Исторический контекст и своеобразие русской культуры.




Феномен Отечественной культуры в общемировом историко-культурном пространстве.

 

Исторический контекст и своеобразие русской культуры.

 

 

Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношения хозяйственную культуру. В чем эта уникальность?

Во-первых, трудом и талантом многих поколений освоена в хозяйственном отношении самая большая часть земного шара: ее площадь составляет 17075,4 тысячи квадратных километров. Россия в 1,7 раза больше, чем Канада, в 1,8 раза больше чем Китай или США. Протяженность в широтном направлении – около 9 тысяч километров, в меридиальном – от 2,5 до 4 тысяч километров.

Во-вторых, обустроена и сделана приемлемой для жизни, ведения хозяйства самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В России наиболее заселенная часть находится в Северном полушарии между 50 – 60 параллелями, а наименее – еще северней, вплоть до 80-й параллели. Россия – это в значительной мере приполярная страна со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями. Например, в Канаде на широте российского Нечерноземья сельского хозяйства вообще нет. В США природно-климатический потенциал сельскохозяйственного производства в 2,4 раза выше, чем в России (Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М., 2001).

В-третьих, усилиями народа было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня: развитая промышленность с десятками отраслей, транспорт, средства связи, сельскохозяйственной производство, строительная индустрия.

Другим основополагающим фактором, исторически определившим особенности формирования и самого русского народа, и его культуры, была бесконечная борьба за свое выживание с различными захватчиками. Уже наши предки – славяне много воевали, отбиваясь от многочисленных врагов. В I тысячелетии необходимо было давать отпор сарматам, гуннам, готам, аланам, византийцам, половцам, хазарам, полякам.

Во II тысячелетии, с 1228 по 1462 г., т.е. за 324 года у русских было 160 войн. В XVI в. воевали 43 года: против Речи Посполитой, Ливонского Ордена, Швеции. В XVII и XVIII вв. – соответственно воевали 48 и 56 лет! В XIX в. было три войны с турками, одна – с персами, кавказская, среднеазиатская; отбивали нашествие Наполеона; в Крыму – англо-франко-турецкую агрессию. В XX в. – сплошные войны, чередовавшиеся с короткими мирными передышками: 2 – с японцами; 2 – мировые; война в Афганистане; «холодная война» и ядерный шантаж США. Впрочем, война идет и сегодня на территории России: на Кавказе вооруженные силы воюют против бандформирований; в городах России спецподразделения ФСБ, МВД борются против террористов, взрывающих жилые дома, метропоезда, электрички, самолеты и др.

Что это значит? Это значит, что народ России жил и продолжает жить в обстановке столетиями непрекращающихся войн, которые формировали мироощущение, национальный характер и культурное наследие.

Во-первых, это объясняет концентрацию и централизацию в едином государстве, особую заботу русских о сохранении национальной независимости. Вся духовная культура (песни, искусство, кино) в полной мере отразила железную несгибаемую волю русских людей, проявляемую в строительстве и защите государства. Во-вторых, историческая память о внешней угрозе России «навечно» поселилась в русской «душе» и потерять ее было невозможно ни при каких обстоятельствах: проходили столетия за столетиями, менялись обличия нападающих, но опасность быть порабощенным оставалась. Не случайно русские готовы были терпеть любые лишения, несли невероятные тяготы, – «лишь бы не было войны». В-третьих, бесконечные нашествия, завоевания, походы против России истощали силы русских и других народов многонациональной Родины, уничтожали, с таким невероятным трудом созданный, культурный слой отечественной цивилизации.

Россия, жертвуя миллионами и миллионами жизней своих сыновей и дочерей, теряя в войнах свое культурное достояние, грудью закрывала путь всем завоевателям: Европу она спасла от золотоордынских орд; весь мир – Европу и Азию, в том числе, от фашистских полчищь. Лишь Россию никто не защищал и не жертвовал во имя благополучия русского народа – он сам один, должен был думать о собственной судьбе. Не случайно император Александр III сказал: «У России есть только два союзника: армия и флот».

Без знания и глубокого понимания этой стороны отечественной истории вряд ли можно понять и феномен русской национальной культуры.

Важнейшей особенностью русской национальной культуры, как и самой цивилизации, является то, что она складывалась не внутри материка, а на стыке континентов: Европы и Азии. Исторически Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава. Она росла, распространяя свое политическое, экономическое и культурное влияние на огромные территории, простиравшиеся к концу XIX в. от устья Дуная и Вислы на Западе до Тихого океана на Востоке, от евразийской тундры на Севере до границ Турции и Ирана, Афганистана и Китая на Юге. На этих территориях жили многочисленные народы, отличавшиеся друг от друга языком, образом жизни, религий, культурными традициями, уровнем и самобытностью общественно-экономического развития.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с уникальной полиэтнической по своему глубинному содержанию культуры. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и соответственно их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен.

Для России, как сложной и многообразной полиэтнической системы культуры, на всех этапах ее развития исключительно важной была проблема межэтнических контактов. Именно они выступали мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса. Как отмечают исследователи (В.В. Руднев, В.А. Дмитриев и др.), наиболее активной областью культурных заимствований в процессе межэтнических контактов всегда выступала система культуры жизнеобеспечения. Каждый этнос в России накопил немало ценного в этой сфере и охотно передавал другим народам свои знания и опыт.

Так, русские, поселившись в Поволжье в XVI – XVIII вв., быстро овладели языками местных народов. Последние, передали русским крестьянам, поселившимся на неосвоенных и тяжелых землях, тяжелый плуг (сабан). У татарских крестьян русские заимствовали способ хранения необмолоченного хлеба в снопах, уложенных в «кибэн» (особый вид кладки на специальном помосте высотой 20 – 50 см). Это позволяло хранить хлеб необмолоченным без ущерба по нескольку лет, предохраняя от сырости и мышей. Достаточно широка была и область встречных заимствований элементов культуры жизнеобеспечения. У народов Поволжья под влиянием русской земледельческой культуры произошел переход от пестрополья к трехполью. Ассортимент культивируемых растений расширился. Так, татары стали выращивать озимую рожь, овес, овощи (такие культуры, как капуста, репа, свекла сохранили русские названия).

В Сибире русские крестьяне позаимствовали у аборигенов теплую одежду. В питании у русских нашла распространение оленина. Начиная с XVI в. богаты и разнообразны русско-северокавказские культурные межэтнические контакты и заимствования в материальной и духовной культуре. Так, русские казаки первыми стали усваивать такие элементы культуры кавказских народов, как беспорядочная планировка поселения, конструкция жилища, предметы и облик интерьера, конная упряжь, детали мужского и женского костюмов.

В этнической культуре ведущее место всегда занимали народные промыслы и ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство тотально обеспечивает потребности общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась. Последние, утратив свою утилитарную функцию превратились в предметы декоративно-прикладного искусства. Но они по-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности и выражают специфику содержания и стилевые особенности материальной и духовной культуры того или иного народа. Россия – поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. В одном лишь Подмосковье, сколько уникального создал русский народный талант. Это – федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву. Уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. И тому есть серьезное объяснение. Во-первых, огромная территория и оторванность от европейской части России всегда стимулировали творческую смекалку и инициативу сибиряков и дальневосточников. Во-вторых, в Сибири, по мнению исследователей (В.О. Назанский), сложился своеобразный русско-сибирский этнос, типологически сопоставимый с англо-канадским, австралийским, новозеландским, аргентинским. Русская культура органично соединяется, сочетается с аборигенными культурами.

В результате «выплавляется» уникальное искусство 26 малочисленных и 5 достаточно крупных общностей, представленное различными промыслами: древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью. В такой многонациональной стране, как Россия, значение опыта каждой нации, каждого народа в сфере искусств (как и культуры в целом) огромно, поскольку важнейшие духовные ценности становятся доступны другим народам, обогащают и оплодотворяют единую многонациональную культуру

Наряду с полиэтничностью русской цивилизации свойственна еще одна важнейшая особенность – многоконфессиональность. И это также исторически наложило свой отпечаток на русскую культуру. Традиционными религиями в России всегда были и остаются христианство, ислам (мусульманами являются большинство верующих татар, башкир, северокавказских народов), буддизм (калмыки, буряты, тувинцы). Веками существуют в России иудаизм, лютеранство, целый «блок» протестантских течений.

Значительная роль в формировании и развитии российской цивилизации в целом, в том числе и русской национальной культуры принадлежит православной религии. Она оказала большое воздействие на образ жизни русского народа, его историю, литературу, изобразительное искусство, философию, нравственность, психологию, словом, на всю систему отечественной национальной культуры. Следует подчеркнуть, что в России помимо русского народа православными были большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и др. Это позволяет православию выступать одной из важнейших цивилизационно-культурных основ огромной не только конфессиональной, но и полиэтнической общности, сближая культуру, обогащая ее лучшими взаимными достижениями и ценностями.

Словом, культурное влияние церкви и религии было, безусловно, значительным в исторической жизни народа, в выработке его социокультурных ценностей. Впрочем, таким оно всегда бывает у всех народов, находящихся на одинаковой ступени развития. Однако и в прошлом, и в настоящем широко распространено мнение, считающее религиозность и влияние церкви специфической особенностью русского народа. «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа, – считал Н.О. Лосский, – есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием». Русский религиозный философ, правовед и общественный деятель Е.Н. Трубецкой (1863 – 1920) полагал, что «открытие иконы дает нам возможность глубоко заглянуть в душу русского народа», в ней «выявилось жизнепонимание и все мирочувствие русского человека с XII и XVII вв.» … Когда мы проникнем в тайну этих художественных и мистических созерцаний, открытие иконы озарит своим светом не только прошлое, но настоящее русской жизни, более того – ее будущее».

Сторонники подобного взгляда выводили все достоинства и достижения русской жизни, русской культуры из православия. Но были и другие точки зрения, диаметрально противоположные предыдущей. Так, П.Я. Чаадаев (1794-1856) – выдающейся русский мыслитель и публицист, склонен был все недостатки России и русского народа объяснять чрезмерным влиянием православия на нашу жизнь и культуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: