Социальный портрет современного российского предпринимателя




Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

Финансово-экономический институт

 

Доклад

на тему: Социальный портрет современного российского предпринимателя

 

Выполнила:

 

Проверил:

 

Якутск 2020 г.

Социальный портрет современного российского предпринимателя

 

Слово «предприниматель» образовано от слова «предпринимать» – то есть действовать. Отличительной чертой предпринимательской деятельности является ограниченность в ресурсах. Успех предпринимательской деятельности всегда зависит от того, насколько уникальны механизмы ведения бизнеса. Но даже самая удачная бизнес-схема рано или поздно перестает быть актуальной (меняется ситуация на рынке, раскрываются секреты и копируется конкурентами, падает отдача и т.п.). В наше время, эти изменения происходят еще более динамично.

Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимо точно знать портрет современного российского предпринимателя, так как с помощью изучения и раскрытия основных качеств и черт предпринимателя можно сделать «срез» современного общества через его наиболее активную часть населения – предпринимателей. Особенно следует подчеркнуть довольно сложную историю формирования и развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране, которая переживала тяжелые времена в наиболее ранние периоды своего развития (90-е гг.), этот факт делает изучение социального портрета современного российского предпринимателя особенно актуальным. Также изучение темы исследования позволит полноценно освоить учебный курс и стать в дальнейшем профессионалом в своей области деятельности.

При изучении основных сведений социального портрета современного российского предпринимателя использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания, а в частности, анализ основной информации по теме исследования, а также обобщение и изучение уже имеющейся теоретической информации.

За последние 30 лет российский бизнес стал безопаснее, больше стала цениться деловая репутация, а развитие самозанятости способствует вовлечению в предпринимательство молодежи, отмечают эксперты.

С каждым новым поколением предпринимательская активность растет: по сравнению с началом 2000-х, когда только каждый двадцатый россиянин был вовлечен в предпринимательскую деятельность, сейчас каждый десятый житель России либо создает новый бизнес, либо уже является предпринимателем. Таковы данные авторов доклада «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2018/2019» Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ), подготовленного в рамках проекта Global Entrepreneurship Monitor (GEM). Вступление в экономически активную жизнь представителей новых поколений Y (1983–1994 годы рождения) и Z (1995–2002), воспитанных в условиях рыночной экономики, будет способствовать росту предпринимательской активности, говорится в докладе.

Уже сегодня практически каждый десятый респондент в возрасте 25–34 лет является ранним предпринимателем (по данным GEM). В целом наиболее активно в бизнес вовлечены группы 25–34-летних, 35–44 и 45–54-летних. Если составить усредненный портрет современного предпринимателя — это чаще всего мужчина 39 лет. Ранние предприниматели — 35-летние мужчины. Владельцам устоявшегося бизнеса (компании, работающие более 3,5 года), как правило, около 43 лет. Мужчин в бизнесе, по данным GEM, почти 60%.

Молодые люди 18–24 лет, а также представители возрастной группы 55–64 лет менее остальных вовлечены в предпринимательство, отмечают авторы российской части «Глобального мониторинга предпринимательства»: показатели их активности практически не менялись с 2016 года.

Однако развитие самозанятости будет вовлекать в бизнес разные группы населения — от молодежи до пенсионеров, считает первый вице-президент «Опоры России» по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин. В 2020 году во всех регионах нашей страны должен заработать новый налоговый режим для самозанятых, который позволит сделать роль малого бизнеса в экономике более значимой, отмечает он: «Они будут иметь статус малого предпринимателя и смогут, по заверению властей, и в госзакупках участвовать, и льготы с субсидиями получать».

Кроме того, меняется гендерный состав предпринимательского сообщества. По данным председателя комитета по женскому предпринимательству «Деловой России» Наталии Комаровой, сегодня доля женщин в малом бизнесе достигает 30%. По оценкам «Опоры России», в 1990 году женщин в рядах предпринимателей было не более 15%. Сами предприниматели утверждают (77%), что сегодня у женщин появилось больше возможностей для ведения бизнеса. Такие данные приводят авторы исследования аналитического центра НАФИ и международной PwC, которые в октябре этого года провели опрос представителей двух поколений предпринимателей 1980–1991 и 1957–1963 годов рождения.

Карьера предпринимателя наиболее привлекательна для женщин (77,4% тех, кто согласен или скорее согласен) и молодежи (80,1% в возрастной группе 18–34 лет), отмечают в НАФИ.

Исследование НАФИ и PwC показало, что за последние 30 лет бизнес кардинально изменился. Описанные респондентами портреты предпринимателей из 1990-х и второго десятилетия 2000-х диаметрально противоположны, отмечают аналитики: современный предприниматель — образованный (33% респондентов отметили эту характеристику) и целеустремленный (18% опрошенных) человек.

Основные же черты представителя бизнеса 1990-х — рисковый (22%) и находчивый (14%). В целом опрошенные чаще описывают современного предпринимателя, используя положительно окрашенные эпитеты — «ответственный» (62%), «компетентный» (71%), «честный» (48%), в том время, как бизнесмена 1990-х наделяют более негативными чертами — «вор/бандит» (62%), «нахальный» (56%), имеющий связи (45%).

Бизнес сегодня перестал восприниматься как нечто зазорное, общественное мнение не мешает развитию малого бизнеса в стране, считают эксперты, опрошенные авторами российской части GEM. Они положительно оценили влияние в 2018 году культурных и социальных норм на создание и развитие малых компаний (средний балл — 2,76 из пяти возможных).

Положительное влияние на бизнес оказывает и развитие профильного образования: система профессиональной переподготовки (3,23) и бизнес-образование (3,44) получили высокие оценки у экспертов. Однако система начального и среднего образования не уделяет внимания вопросам предпринимательства и не способствует предпринимательской активности молодежи, считают авторы «Глобального мониторинга предпринимательства. Россия 2018/2019»: «Уже в школе учащиеся должны получать соответствующие представления о принципах рыночной экономики и получать необходимую подготовку для основания и развития компаний».

Это будет способствовать дальнейшему принятию обществом рыночных реалий, поощрению национальной культурой предпринимательских рисков и поддержке идеи личного успеха, достигнутого собственными силами, считают эксперты Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Те, кто привык работать на себя, при возможности выбора предпочли бы все-таки иметь собственное дело. Об этом заявили 76% респондентов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

По данным НАФИ, подавляющее большинство предпринимателей (72%) предпочли бы, чтобы и их дети или внуки занимались бизнесом, а не работой по найму. Впрочем, представители бизнеса 1990-х чаще (30%), чем другие участники опроса (14%), считают работу по найму более подходящим видом занятости для потомков.

При этом более половины опрошенных предпринимателей разных поколений (56%) считают, что в ближайшие 30 лет бизнес будет успешно развиваться, прежде всего за счет таких отраслей, как информационные технологии (87%), энергетика (69%) и торговля (68%). Будущее бизнеса российские предприниматели связывают с уменьшением количества проверок со стороны государства, снижением налогов, а также увеличение господдержки, льгот и субсидий, отмечают аналитики НАФИ.

Государство также оказывает довольно ощутимую поддержку малому и среднему бизнесу. Однако задачей государства в этом направлении является не просто выделение средств на развитие бизнеса, а создание таких условий, в которых люди не боялись открыть свое дело, причем в приоритетных отраслях.

Таким образом, социальный портрет современного российского предпринимателя – это обычно мужчина среднего возраста, который характеризуется такими словами, как честный, компетентный, целеустремленный. Современный предприниматель часто пользуется мерами поддержки государства малого и среднего предпринимательства.

Также имеет место быть тенденция «омоложения» современного российского предпринимателя, если раньше отечественный бизнес, в основном, представляли люди возраста +40, то сейчас не редкость встретить бизнесмена в возрасте от 25 до 35, что, несомненно, отражает положительную динамику в области развития малого и среднего бизнеса.

 

Список использованной литературы

 

1. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе» М., Дело ЛТД, 2011.

2. Долан Э., Линдсей Д. «Рынок: Микроэкономическая модель» С.-Пб. 2012 г. – 176 с.

3. Кравченко А. И. Социология для экономистов. М., 2016.

4. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2015. 178 с.

5. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2014. 79 с.

6. Смольков В.Г.Предпринимательство как особый вид деятельности. «Социс», 2017, № 1;

7. Фетисов Э. Н., Яковлев И.Г.О социальных аспектах предпринимательства. «Социс», 2018, № 1.

8. Фролов С. С. Социология. М., 2017.

9. Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал. - 2018. - № 5.

10. Шкаратан М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. М., 2016.

1.11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/14036

12. Школа предпринимателей. Онлайн-обучение. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://svetlanaignatovich.com/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: