II. Музыкально-теоретический анализ




I. Историко-стилистический анализ песни

1. Краткие данные о жизни и творчестве композитора.

Александр Васильевич Александров (наст. фамилия Коптелов) (1 (13) апреля 1883, село Плахино, Рязанская губерния – 8 июля 1946 г., Берлин) – советский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, профессор, народный артист СССР. В 1890-1892 гг. учился в земской школе, пел в школьном хоре.

В 1891 г. переехал в Санкт-Петербург, где пел в хоре Казанского собора. В 1898 году окончил курс пения в казанской певческой церковно-приходской школы Санкт-Петербурга.

С 1897 года – ученик регентских классов Придворной певческой капеллы, по окончании которых в 1900 г. получил звание регента. В 1900-1903 гг. занимался в Петербургской консерватории (класс композиции А. Глазунова и А. Лядова). С 1906 г. работал регентом архиерейского хора Спас-Преображенского собора, вёл хоры в ряде учебных заведений, в частности – в Тверской духовной семинарии. В это время написал симфонию и симфоническую поэму «Смерть и жизнь».

В 1909 г. продолжил учёбу в Московской консерватории, кот-ую окончил в 1913 г. с серебряной медалью по классу композиции у С.Н. Василенко, а в 1916 г. – по классу пения у А. Мазетти.

В 1906-1909 и в 1913-1916 гг. хормейстер в Твери: организовал и возглавил музыкальную школу. С оркестром, солистами и хором осуществил постановку оперы «Пиковая дама» (1913), исполнил фрагменты из опер «Евгений Онегин» на слова А. Пушкина (1914), «Фауст» Ш. Гуно, «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки и «Русалка» А.С. Даргомыжского. Был режиссёром, дирижёром, хормейстером. Спел партию Ленского из «Евгения Онегина», в «Пиковой даме» исполнил партию Чекалинского. С 1918 года – преподаватель (сольфеджио, полифония, дирижёрское и хоровое мастерство), с 1922 г. – профессор Московской консерватории. В 1922-1928 гг. – хормейстер и дирижёр Московского камерного театра. В 1926-1929 гг. вёл хоровой класс на инструкторско-педагогическом факультете, в 1926-1930 гг. – руководитель Государственной академической хоровой капеллы. В 1929-1936 гг. – заместитель декана военного факультета.

С 1928 года Александров становится организатором и музыкальным руководителем, с 1937 года – начальник, художественный руководитель Ансамбля песни и танца Московского городского дворца пионеров и октябрят и главный дирижёр Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии им. М. Фрунзе, с которым объехал весь Советский Союз и ряд зарубежных стран, завоевал в 1937 году «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже.

В 1943 г. на основе «Гимна партии большевиков» создал величественную мелодию, ставшая с 1944 г. гимном СССР.

Основные сочинения: Хоры: Гимн Советского Союза, «Поэма об Украине»; Симфоническая поэма «Смерть и жизнь»; песни «Священная война», «Святое ленинское знамя», Песня о Советском Союзе, Песня о Партии, Песня о Советской Армии, «За великую землю советскую», Песня о Лазо, «Бейте с неба, самолёты», «Эшелонная» и др. Обработка песен гражданской войны («Из-за лесу»), 7 русских народных песен («Вниз по матушке по Волге», «Во поле берёзонька стояла», «Горы», «Утенушка луговая», «Ах, не одна в поле дороженька»).

Награждён орденами Ленина, Красной Звезды и Трудового Знамени.

Александр Васильевич скончался от инфаркта 8 июля 1946 г. в Берлине. Похоронен 10 июля на Новодевичьем кладбище.

 

2. Краткие данные о жизни и творчестве автора литературного текста.

 

В песне «Во поле берёзонька стояла» Александров использовал слова народные. Выполнена обработка этой песни.

 

3. Общий анализ содержания песни.

 

По жанру «Во поле берёзонька стояла» - это русская народная хороводная песня. Александров выполнил обработку песни для мужского Краснознамённого ансамбля «Песни и пляски». В данном произведении развитие музыки динамическое, тембровое. Присутствует фортепианное сопровождение.

 

 

II. Музыкально-теоретический анализ

 

1.Форма произведения.

Форма данного произведения куплетная. Песня написана с сопровождением. В песне 3 куплета. Каждый куплет с 1-го по 8-ой такты, а припев – с 8-го затакта до репризы (22-23 такты). Строение 4т.+4т. Произведение начинается с тремоло, в партитуре фортепианное сопровождение, здесь же на фермату. Затем вступает в 1-ом т. солист. В 8-ом затакте вступает весь хор. В 15 т. фермата.

 

2. Тональный план.

Основная тональность ля минор. В этом произведении есть репризы, меняется размер. С затакта по 5-ый такты 4/4. В 6 т. 2/4. С 7 т. по 16 т. 4/4. В 17 т. 3/4. С 18т. 4/4. В 1 такте ля минор. Во 2-ом т. доминанта, затем тоника ля минора. В 3-м такте сначала тоника, затем субдоминанта ля минора, далее доминанта к ми минору. В 4-м такте доминанта с разрешением в тонику ля минора. В 5 такте доминанта гармонического ля минора. В 6-м такте доминанта с разрешением в тонику ля минора. В 7-ом такте идёт повторение с 5-ым. В 8-м такте сначала доминанта с разрешением в тонику ля минора, затем доминанта ля минора. Далее повторение тактов: с 9 по 13 такты. В них T-D-T-D. В 14 т. T-D-T. В 15 т. до мажор. В 16 т. вновь до мажор. В 17 т. ре минор, затем Т6 ля минора, далее D7 с разрешением. В 18 т. T-D-T-D ля минора. 19-ый такт повторяется с 18-ым. В 20 т. сначала T-D-T ля минора, затем до мажор. В 21 т. сначала субдоминанта, затем доминанта. В 22 такте доминанта с разрешением в тонику ля минора, затем до мажор (1-ая вольта). 2-ая вольта: сначала доминанта ля минор, затем тоника ля минора.

 

3.Характеристика мелодического рисунка.

 

В данной песне присутствуют скачки, поступенные ходы ↑ и ↓, терцовый ход, преобладание ♪. Характерны ритмические группировки:

 

4. Метро - ритмические особенности.

Повторение мелодического рисунка с 5 по 8 такты, с 9 по 14 такты и с 18 по 20 такты; с 20-го затакта через репризу на 2-ую вольту. Основная ритмическая особенность - использование единого ритмического рисунка у всего хора.

 

5.Фактура изложения.

Фактура изложения гомофонно-гармоническая. Сначала вступает солист, затем после ферматы над паузой вступает весь мужской хор.

 

6. Роль аккомпанемента.

 

Инструментальное сопровождение является гармонической поддержкой солисту и хору, частично дублирует хоровые партии. В аккомпанементе преобладают ♪ и.

 

7.Динамика.

Данное произведение звучит в динамике mf. На протяжении песни динамические оттенки меняются: с mf по f в припеве – с 8-го затакта до 2-ой вольты.

 

8. Темп и его изменения.

 

В начале обозначение темпа «Умеренно». С 11 такта «Ускоряя» - постепенное ускорение темпа. В 15 т. «Широко». С 16 т. «Скоро».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: