АИС - это комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенный для информационного обслуживания – организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи потребителям научной, управленческой и др. информации, используемой для принятия решений в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности.
Компоненты и структуры АИС
Другие ИС, АИС, внешние бд |
Сбор данных |
Администратор |
Принятие решений |
Анализ данных |
Формирование выходных документов |
Модель объекта |
База данных |
Поиск информации |
Хранение, обновление, поддержка |
Обработка машинная |
Оператор |
Ввод данных |
Обработка ручная |
Некоторые элементы данного рисунка являются альтернативными (необязательными):
- модель объекта может отсутствовать или отождествляться с базой данных. В экспертных системах в качестве модели объекта фигурирует база знаний.
- модели объекта и БД могут отсутствовать (а соответственно и процессы хранения и поиска данных. Например, калькулятор, блокнот), если система осуществляет преобразование информации и формирование выходных документов без сохранения исходной, промежуточной, результирующей информации. Если преобразование данных также отсутствует, то подобный объект ИС не является (он не выполняет информационной деятельности) и должен быть отнесён к другим классам системы (например, канал передачи информации и тому подобное).
- процессы ввода и сбора данных являются необязательными, поскольку вся необходимая и достаточная для функционирования АИС информация может уже находиться в БД и в составе модели и т.д.
Классификация АИС
В связи с тем, что АИС относится к сложным системам, целесообразно рассмотреть различные основания для классификации АИС:
1. Отрасли применения связаны с понятием сектора информационного рынка, соответствуют в основном типам деятельности пользователей, на информационное обеспечение которых ориентировано та или иная АИС. Если использовать укрупненные категории, то можно сказать, что современный информационный рынок представляют 3 отрасли:
А. Информация (БД и системы предоставления информационных ресурсов пользователям), в том числе: деловая, научно-техническая и информация для специалистов, потребительская и развлекательная, электронные сделки (Системы электронной торговли, банковские, биржевые и финансовые операции, продажа билетов и резервирование мест и т.п.), электронные коммуникации (Электронная почта и передача данных).
2. Виды информации – отражает структуру данных, поддерживаемую в БД АИС:
- Библиографические данные
- Полнотекстовые документы
- Справочные БД
- Численные БД
- Графические БД
3. Методы взаимодействия с пользователями определяет 2 группы ИС
- системы с разделением времени (СРВ), в которых каждый участник как бы пользуется собственной ЭВМ, и основной задачей администратора и разработчиков является защита данных от несанкционированного доступа и взаимная изоляция участников;
- система обеспечения групповых решений (СОГР), которые ориентированы на прямо противоположную задачу – обеспечить взаимодействие пользователей в процессе принятия решений
4. Типы принимаемых решений характерны для ИС, используемых в экономике и управлении. Под информационными системами управления (ИСУ) принято понимать основанные на компьютерной технологии системы, предназначенные для обеспечения руководителей всей необходимой информацией. Основные подходы к классификации ИСУ базируются на 2 различных аспектах классификации управленческих решений: степени неопределённости и уровнях руководства.
По степени неопределённости могут быть выделены 4 способа решения. В зависимости от неопределённости целей и структуры взаимосвязи элементов организации:
- формально-логический вывод;
- коллективное обслуживание;
- использование рыночных механизмов;
- интуитивное решение;
По уровням руководства выделяют: стратегические, административные, оперативные решения. Отдельный класс составляет ИСУ, предназначенные для контроля за исполнением решений.
Среди систем обеспечения управления различают:
- системы информационного обеспечения (СИО) на основе СУБД предоставляет доступ к данным независимо от типа принимаемых решений и предметной области;
- системы обеспечения принятия решений (СОПР) и системы обеспечения руководства (СОР) обеспечивают принятия решений по специфическому классу проблем;
5. Масштаб АИС определяется уровнем организации и функционировании системы. Спектром информационного обслуживания, объемом информационных массивов и потоков.
Различают следующие классы АИС:
- организация или её подразделение;
- локальные (региональные или отраслевые);
- глобальные (межотраслевые и межрегиональные);
6. Тип организации использующий АИС. Могут быть выделены следующие АИС: