к ценам, характер торгового помещения магазина.

Уровень обслуживания. Параметром классификации является уровень предлагаемых потребителю услуг. Выделяют четыре типа торговых предприятий с различными уровнями обслуживания: розничные магазины самообслуживания, розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров, розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием и с полным обслуживанием.

Розничные магазины самообслуживания. Сегодня их услугами пользуются представители всех слоев общества, особенно при приобретении товаров повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой любой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товара.

Розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. Накладные расходы у магазинов со свободным отбором товаров несколько выше, чем у магазинов самообслуживания, в связи с необходимостью содержания дополнительного персонала.

Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием обеспечивают покупателю более высокий уровень помощи со стороны торгового персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предварительного выбора и покупателям требуется больше информации. Кроме того, в этих магазинах потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров, обычно отсутствующие в магазинах с более ограниченным уровнем обслуживания. Так что эксплуатационные расходы у этих магазинов выше.

Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием, такие, как фешенебельные универмаги, имеют продавцов, готовых лично помочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товаров. Потребители, желающие, чтобы их «обслуживали», предпочитают именно такие магазины. Эти магазины характеризуются:

- большими затратами на содержание обслуживающего персонала;

- более высоким процентом в их номенклатуре товаров особого спроса и товаров

замедленного сбыта (модные изделия, ювелирные изделия);

- более либеральным подходом к практике возврата купленных товаров;

- использованием различных схем кредитования;

- обеспечением бесплатной доставки покупок;

- техническим обслуживанием товаров длительного пользования на дому;

- предоставлением покупателям дополнительных удобств в виде комнат отдыха и

- ресторанов.

Все это оборачивается для подобных магазинов высокими накладными расходами.

Предлагаемый товарный ассортимент. Параметром классификации торговых предприятий является предлагаемый ими товарный ассортимент. Существуют универсальные и специализированные (гастрономические, винные, мебельные, ювелирные) магазины.

Специализированный магазин предлагает узкий ассортимент товаров значительной насыщенности (одежда, спорттовары, мебель, строительные материалы, книги и т.д.). Такие магазины можно подразделить по степени узости предлагаемого ассортимента. Например, магазин одежды – это магазин обособленного полного ассортимента. Магазин мужской одежды – это магазин с ограниченным ассортиментом. Магазин, торгующий мужскими рубашками – это узкоспециализированный магазин.

Бутик – это специализированный магазин для подчеркнуто модных товаров Универсальные магазины (универмаги, универсамы) предлагают несколько ассортиментных групп товаров.

Универмаг предлагает несколько ассортиментных групп товаров – обычно одежду, обувь, предметы домашнего обихода, хозяйственные товары. Каждой ассортиментной группой занимается специальный отдел универмага во главе со своими закупщиками и торговцами.

Универсам – это сравнительно крупное предприятие самообслуживания. Характеризуется низким уровнем издержек, невысокой степенью удельной доходности и большим объемом продаж, «рассчитанных на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, стирально-моющих средствах и товарах по уходу за домом». Универсам может находиться и в частном владении, хотя большинство их входит в состав сетей.

Универсам широкого профиля по размерам торговой площади превышает обычный универсам и стремится полностью удовлетворить нужды потребителя в обычно закупаемых пищевых и промышленных товарах. Он нередко предлагает такие услуги, как прачечная, химчистка, ремонт обуви, кафе. В универсамах широкого профиля цены зачастую на 5-6% выше, чем в обычных универсамах.

Торговый комплекс превышает своими размерами даже универсамы широкого профиля. Он включает в себя универсам, магазин сниженных цен и розничный склад-магазин. Его ассортимент выходит за пределы обычно покупаемых товаров и включает в себя мебель, тяжелые и легкие электробытовые приборы, одежду и множество других товаров. По сравнению с уровнем цен, обычных для универсамов широкого профиля, торговые комплексы практикуют цены со скидкой.

Относительное внимание к ценам. Большинство магазинов предлагают товары по средним ценам и имеют обычный уровень услуг для потребителей. Ряд магазинов предлагают товары и услуги повышенного качества и по более высоким ценам. И, наоборот, магазины сниженных цен продают товары по ценам ниже обычных, поскольку организуют свою деятельность с минимальными издержками и предлагают меньше услуг и менее высокого качества.

Магазины сниженных цен торгуют стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли, и увеличения объемов сбыта. Простое использование время от времени цен со скидкой и устройство распродаж, а также торговля товарами низкого качества по дешевке, еще не делают торговое предприятие магазином сниженных цен. Настоящему магазину сниженных цен присущи пять особенностей. Во-первых, он постоянно торгует по ценам ниже тех, что предлагают в заведениях с высокими наценками и невысокой оборачиваемостью товарных запасов. Во-вторых, он делает акцент на марочных товарах общенационального распространения, так что низкие цены не предполагают низкого качества изделий. В-третьих, он функционирует по принципу самообслуживания при минимуме удобств. В-четвертых, он обычно располагается в районе с низким уровнем арендной платы и привлекает покупателей из сравнительно отдаленных мест. В-пятых, в нем установлено простое и функциональное торговое оборудование.

Склад-магазин – это лишенное всяких излишеств торговое предприятие сниженных цен с ограниченным объемом услуг, цель которого – продажа больших объемов товаров по низким ценам. Одна из форм – мебельные склады-магазины.

По характеру торгового помещения разли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: