Современное состояние взаимодействия между наукой и религией в России




Протоиерей Сергий Дергалев, к.ф.н.,

доцент кафедры философии и теологии НИУ БелГУ, проректор по учебной работе Белгородской духовной семинарии

 

Современное состояние взаимодействия между наукой и религией в России

В настоящий момент времени в российском образовательном пространстве отношения между современной наукой и религиозным мировоззрением находятся в состоянии некоторой конфронтации.

Здесь в первую очередь можно вспомнить «Открытое письмо 10-и академиков РАН президенту РФ Владимиру Путину» [7], которое появилось в июле 2007г. Данное письмо подписали десять академиков РАН: Е.Александров, Ж. Алфёров, Г. Абелев, Л. Барков, А.Воробьёв, В.Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э. Кругляков, М. Садовский, А. Черепащук.

В письме в частности говорилось о следующих вещах: 1) о возрастающей клерикализации российского общества; 2) о невозможности внесения специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК); 3) о невозможности введения во всех школах России обязательного предмета «Основы православной культуры». Академики настаивали на том, что нарушается Конституция страны, что «теология» это совокупность религиозных догм и поэтому ее не следует причислять к научным дисциплинам. Так же в письме говорилось о том, что не существует альтернативы «материалистическому видению мира».

Интересно, что в защиту религиозных ценностей встали так же академики. Совсем неожиданно появилось «Письмо других академиков. Заявление представителей РАН в связи с "письмом десяти"» [8], которое подписано известными учеными – 3 академиками (Т.М. Энеев, Г.А. Заварзин, Г.С. Голицын) и двумя членкорами (Г.В. Мальцев, Ф.Ф. Кузнецов). В этом письме утверждалось, что «теология» как научная дисциплина имеет право на свое существование: «Целый ряд гуманитарных наук, отнюдь, не оперирует одними лишь фактами и доказательствами. Культурология, философия и религиоведение, в этом смысле, находятся в таком же положении, как теология. Сведение познания мира только к естественнонаучным дисциплинам является его сужением и упрощением. При таком подходе за пределами науки остаются знания о человеке и обществе» [8]. Кроме этого из ответного письма следует, что теология признана научной дисциплиной практически во всех ведущих странах Запада: «Присуждение теологам ученых степеней государственными университетами (с выдачей диплома государственного образца) или равноценное признание государством таких ученых степеней - обычная практика почти всех европейских и других стран мира (Германия, Франция, Швейцария, Испания и др.)» [8].

Другие полемисты, которые вошли в дискуссию по указанному вопросу указывали следующие аргументы. В частности протодьякон А. Кураев писал: «Академики, средний возраст которых 74 года, спутали норму советских конституций с современной правовой реальностью. В Конституции России ни слова не сказано про пресловутое ленинское «отделение школы от Церкви»» [3]. Он же указывает на следующий факт: «В словарях поясняется, что клерикализм — это «идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилению влияния церкви в политической и общественной жизни»» [3]. И что это вполне нормальное явление в жизни страны, когда различные группы населения стремятся к некоторой конкуренции между собою. Далее он говорит о том, академики, ставящие знак равенства между «материалистическим видением мира» и «знаниями, накопленными наукой», показывают собственную философско-методологическую слабость, и явно выходят за пределы своей компетенции.

Полемика между академиками нашла отражение и в других слоях научной среды (общественности). В феврале 2008 г. появилось обращение к президенту РФ, под которым поставили свои подписи 225 докторов и кандидатов наук. В обращении поддерживается введение ученых степеней по теологии и преподавание «Основ православной культуры» (ОПК) в школах. По мысли подписавшихся, это обеспечит полноценную реализацию гражданами России своих культурных прав, закрепленных Конституцией России и международными актами о правах человека. Оппоненты обвиняются в навязывании собственных религиозных или идеологических доктрин, нетерпимом отношении к православию и Церкви [8].

Впоследствии, в начале 2008 года, появилось «Открытое письмо представителей научной общественности» к президенту РФ в связи с планами введения в школах курса (ОПК). Данное письмо подписали более 1700 человек, из которых около 1100 имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Авторы письма выступают с резкой критикой курса ОПК, выражают полную поддержку «Письму десяти», подвергают развернутой критике «письмо 225» [8].

Если просто разделить цифру противников на цифру сторонников теологии то мы увидим, что на одного сторонника теологии приходится примерно пять противников. Это не очень приятный факт, но совсем не удручающий. Тем более, что в настоящий момент времени по теологии уже защищена первая диссертация на звание кандидата теологических наук [1].

Можно было бы приводить и дальше аналогичные факты, и, следовательно, нужно констатировать то, что в обществе имеет место определенный конфликт между представителями религиозного и научного мировоззрений.

Здесь необходимо отметить следующее. Наука и религия представляют разные способы освоения действительности человеком и обществом. Религия возникла раньше, чем наука. Длительное время наука существовала в тени религии, поскольку последняя давала более убедительную картину мира, нежели первая. Однако по мере развития человека, общества, по мере роста знаний человека об окружающем мире наука все больше оттесняла религию на периферию человеческого сознания. Наступило время рационализма, и в обществе появилось мнение, что религия вовсе не является обязательным компонентом мировоззрения и сознания человека. Как пишет священномученик Илларион Троицкий: «Теперь так много слышится речей, порой очень горячих и страстных, о научном миросозерцании, о том, что наука может быть и она лишь одна должна быть руководительницей жизни культурного человечества» [2, с.286].

Тем не менее, религия – одна из главных социальных сил в современном мире. Если наука познает естественный, окружающий человека объективный мир, то на долю религии приходиться мир сверхъестественный. Наука и религия должны сосуществовать, находясь в диалоге друг с другом. Каждый из живущих в современном мире должен уметь выбирать способ взаимодействия с окружающим миром: научный, религиозный или компетентно совмещать их.

Для того, чтобы понимать взаимосвязь между наукой и религией очень важно найти общее пространство, где они взаимодействуют и равноправны. Таким пространством является культура. Для того, чтобы подтвердить эту точку зрения, возьмем часть определения термина науки из Новейшего философского словаря: «Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д.» [9]. Таким образом, мы видим, что пространством, объединяющим науку и религию, является культура.

Далее, мы подходим к вопросу духовной и аналитической ориентация в сфере взаимодействия религиозного и нерелигиозного сознаний, изучение и понимание аргументов и концепций противоположных воззрений. И здесь первоочередную роль должна сыграть постановка таких кардинальных вопросов, как: возможность диалога, необходимость диалога, целесообразность диалога, полезность диалога между представителями религиозного и научного мировоззрений.

Соприкосновение сфер науки и религии и их взаимодействие может происходить самыми различными способами. Исследователи подобных взаимодействий различным образом подходят к их типологизации и классификации. Наиболее развернутой и обоснованной оказалась типология, предлагаемая белгородским ученым С.Д. Лебедевым [4]. С.Д. Лебедев выделяет следующие типы взаимодействия культур, которые мы переносим на взаимодействие сфер науки и религии [4].

1) Активный обмен (диалог). Предполагает некоторый спектр вопросов, по которым представителями каждой сферы активно изучается «мнение» сферы-контрагента, ищутся и вырабатываются собственные параллели и аналоги; обмен идет на уровне периферийных интерпретаций, не затрагивая главных смысловых структур сфер-контрагентов, которые сохраняют свою самобытность.

2) Интеграция (синтез). Предполагает три основных варианта:

а) конвергенция – постепенное слияние обеих сфер в качественно новое целое. Что означает диалог на уровне главных смысловых структур и их уподобление друг другу вплоть до полного совпадения;

б) инкорпорация – включение одной сферы в другую в качестве «субкультуры», что означает легитимизацию соответствующей версии знания на правах «особого случая»;

в) ассимиляция – поглощение одной сферы другой. Что означает усвоение «материала» сферы-контрагента после распада главной структуры последней в качестве суммы фрагментов.

3) Взаимоизоляция. Каждая из взаимодействующих сфер занимает в отношении сферы-контрагента позицию неприятия.

4) Конфликт. Означает «войну сфер» за периферийное пространство; интерпретации реальности, характерные для одной сферы, стремятся полностью вытеснить интерпретации другой как несовместимые с истиной, подлинными ценностями и т.д..

5) Взаимодополнение. Смысловая система каждой из взаимодействующих сфер занимает в общей системе знания свою «нишу», сохраняя самобытность и автономию, подвергаются известной специализации, образуя своего рода «симбиоз».

6) Параллелизм в развитии. Предполагает изначальное отсутствие каких-либо точек пересечения различных сфер, в силу чего их смысловые системы развиваются каждая сама по себе.

Предварительная оценка состояния взаимодействия науки и религии в России свидетельствует в пользу возможности его развития по конструктивному сценарию (диалог, в перспективе – взаимодополнение). Однако велика вероятность и других, более деструктивных, сценариев развития этого взаимодействия.

В современной России сегодня существует такое уникальное явление как «Объединение православных ученых» [5]. Объединение православных ученых создано в 2012 году по инициативе протоиерея Геннадия Заридзе – настоятеля Покровского храма в с. Отрадное Воронежской области – и прихожан храма – ученых филологического факультета Воронежского государственного университета. В настоящий момент времени существует в виде юридического лица имеет свой сайт и издает свой ВАК-овский журнал «Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых)» [5]. Объединение православных ученых имеет свои филиалы в 25 городах и регионах России, а также филиалы за рубежом на Украине, в Белоруссии, Греции, Болгарии, Польше, Германии, Сербии, Черногории.

Как пишут его создатели, целью учреждения «Объединения православных ученых» является создание организации, главным направлением деятельности которой является привнесение православных ценностей в российскую науку и образование.

Эту цель объединение планирует достигнуть следующими действиями [5]:

1) развивать научную деятельность на основе православного вероисповедания и христианской нравственности;

2) выработать единый взгляд на сложные и противоречивые вопросы современной науки;

3) консолидировать преподавателей вузов, студенчества и научных работников против сатанизма и противостоять насаждению магического мировоззрения.

Чтобы подчеркнуть уникальность и авторитетность данного объединения следует указать на то, что в редколлегии журнала «Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых)» состоят 23 доктора наук.

Учитываю все вышеперечисленное можно сказать только одно – наука и религия должны начать скорейшее и активнейшее сотрудничество, т.к. настоящее развитие событий принимает все более угрожающий характер для современной цивилизации. Что же может дать религия науке? По всей видимости, следующее: во-первых, ясную цель и конечный смысл научных исследований; во-вторых, приоритетность духовно-нравственных критериев в определении полезности (истинности) творческой деятельности человека; в-третьих, ограждение науки от страсти «познания ради познания»; в-четвертых, религия может способствовать нахождению более полноценных и нравственно оправданных направлений развития научного, философского и гуманитарного образования; в-пятых, религия может помочь в создании здорового климата, как в научной среде, так и в обществе в целом [6].

Изоляция же науки и философии от религии неизбежно ведет к разрушению целостности и многомерности видения и мира, и самого человека, что приводит, как показывает наша история, к катастрофическим последствиям.

На данном историческом этапе в научном и образовательном пространстве России есть все необходимые условия для плодотворного диалога между наукой и религией, и необходимо правильно распорядиться этими представившимися возможностями.

 

Литература:

1. В России появился первый кандидат теологических наук. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/06/01/theologian/

2. Илларион (Троицкий) сщмч. Без Церкви нет спасения [Текст] – М.: Знамение, 2000. – с.640.

3. Кураев, А. протодьяк. Диспут с атеистом. Новая версия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/6117.html

4. Лебедев, С.Д. Светско-религиозное взаимодействие в современной России как диалог культур. [Электронный ресурс] – https://socionav.narod.ru/monograf/glava3.htm

5. Объединение православных ученых. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ortsci.ru/

6. Осипов, А.И. Чтобы не пришла тьма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.wco.ru/biblio/

7. Открытое письмо 10-и академиков РАН президенту РФ Владимиру Путину [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=55762&cf=

8. Письмо десяти академиков. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_10_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 Письмо других академиков. Заявление представителей РАН в связи с "письмом десяти" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=681

9. Степин, В.С. Наука // Новейший философский словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-503.htm?text=%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: