Исторические книги Ветхого завета




Шифман Илья Шолеймович - Ветхий завет и его мир

Введение

Библия – название комплекса литературных произведений, сложившихся в древности в передней Азии, в которых излагается христианские и иудейские догмы. Существует множество редакций ветхого завета. Проблема в изучении Библии – рассматривание её только с религиозной позиции. Их канонизация и сведение в один документ результат долгого исторического процесса. V в до н. э. окончательно сформулировано Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Септуагинта – древнейший перевод Библии на греческий язык из 50 книг, некоторые из которых не входят в иудейский канон (в ней тоже есть тенденции систематизировать каноны). Эта книга также отличается от иудейского канона: различия есть в составе, заголовках, содержании. Она возникла не раньше VI в. до н. э. I н. э. – написана масоретская Библия (39 книг). Она разделена на три раздела: Тора (Пятикнижие), Пороки (разделены на Первые пороки и поздние пороки) и Писания. Сложность канонизации иудейской традиции заключается в том, что сложно отобрать книги, которые войдут в канон, к тому же в обществе ходили разные варианты канона (существовал, например, месопотамский вариант). Канонизацию Пятикнижия можно связать с именем Ездры, имеющего репутацию «книжника», сведущего в Учении Моисея. В середине II н.э. Ветхий завет переведён на сирийский язык, в III н. э. – на латинский язык.

Пророческое движение и книги пророков.

Пророческое движение возникло из-за обострения социальных конфликтов (классовая борьба, были рабы, общинники, знать). Цель – объяснить беды рядовых людей. Причина бед – измена Яхве. Древнеизраильский языческий пантеон: Верховный бог, глава совета Бога – Эл, Ашера – супруга Эла, Астара – богиня любви и плодородия, Баал и Тамуз – боги земледелия, богиня-воительница Анатбетэль, был и Яхве (бог-громовержец, податель дождя). Библейские пророки утверждали, что Яхве единственный и главный бог Израиля, утвердился монотеизм. Развита нетерпимость к инакомыслию и моральные нормы. Пророчество распространилось за пределы Израиля. Проповедники близки к шаманам, исполнявшим камлание (танец с бубном и актёрской игрой). Позже пророческие проповеди стали чисто ораторскими (ведение речи от имени бога). Возникли книги пророков (сборники с речами, например, книга Исаии, Иеремии, Иезекииля). Примеры пророков: Амос (VIII в. до н.э.), Иеремея (626 – 587 г. до н. э.). Существует два периода пророческого движения: 1)до вавилонского пленения (распространение культа Яхве, проповеди отражали политическую и социальную ситуацию.) 2)во время пленения и после него (пророки пытаются осмыслить трагическую историю Израиля, вся власть духовная и светская сосредоточилась в руках верховных жрецов). Пророки занимались политической деятельностью, так Иеремея призывал не сопротивляться Вавилону, а бороться с Египтом. Прослеживается тенденция призыва отказа от культа и ритуала, так как нет главного – подчинения Яхве. Необходимо восстановить мировой порядок, который подвластен Яхве, при помощи которого можно построить идеальное общество. Особое место занимают книги, посвящённые «порокам-чудотворцам». Например, о пророке Данииле, который молился Яхве, не смотря на запрет Дария. Его кинули в яму со львами, но Яхве помог ему. Ещё один пример – пророк Илия (он сделал так, что пища в доме, приютившего его, не иссекает до прекращения голода, он так же воскрешает ребёнка). Появляется образ царя-помазанника (мессия, берущий на себя грехи человека), а так же мученика, в которого превращается мессия.

Пятикнижие (Тора)

В ней представлена история от сотворения мира, до ухода из Египта и прибытия в Палестину, т.е. землю обетованную. Книга начинается историей Адама и Евы. После – история про Ноя, Сима, Хама, Иафета. Там описана и легенда о вавилонской башне. Показана жизнь – Авраама. Он был готов убить сына Исаака ради Яхве. У него также были другие сыновья от Ревекки: охотник Исава (его потомки эдомитяне, враждовавшие с изралитянами), скотовод Иаков (обманом забрал наследство брата, женился на Рахиль и Лие, имел 12 сыновей и дочь Дину, позже примирился с братом). Иосиф, самый известный сын Иакова, был продан в рабство братьями в Египет, и стал там правителем. После него потомки Иакова подвергались угнетениям, и бежали из Египта под Моисеевым руководством. В Пятикнижии мы усматриваем различные фольклорные сюжеты, однако видно, что оно не очень структурировано – встречаются разные версии одного и того же предания. Так же Пятикнижие показывает величие Яхве. Существуют проблемы связанные толкование Пятикнижия (дошли копии, отрывки противоречат друг другу, сомнительно авторство Моисея). Нет единой теории, касаемо Пятикнижия (теория Спинозы, опровергающая авторство Моисея, документальная концепция Астрюка, Виттера). Книга фиксировала и законы (правила, ограничивающие власть царя). Есть самаритянское Пятикнижие. Пятикнижие было составлено в жреческих кругах Иерусалима при участии жреца Хелкии примерно в 621г до н. э. Основная идея книги – монотеизм и почитание Яхве. Яхве сливают с образом Эля. Концепция договора: его заключил Яхве с людьми (например, с Адамом, Ноем, Авраамом). Яхве также мог представляться как угнетающая сила, он мстителен, жесток и даже труслив. Основная проблема Пятикнижия – её историческая достоверность, не исключён литературный вымысел, она основана на рассказах, передававшихся из уст в уста, родословиях (поход Моисея, отсутствуют данные о пребывании израильтян в Египте). Религия постепенно поглощает светское право. Комплексы Пятикнижия как сборника законов: Книга договора, кодекс Святости, Второзаконие, Десять заповедей. Законы регулируют все сферы жизни общества. Принципы: 1)единобожие 2)обряд обрезания 3)не произносить имя бога всуе 4)день отдыха – суббота 5)почитать родителя 6)не убий 7)порядок кровной мести 8)против драк и прелюбодеяния. Пятикнижие – миф об обретении учения. В основе ветхозаветного закона лежит представление о правде – справедливости (она направляет действия Яхве и светского суда).

Исторические книги Ветхого завета

Для периода до создания Ветхого завета характерно было мифологическое объяснение историческим вопросов (например, в надписи царя Меши, спасение от врагов – дело рук бога Кемоша). Комплекс книг судей – Самунла – Царей - одни из основных исторических книг Ветхого завета (история Израиля и Иуды). В ней так же просматривается пропаганда монотеизма. Миф о бое Давида и Голиафа и царе Сауле скрывает в себе историческую реальность – военный подвиг Давида. Источники говорят, что Саул отступился от Яхве. Книга пытается оправдать восшествие на престол некоторых царей или же очерняет правителей (например, Соломон почитал других богов, наказание – распад царства после его правления). Ещё один комплекс исторических книг Ветхого завета – книги Хроник (Паралипоменон), Ездры, Неемии. В книге Хроник события изображаются как воля Яхве, люди - пассивны. Преимущественное внимание уделено Иуде. Из хроник так же ясно, что царь Иосафат провёл судебную реформу, создал систему судов, подчинённых царю, он получал дань от иудеев, филистимлян и арабов. Это показывает значение Хроник как исторического источника. В книгах Ездры и Неемии содержание начального этапа в истории сводится к восстановлению храма в Иерусалиме (начальный период после пленения). Существует ещё и книга Иисуса Навина, которая является продолжением Пятикнижия (после смерти Моисея израильтяне под руководством Иисуса Навина вступили в Палестину).

Ветхозаветные писания

Книга Псалмов (пер. натягивание лука): дошла в двух редакциях, насчитывает 150 псалмов, разделённых на 5 частей. Псалом – поэтическое произведение, предназначавшееся для исполнения в храме с сопровождением. Стихосложение было тоническим, каждая единица стиха (мора) соответствовала музыкальному такту, использовался рефрен. Авторство приписывается: царю Давиду, Соломону, Ефаму и др. В псалмах просматривается идеи почитания Яхве, осуждение злодеев, концепция идеального царя (тот, кто защищает слабых, обеспечивает справедливость). В комплекс ветхозаветных книг так же входят: скептическая Екклесиаст (необходимо бояться божьего суда, любая деятельность бессмысленна, мир полон зла и несправедливости, воля божья непознаваема), трагическая Иов (воззрениями близка к предыдущей, бог наказывает за грехи, необходимо бояться и почитать его, идея прав ли и справедлив бог? Бог далёк от неправды), наставительные Притчи (страх перед Яхве – начало познания). Их общая тема: как человеку жить. Книга Руфь: основная тема – верность памяти супруга. Книга Есфири: исторический «роман» об избавлении иудеев от гибели из-за злодея Амана. Книга Песнь: сборник свадебных и любовных песен с сольными и хоровыми партиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: