Тема 3. Первые теории дизайна.




План:

1. Характеристика эпохи. Причины неприятия техники и машин.

2. Основные идеи Джона Рёскина, Готфрида Земпера и Франца Рёло, их влияние на развитие дизайна.

 

1. Исторические условия возникновения первых теорий дизайна (фильм «Промышленнаяреволюция»):

 

- индустриальная революция, распрос­транение массового машинного производства промышленной продукции. В жизнь вошли паровозы, пароходы, металлообрабатывающие, текстильные и сельскохозяйственные машины;

- увеличение скорости и мощности машин, использование новых видов энергии, на смену паровым двигателям приходят электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, дизели, турбины и т. п., появляется наука о машинах.

- протесты против фабричного изготовления мебели, посуды, керамики, декоративных тка­ней (ранее - сфера декоративно-прикладного ис­кусства). Развитие индустриального массового производства бытовых вещей многие художники и теоретики искусства восприняли как прямую угрозу хорошему вкусу.

 

Тематика споров:

- может ли машина создавать произведения искусства?

- может ли она сама быть произведением искусства?

- о гра­ницах применения прикладного искусства и о месте художника в современном произ­водственном процессе

Причины неприятия техники и машин:

 

- Красота бескорыстна, т. е. лишена практической полезности. Полезные предметы из сферы эстетического исключаются. Машина, как предмет чисто утилитарный, сама не может быть красивой и, соответственно, не может создавать красивые вещи. (утилитарность = уродливость).

 

- Первые промышленные выставки показали, что массовая продукция, производимая машинами, имела низкое художественное качество по сравнению с ремесленными образцами, наблюдался общий упадок в сфере эстетики и параллельно деградация эстетического вкуса

 

- дешевая фабричная продукция удовлетворяла потребности обывателей, лишенных, как правило, утонченного вкуса, а большинство ремесел было уничтожено,

Первым на эту ситуацию отреагировал в своих теоретических работах англий­ский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт Джон Рёскин (1819-1900). Принадлежал к поколению поздних английских роман­тиков-прерафаэлитов.

Основные идеи:

- Противоречие между техникой и искусством предлагал разрешить путем пол­ного отказа от техники и машинного производства.

- Страстно любил раннюю готи­ку и отстаивал возрождение ремесел в том виде, в котором они су­ществовали в эпоху Средневековья, когда ремесленник был одновременно художником и к простейшей вещи домашнего обихода относил­ся с самым серьезным вниманием.

- Не любил машину за то, что она разрушала красоту и радость от создания вещи руками человека, презирал машинную продукцию и в особенности такие чудеса из стекла и железа, как железнодорожные вокзалы и «Хрусталь­ный дворец» в Лондоне.

- свои собственные со­чинения Рёскин печатал в сельской местности, в типографии, стоявшей посреди сада. Он даже рассылал свои книги дилижансом, не доверяя их поезду, чтобы они не загрязнились сажей при перевозке. Это удо­рожало книги, тем не менее они расходились в сотнях тысяч экземпляров.

Лекции Рёскина также пользовались большим успехом и оказывали па современников огромное влияние.

Показывал презентацию Э.Б.Джонса

Вклад Джона Рёскина в становление дизайна:

- как искусствовед первым обратился к вопросам промышленного искусства. До него искусствоведе­ние, занималось лишь «изящными искусствами» - музыкой, поэзией, живописью. Рёскин же считал искусство эстетического оформления бытовой вещи главным в иерархии искусств, так как, пояснял он, сначала по­являются одежда, утварь, мебель, а уже потом картины и статуи.

- призывал художниковизучать природные формы, если они хотят быть искренними в своем творчестве. Формы животного мира целесообразны, а потому красивы, чего не скажешь о механизмах, скомпонованых руками человека.

- Одна из самых ценных идей:утверждение неразрывной связи между красотой и пользой, внешним оформлением и функцией. С эстетических представлений Рёскина начала скла­дываться эстетика машинной продукции.

Он, в частности, предупреждал:

«Если в ревнивом соперничестве с соседними странами или другими производителями вы будете стараться привлечь внимание необычностью, новшествами и мишу­рой украшательства, стремясь превратить каждое изделие в рекламу, и не гнушаться стянуть идею у своего более удачливого соседа, хитроумно под­ражая ему, а иногда и в чем-то превосходя его, - вы никогда не узнаете, что такое хороший дизайн. Даже и не помышляйте об этом».

Рёскин умер в 1900 г., на восемьдесят первом году жизни. Его идея це­лостности искусств, единства полезности и красоты впоследствии утверждалась по всей Европе.

Эти идеи Рёскина воплотил в своем творчестве английский художник, дизайнер, архитектор и писатель Уильям Моррис, единомышленник Рёскина, который дал толчок к возрождению ремесел во всех европейских странах.

2. Следующий этап в формировании теории дизайна - это постепенное при­знание возможностей техники в производстве красивых и технологичных вещей.

Этим занимался Готфрид Земпер (1803-1879) - немецкий теоретик искусства, профессор Берлинской Академии, видный архитектор XIX века и представитель архитектуры периода эклектики.. В Дрездене и сейчас стоят его здания - Королевский оперный театр, сина­гога, знаменитая Дрезденская картинная галерея, построенная Земпером в 1846 г. В 1850 г. был приглашен в Лондон для подготовки павильонов первой Всемирной промышленной выставки. Земпер организовал на выставке датский, шведский, канадский и еги­петский павильоны.

 

Особенности его архитектуры:

- преувеличенно монументальный стиль,

- эклектическое использование ренессансных и барочных мотивов.

Основные идеи:

- нет «высокого» или «низкого» искусстваи архитектура, и прикладное искусство равны в том, что полностью подчиняются общим законам природы и выше ее идти не могут.

Но пока «наука и машины не в состоянии дать новые фор­мы и вызвать изменения в художественно-техническом производстве, ар­хитектура – главный вид искусства».

Машинное оборудование промышленных предприятий на этом этапе во многом копирует устоявшиеся архитектурные формы (показать слайд с готическим паровым двигателем и фото мануфактуры Израэля Познаньского.)

- Земпер вывел закон формообразования : форма и декор изделия не определяются волей художника, а неразрывно связаны с функцией, зависят от материала и от способа произ­водства (технологии).

Пример: мягкая пластичная глина и вращающийся гончарный круг опре­делили появление округлых, плавных форм керамических сосудов - ваз, амфор, чашек, кувшинов, горшков.

Земпер тоже отмечал упадок художественного вкуса, но при этом, в отличие от Дж. Рёскина, не считал, что во всем виновато машинное производство.

3. Первым, кто поставил вопрос о форме и красоте машин, был выдающийся инже­нер и теоретик машиностроения Франц Рёло (1829-1905) - немецкий учёный в области механики и машиностроения, лектор Берлинской Королевской Технической академии, ставший впоследствии её президентом. Всю жизнь посвятил изучению машин. После школы прошел путь от ученика на заводе до директора Берлинской ремесленной академии.

Важнейшие его работы: «Техника и ее связь с задачею культуры», "О стиле в машиностроении".

Ф. Рёло:

- не был таким машиноненавистником, как Рёскин и Моррис, считал, что развитие техники - это закономерный процесс в развитии человеческой куль­туры

- техника может способствовать развитию культуры и формированию хорошего эстетического вкуса.

- Треугольник Рёло (фильм). Чем определяется красота машины? - ее функцией, чем функциональней, тем красивее.

- машиностроение может и должно следовать архитектуре там, где речь идет о формообразованиипроизводственной техники (станков, механизмов, двигателей), поэтому он классифицирует основные машинные формы по степени их эстетического воздействия. Основные формы машины диктуют ее силуэт в целом. Облик машин в целом не имеет аналогов в природе. Машина является неким архитектурным целым, её форма должна быть целесообразной.

 

Классификация машинных форм по Рёло.

 

Формы машины делятся на два класса:

- формы, полностью определенные целесообразностью, непосредственно участвующие в процессе производства вещи (винт и винтовая нарезка, колесо. зубья в шестеренках, паровой котел, форма цилиндра, форма труб, поршней, рычагов, элементов двигателя и т.д.).

- формы т.н. "свободного выбора", т. е. такие, рисунок которых может произвольно изменяться (форма кузова, опоры, станины. вспомогательные защитные конструкции станков и др. производственных механизмов).

 

Рёло создал оригинальную теорию, согласно которой все народы мож­но разделить на две большие группы в зависимости от способности про­никновения их в тайны сил природы:

- К первым, по его терминологии, манганистическим, т.е изменяющим природу в соответствии со своими потребностями (от греческого «менганон» - искус­ственное устройство, приспособление, механизм), он относил христиан­ские нации. Манганистическое отношение к действительности, утверждал Рёло, создало промышленность и содействовало расцвету куль­туры.

- Ко вторым - натуралистические, лишь обороняющиеся от при­роды. Это арабский мир.

- Примечательно, что «переходным» от натурализма к манганизму типом Рёло считал японцев, народа традиционной культуры, но способного к восприятиюи развитию достижений западно-европейской цивилизации

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: