Основных модели электронного правительства




1. Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:

  • наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС;
  • высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации;
  • жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.

Управление и деятельность национальных правительств и надгосударственных структур в этой модели обусловлены применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан-пользователей информационными сетями и системами. Данный тип управления позволяет потребителю (избирателю, гражданину, представителю общественности) получать правительственную информацию в режиме реального времени и успешно выполнять свой гражданский долг, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов.

2. Англо-американская модель электронного правительства развита в США, Канаде и Великобритании. В США основной акцент сделан на создании информационных супермагистралей, позволяющих обеспечить универсальное обслуживание граждан и обеспечение их информацией относительно проблем государственного управления. Здесь проявляется ярко выраженная тенденция перехода от монологичной политико-административной власти к диалогу между чиновниками и гражданами к форме «сервисной власти». В рамках этой тенденции американское электронное правительство служит гражданам, предоставляет сервисные услуги и подотчетно им. В программе «Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху» акцент сделан на решение следующих проблем:

  • расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг;
  • обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;
  • создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг.

Таким образом, для государственных органов Великобритании основной целью становится освобождение государственных служащих от выполнения рутинных процедур при интерактивном взаимодействии с населением.

3. Азиатская модель электронного правительства опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования.

4. Российская модель электронного правительства представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия 2002–2010 гг.». Эта программа ориентирована на преодоление технологической отсталости и превращение страны из сырьевого поставщика в экспортера программных информационных продуктов. Основные цели программы направлены на повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления, создание условий для реализации права граждан на свободный доступ к информации и получение необходимых услуг, касающихся регулирования жизни и деятельности в информационном обществе. Всего в программе предусматривается реализация различных мероприятий по 9 направлениям. Главными из них можно назвать 2 направления:

  • обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности общегосударственных информационных ресурсов;
  • совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе применения информационно-коммуникативных технологий.

Создание электронного правительства при всем разнообразии моделей подразумевает решение общих задач:

  • организацию электронного документооборота внутри правительства;
  • максимальный перевод в электронную форму взаимоотношений государства и гражданского общества;
  • использование сети Интернет для организации интерактивной связи и установления эффективной обратной связи власти с населением;
  • формирование диалогической по форме политической коммуникации, обеспечивающей контроль за управленческой деятельностью правительства как в процессе принятия решений, так и в их реализации.
НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО УЧИТЬ!!!!Просто прочитать!!! Электронное правительство в Российской Федерации Программа "Электронная Россия (2002-2010 годы).Для понимания концепции “электронное правительство” необходимо отметить, что информатизации подвергается не только деятельность правительств государств (исполнительной власти), но и судебной, и законодательной. Поэтому некоторые исследователи и практики в области электронного правительства называют свою предметную область “ электронное государство ”. Первый этап реализации Программы (2002 год) -проведение анализа нормативной правовой базы с целью выявления ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению ИКТ, изучение уровня информатизации экономики, анализ эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на информатизацию и т.д. Второй этап реализации Программы (2003-2004 годы) -проекты, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами в сфере налогообложения, по вопросам оформления таможенной документации, регистрации и ликвидации юридических лиц, и тп; основа единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, системы электронной торговли в сфере поставок продукции для федеральных государственных нужд и для общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам. Третий этап реализации Программы (2005-2010 годы) -предпосылки для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и использования системы электронной торговли. На этом этапе будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.

 

9. Государственное управление кризисными процессами: стабилизационная политика государства.

Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.

Государственное АКУ можно рассматривать на двух уровнях:

13. на макроуровне - как регулирование экономики на всех фазах экономических циклов и особенно в фазе спада и кризиса (сюда, в перую очередь, относится бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная (монетарная) политика (регулирование) экономики государством).

14. На микроуровне – как государственного регулирование (управление), направленное на помощь и защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства и непосредственно в кризис.

Внешняя среда является рыночной, стихийной по своей сути, поэтому изменения в ней являются труднопредсказуемыми стихийными рыночными колебаниями, испытывающими влияние множества различных факторов. Ограничивать эти колебания и следить за их последствиями можно лишь при наличии целенаправленных государственных кризисных мероприятий.

Государственное антикризисное регулирование предполагает действие на всех стадиях жизненного цикла организации. Однако чаще его меры сводятся к фискальным функциям, проведению кредитно-денежной политики, регулированию отношений собственности, валютному регулированию. Но в фазе кризиса изменяются цели и задачи, усиливается необходимость и расширяется набор инструментов государственного антикризисного регулирования, цели которого формулируются как помощь тем компаниям, что еще можно вылечить, и эффективно провести банкротство тех, кто не излечим.

Вторая составляющая цели антикризисного государственного регулирования организаций - эффективное проведение банкротства тех, кого вылечить невозможно - также пока реализуется в российской практике не в полной мере.

Здесь налицо две проблемы. Если не удается восстановить предприятие, эффективное банкротство предполагает продажу бизнеса по максимальной цене, чтобы наилучшим образом удовлетворить требования кредиторов и, по возможности, направить оставшийся капитал в другой бизнес. Эффективное проведение банкротства предполагает также максимальную защиту интересов работников предприятия в случае банкротства. Однако в настоящее время никаких инструментов защиты, кроме включения работников во вторую очередь кредиторов, законодательством не предусмотрено, что вырастает в большую социальную проблему.

Специфическими мерами регионального антикризисного регулирования могут стать:

- создание в регионах благоприятных условий для объединения и слияния предприятий, создания концернов, ассоциаций, которые в рамках одной системы будут «вытягивать» слабые звенья за счет более устойчивых

- выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию, например, госзаказом, обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств

- рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства или муниципалитетов. В настоящее время местные органы власти, несмотря на находящиеся в их управлении достаточно большие (а иногда и блокирующие) пакеты акций, часто практически не участвуют в управлении предприятиями

Виды антикризисного регулирования

• правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

• методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

• информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

• экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

• организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

• социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

• кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

• экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

Методы государственного воздействия на состояние предприятий:

экономические: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовы механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;

административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства.

Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации.

1. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) и ее территориальные органы, которая находится в ведении Министерства финансов РФ.

2. Минэкономразвития России (является регулирующим органом в законодательстве о банкротстве) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

3. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 4. Арбитражные суды.

 

Экономический кризис (др.-греч. Krisis — поворотный пункт) — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Основные виды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства.

Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.)

Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которые превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке.

С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла.

Следствием экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения

Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъемы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах это может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут быть форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия)

Экономический (деловой) цикл — регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет. Причинами являются: периодическое истощение автономных инвестиций; ослабление эффекта мультипликации; колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д. Экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты)

В зависимости от характера экономических спадов, охвата ими различных сфер или отраслей народного хозяйства необходимо различать следующие виды экономических кризисов: цикличес­кий, промежуточный, структурный, частичный, отраслевой.

Циклические кризисы — это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой активности (деятельности) во всех сферах на­родного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.

Промежуточные кризисы это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, носят локальный характер и непродолжительны.

Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным на­растанием межотраслевых диспропорций в общественном произ­водстве и характеризуются несоответствием сложившейся структу­ры общественного производства изменившимся условиям эффек­тивного использования ресурсов.

Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности.

Отраслевые кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием хозяйственной деятельности в одной из отраслей промышленности, народного хозяйства. История таких кризисов наиболее полно прослеживается в угольной, сталелитейной, текс­тильной, судостроительной промышленности.

Сезонные кризисы обусловлены воздействием природно-клима­тических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйст­венной деятельности. В частности, задержка с наступлением весны может вызвать кризис в коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива.

Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.

Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует стабилизационную политику.

Стабилизационная политика государства — совокупность способов, мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики, обеспечение полной занятости. Гос вмешательство подразумевает регулирование нескольких отраслей экономики. В условиях кризиса государство должно способствовать проведению стимулирующей денежно-кредитной политики, а в условиях подъема — сдерживающей во избежание возникновения инфляционной спирали. Иными словами, государство сглаживает острые углы экономики, приближая ее к идеальному виду.

По набору используемых мероприятий стабилизационную политику делят на: фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.

Фискальная политика – воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.

Государственные расходы осуществляются на основе государственного бюджета, однако, они не могут превышать величину поступающих в бюджет средств. В ходе осуществления фискальной политики может возникнуть дефицит или избыток государственного бюджета. Финансировать бюджетный дефицит можно двумя путями:

– позаимствовать у населения (продать ему облигации);

– позаимствовать у Центрального банка.

Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит государственному банку.

Изменить количество денег в обращении Центральный банк может тремя путями:

1. Проведение операций на открытом рынке ценных бумаг. Центральный банк, покупая ценные бумаги, увеличивает денежную базу; продавая – сокращает ее.

2. Изменение нормы минимального резервного покрытия. Резервная норма - определенное количество денег, определяемое с помощью процента ко всем активам коммерческих банков и обязательных для хранения в Центральном банке в виде обязательных резервов. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставить коммерческие банки. И это ограничивает количество находящихся в обращении денег.

3. Изменение учетной ставки процента. Учетная ставка представляет норму процента, под который коммерческие банки получают кредиты у Центрального банка. При ее снижении объемы кредитов и количество денег в обращении возрастают, и наоборот.

Сочетание двух политик: фискальной и кредитно-денежной нашло отражение в комбинированной политике. Так как стабилизационная политика сводится к манипуляции государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.

Дефицит государственного бюджета – это разность между расходами и доходами государства за определенный период.

Государственный долг – это алгебраическая сумма бюджетного дефицита и избытков за все прошедшие годы. Государственный долг необходимо рассматривать в виде внутреннего и внешнего долга.

К числу важнейших задач осуществления стабилизационной политики относят выбор комбинаций целей, наилучшим образом соответствующих хозяйственной конъюнктуре. Процедура определения оптимальной комбинации целей стабилизационной политики в закрытой экономике формально может быть представлена в виде максимизации функции популярности правительства. Она зависит от того, насколько конкретная комбинация его экономических целей отвечает интересам населения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: