Задания для рубежного контроля




критерии оценивания:

Ø способность рассуждать, аргументировать свою точку зрения

Ø грамотное использование категориального аппарата юридической психологии

Ø понимание психологических принципов, закономерностей, механизмов, лежащих в основе поведения человека в условиях правового регулирования

 

 

1. Опишитеуровни предмета юридической психологии как научно-практической дисциплины.

 

2. Назовитеметоды юридической психологиии дайте им краткую характеристику.Какойметодологический принциплежит в основе использования методов психологии в юридической практике?

 

3. Одним из методологических принципов юридической психологии является личностный подход. Юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм. Это позволяет построить структуру личности и выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных ситуациях, в различных аспектах правоохранительной деятельности, при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей и т.д.

Приведите примериз практики, кинофильмов, литературы, доказывающий необходимость изучения различных психологических аспектов личности и деятельности в условиях правового регулирования.

 

4. Человеку, совершившему противоправный поступок, нередко кажется, что окружающие о чем-то догадываются и как-то странно на него поглядывают.

Какоепсихологическое явление лежит в основе описанных состояний?

 

5. Следователь зашел в темную квартиру подозреваемого с лестничной площадки, залитой ярким солнечным светом, и в течение минуты ничего не видел. Это позволило преступнику незаметно пройти мимо и скрыться.

Каков психофизиологический механизм временной потери остроты зрения?

 

6. При расследовании дорожно-транспортного происшествия возникло сомнение в непрерывности торможения до момента наезда. По наблюдению одного из свидетелей - шофера-профессионала, тормозные огни вспыхнули, когда автомобиль находился в 15 — 20 метрах от того места, где сбил женщину, торопливо перебегавшую дорогу, и не гасли до остановки машины. Другие очевидцы этой подробности не заметили.

Как называетсясвойство восприятия, которое позволило свидетелю, имеющему профессиональные навыки, точно выделить наиболее существенный момент события?

 

7. Оперативный работник, привлеченный к дисциплинарной ответственности за срыв операции по задержанию преступника, пояснил: «Целый день я находился на службе и устал. Вечером мне дали задание в составе оперативной группы задержать особо опасного преступника. Мое место было в засаде, а объект наблюдения — забор, несколько досок которого отодвигались. Под утро, когда было уже довольно светло, я услышал за забором шаги. Вскоре доски отодвинулись, и я крикнул: «Стой, буду стрелять!». Однако в действительности преступник находился на расстоянии 50 — 100 м от забора, а то, что доски отодвинулись, мне показалось».

Как объяснить причинуискажения восприятия объекта наблюдения в данном случае?

 

8. Прочитайте отрывок из рассказа чешского писателя К. Чапека «Эксперимент профессора Роусса».

Профессор заявляет подозреваемому в убийстве Суханеку:

- Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить слова, а вы должны в ответ говорить первое слово, которое вам придет в голову. Понятно? Итак, внимание! Стакан…

- Стакан, - повторил профессор Роусс.

- Пиво, - проворчал Суханек.

- Вот это другое дело, - сказала знаменитость. – Теперь отлично.

Суханек подозрительно покосился на него. Не ловушка ли вся эта затея?

- Улица, - продолжал профессор.

- Телеги, - нехотя отозвался Суханек.

- Надо побыстрей. Домик.

- Поле.

- Токарный станок.

- Латунь.

- Очень хорошо.

Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой игры. Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь!

- Дорога, - бросил ему Роусс в стремительном темпе.

- Шоссе.

- Прага.

- Бероун.

- Спрятать.

- Зарыть.

- Чистка.

- Пятна.

- Тряпка.

- Мешок.

- Лопата.

- Сад.

- Яма.

- Забор.

- Труп!

Молчание.

- Труп! – настойчиво повторил профессор. Вы зарыли его под забором. Так?

- Ничего подобного я не говорил! – воскликнул Суханек.

- Вы зарыли его под забором у себя в саду, - решительно повторил Роусс. – Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Куда вы дели этот мешок?

Преступник был разоблачен.

Какойметод юридической психологиииспользовал во время допроса профессор Роусс и какойобщий психологический механизм памяти лежит в его основе?

 

9. Какие психофизиологические реакции человека фиксируются во время проведения полиграфических исследований и в чем особенности их интерпретации в судебно-экспертной практике.

 

10. Опишите сущностное содержание характеристик личности, описываемых в процессе психологического портретирования.

 

11. В определенных ситуациях у людей возникают воспоминания, сходные с галлюцинациями: они заявляют, что видят то, чего объективно нет, иногда эта картина может быть наполнена звуками, ощущениями, переживаниями. Люди начинают вести себя адекватно переживаемой ситуации, а не объективно существующей.

Как называется это расстройство психикии какое значение оно может иметь в юридически значимых ситуациях?

 

12. Я не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе.

Какое явление в области чувств проявилось в этом примере и какое значение это может иметь в мотивации поведения человека в юридически значимых ситуациях?

13. Человек рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда начинает всем говорить грубости. Злоба так его захватывает, что он хочет вылить ее на других. Из-за этого у него возникают, ссоры, конфликты, драки. Позже он жалеет о случившемся и расскаивается.

Какое эмоциональное явление описано в этом примере и каково его юридическое значение?

 

14. В условиях аварийной ситуации у оператора Н. наблюдается учащенное мигание. Сухость во рту, усиленная двигательная активность, напряженность голоса, блокирование процесса восприятия: Н. слушает и не слышит, смотрит и не видит. Объем восприятия узок, показания приборов воспринимаются с ошибками, мыслительная деятельность заметно затруднена. Нарушается инструкция об определенном порядке действий. Наблюдаются сенсорные и двигательные отвлечения: оператор смотрит в окно, переходит с места на место, дает без надобности сигнализацию. Все это приводит к выпадению ряда необходимых операций и прямо ошибочным действиям.

К какой категории эмоциональных явлений относится описываемое переживание и каково его юридическое значение?

 

15. Больные апраксией (нарушение деятельности мозга, связанное с расстройством речи и мышления) часто бывают не в состоянии совершать действия в отрыве от конкретной ситуации. Например, они могут постучать в дверь комнаты, чем в нее войти. Но они не в состоянии сделать это же движение по просьбе врача.

Какое психологическое условие нормального волевого действия отсутствует у больных и какое правовое значение это имеет?

Примерные темы докладов:

1. История развития и становления юридической психологии.

2. Учение о стрессе: психолого-правовая оценка стресса судом при рассмотрении уголовных дел.

3. Учение о стрессе: психолого-правовая оценка стресса при рассмотрении гражданских дел в суде.

4. Посттравматические стрессовые состояния, их влияние на поведение человека в условиях воздействия криминогенной обстановки.

5. Психологические основания признания сделок недействительными.

6. Психологические аспекты разрешения вопросов, связанных с компенсацией морального вреда (нравственных страданий), при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде.

7. Психологические проблемы вменяемости и невменяемости.

8. Визуальная психодиагностика личности и техника психологического портретирования в деятельности юристов.

9. Аффект и его уголовно-правовая оценка при рассмотрении судами дел о преступлениях против жизни и здоровья граждан.

10. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам.

11. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

12. Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний.

13. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.

14. Судебно-психологическая экспертиза по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

15. Актуальные проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

16. Психология уголовной ответственности.

17. Психологические аспекты невиновного причинения вреда.

18. Психологические особенности личности преступников, совершающих тяжкие преступления против личности.

19. Психологический портрет преступника, его разработка, использование в ходе расследования преступлений.

20. Психологические особенности профессиональной деятельности юриста (применительно к той или иной юридической специальности).

21. Классификация и психологическая характеристика основных криминальных типов личности.

22. Психологические аспекты профессионального общения юриста.

23. Психология допроса в конфликтной ситуации.

24. Психология лжесвидетельства: психологические приемы выявления и разоблачения лжесвидетеля.

25. Психологические особенности судебной деятельности.

26. Психологические особенности принятия решений судом по уголовным и гражданским делам.

27. Использование психолога в уголовном и гражданском процессе в качестве эксперта и консультанта.

28. Психологический анализ жалоб и заявлений граждан.

29. Оценка деятельности сотрудника как мотиватор его поведения.

30. Неформальные методы воздействия на подчиненных.

31. Личность юриста как объект психологического и воспитательного воздействия.

32. Криминальная мотивация.

33. Психологические способы воздействия на преступные группы.

34. Методы психологического воздействия при решении служебных задач.

35. Мотивировка (объяснение) преступного поведения или служебных проступков.

36. Психотехника профессионального общения и установление психологического контакта с гражданами при решении служебных задач.

 

 

Примерные упражнения:

Упражнение 1: з накомство с типами телосложения, а также выявление типичных и индивидуальных особенностей телосложения человека (по Э. Кречмеру).

Задание: обратите внимание на критерии, отличающие один тип телосложения от другого: длина конечностей, торса, мышечный покров и его тонус, форма отдельных частей тела, жировые отложения и т.п. (табл. 1)

 

Таблица 1.

Тип строения тела Телесные черты Психологические особенности
     
Пикнический (округлый) Широкое лицо, высокий, выпуклый лоб, часто двойной подбородок, склонность к облысению, короткая шея, чувствительные пальцы рук, слабая мускулатура, склонность к ожирению Эмоционален эмоции колеблются между печалью и радостью. Реалистичен во взглядах, без затруднений контактирует с окружающими, отзывчив, добросердечен Психологические подтипы: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики
Астенический (слабый) Лицо в форме вытянутого или укороченного яйца, острый, угловатый профиль, выдающийся вперед нос, подбородок покатый, узкое, худое лицо, узкие, покатые плечи, длинная шея, плоская грудная клетка, длинные узкие руки Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до равнодушия, упрям, редко меняет взгляды и установки С трудом приспосабливается к окружению Отличается высокомерием, желанием не походить на других, быть лучше всех, сдержанностью, серьезностью, поверхностной общительностью Психологические подтипы: тонко чувствующие натуры, идеалисты, мечтатели, холодные властные натуры, эгоисты, •«сухари», безвольные натуры
Атлетический (сильный) Грубые черты лица, высокая средняя часть лица, широкие брови, мощный подбородок, массивный грубый облик, широкие плечи, узкие бедра, сильно развитая грудь, грубые руки, несколько неуклюжий облик. Спокоен, маловпечатлителен, отличается не очень гибким мышлением, сдержанностью в мимике и жестах, с трудом приспосабливается к переменам.

Упражнение 2: Развитие способности понимать внутренний мир человека, его мысли и чувства

Ложь, как беременность,

Скрыть невозможно

М.Пруст

Задание: ознакомьтесь с основными признаками проявления искренности – лживости рассказчика и доверия – недоверия к нему со стороны слушателя. Используя наблюдение за непроизвольными движениями партнеров, оцените степень достоверности передаваемой информации и эмоциональной реакции при ее восприятии.

 

№ п/п Признаки искренности Признаки лживости
  Повернутые вверх (раскрытые) собеседнику ладони, расставленные пальцы Частичное или полное прикосновение к области рта пальцами, ладонью
  Прямой взгляд Частое отведение взгляда в сторону (мужчины - в пол, женщины - в потолок)
  Руки и ноги слегка разведены, голова прямо поставлена, плечи свободно опущены Скрещение рук на груди, на животе, за спиной
  Доброжелательная улыбка Натянутая, улыбка, стиснутые губы. Покашливание
  Сокращение расстояния (сближение) между партнерами. Положение лицом к партнеру Преувеличенная жестикуляция или ее полное отсутствие (руки сжимают подлокотники кресла)
  Снимание очков при разговоре. Свободное жестикулирование Потирание пальцами века, брови. Прикосновение пальцами к носу, уголкам губ, щеке
  Наклон корпуса, ладоней вперед в сторону собеседника Тело повернуто в сторону от собеседника. Держится какой - либо предмет либо облокачивается на него
  Расстегнутый пиджак, нога выдвинута в сторону партнера Оттягивание, поправление воротничка
  Прикладывание открытой ладони к груди Руки часто потираются или вытираются
  Свобода гармоничность движений Рассогласование между словами и жестами (кивание головой при отрицательных ответах, покачивание головой при положительных ответах)

 

№ п/п Признаки доверия Признаки недоверия
  Ровная речь Прерывистая речь
  Посадка на краешке стула с полной обобщенностью к партнеру Отворачивание от собеседника. Занятие "стартовой" позиции (готовность уйти)
  Наклон вперед к собеседнику, разомкнутые руки. Демонстрация открытых ладоней. Стоящая на локте рука подпирает щеку, но не подбородок Сцепление пальцев рук. Сжатие пальцев в кулак. Скрещение рук на груди. Указательный палец на щеке направлен к виску.
  Утвердительные кивки Отрицательные покачивания головой
  Легкий наклон головы в бок Приподнятые плечи и опущенная голова ("набычиться")
  Заинтересованный, продолжительный взгляд Взгляд поверх очков
  Собеседник копирует позы партнера Закидывание ноги на ногу
  Ноги, скрещенные в коленях, направлены в сторону партнера Прижатые к друг к другу лодыжки ног
  Одобрительная улыбка Кривая ухмылка, натянутая улыбка
  Для женщин: поправление причесок, демонстрация внутренних поверхностей запястий Прикосновение пальцем к носу, уголкам губ. Потирание или прикосновение к уху, потягивание мочки уха
  Свобода, гармоничность движений Порывистые, неконтролируемые движения. Собирание несуществующих ворсинок с одежды

 

Порядок выполнения: двое участников, один из которых рассказчик, а другой – слушатель, выходят вперед и садятся так, чтобы быть доступными наблюдению. Одна наблюдателей садится слева от собеседников, а другая – справа. Рассказчик сообщает две любые истории (например, «Случай на охоте», «Моя первая награда» и т.д.), одна из которых правдива, а другая лжива. Задача рассказчика – убедить аудиторию в искренности своего рассказа вне зависимости от того, говорит ли она на самом деле правду или лжет. Членам команды левой стороны нужно зафиксировать внешне наблюдаемые признаки, которыми будет сопровождаться беседа? И по ним решить – правдива ли история рассказчика, или нет, а членам команды правой стороны - поверил ли этой истории слушатель или нет. Затем собеседники меняются ролями: тот кто рассказывал – слушает, тот кто слушал – рассказывает.

Для обоснования своего мнения наблюдателям разрешается пользоваться данными таблиц.

После оглашения оценок обеими группами наблюдателей, собеседники сообщают какие из рассказанных историй были на самом деле правдивы, а какие – лживы; поверили ли они сами в рассказы своего партнера.

Методические рекомендации: упражнение можно усложнить, заранее попросив собеседников постараться сгладить или исказить свой двигательные эмоциональные отклики. Затем необходимо обсудить вопрос, насколько им это удалось.

Упражнение 3: развитие способности к отображению внутреннего мира человека, его мыслей и чувств.

Порядок выполнения: одному из членов предлагают быть водящим. Ему говорят, что в его отсутствие группа выберет один из пяти цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). После того, как цвет выбран, водящий возвращает­ся в круг, и участники начинают по очереди демонстрировать свои телодвижения, которые по их собственным ощущениям должны выражать задуманный цвет. Водящий должен уга­дать, какой цвет был задуман. При этом телодвижения не должны быть прямыми подсказками.

Методические рекомендации: упражнение можно услож­нить. Все делятся на две команды и с помощью мимики и жестов загадывают друг другу, например, пословицы, загад­ки и т.п.

Упражнение 4: составление психологического портрета собеседника.

Порядок выполнения: всем членам группы дается 3-5 минут на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выде­ляя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека. При инструктировании необходимо огово­рить важность выделения именно психологических, а не эс­тетических характеристик, тем более наличие (или отсутст­вие) квартиры, дачи, машины и т.д.

Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает, добавляя то, что участник пропустил, т.е. идет редактирование объявлений, дополнение психологичес­ких портретов членов групп.

Список вопросов к экзамену:

1. Предмет юридической психологи и задачи дисциплины.

2. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.

3. Понятие личности в психологической и правовой науке.

4. Методы изучения личности, их характеристика и возможности.

5. Ощущения: понятие, виды, закономерности, свойства и роль в познавательной деятельности.

6. Восприятие: понятие, виды, закономерности и свойства, роль восприятия в познавательной деятельности участников правоотношений.

7. Память: понятие, виды, свойства, закономерности, их учет в профессиональной деятельности юриста.

8. Приемы активации памяти в практической деятельности юриста.

9. Мышление. Этапы мыслительного процесса. Понятие, виды и роль мышления в познавательной деятельности юриста.

10. Приемы, повышающие эффективность мыслительной деятельности юриста.

11. Внимание: понятие, виды и свойства. Роль внимания в деятельности юриста.

12. Стресс: понятие, психодиагностические признаки, динамика развития. Влияние стресса на поведение и деятельность человека.

13. Фрустрация: определение, признаки, причины возникновения. Воздействие фрустрации на поведение человека.

14. Правовая оценка стресса, фрустрации, посттравматических стрессовых состояний при рассмотрении уголовных дел.

15. Аффект: определение, психодиагностические признаки, динамика развития; уголовно-правовое значение аффекта.

16. Разновидности аффективных состояний человека, их характеристика и отличительные признаки.

17. Страдание: определение, психодиагностические признаки.

18. Способы нейтрализации отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.

19. Понятие, свойства темперамента, его основные типы, проявление свойств темперамента в поведении человека.

20. Характер: определение, основные свойства характера, их влияние на поведение человека, выбор ведущих форм деятельности.

21. Акцентирующие свойства характера, их разновидности: криминологическое значение некоторых видов акцентуаций характера.

22. Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.

23. Психическая установка, ее влияние на поведение человека.

24. Воля, психолого-правовая оценка процесса волеизъявления у субъектов уголовного судопроизводства.

25. Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном судопроизводстве.

26. Формирование мотивов противоправных действий, совершенных с различными формами вины.

27. Мотивационная сфера личности, ее структура, содержание и оценка юристом при расследовании преступлений.

28. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, основания и поводы ее назначения.

29. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые экспертом-психологом при рассмотрении различных категорий дел в суде.

30. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, ее предмет, основания и поводы назначения.

31. Подготовка, назначение, использование заключения судебно-психологической экспертизы следователем, судом.

32. Категории дел, по которым проведение судебно-психологической экспертизы является обязательной.

33. Психологическая характеристика умышленных и неосторожных преступлений.

34. Личность преступника: понятие, структура и содержание; ее психологическая оценка следователем (судом).

35. Психолого-правовая классификация личности преступников, их характеристика.

36. Понятие группы в социальной психологии, виды групп, их структура и характеристика.

37. Социально-психологические процессы и явления, имеющие место в малой группе.

38. Виды преступных групп, их отличительные признаки: особенности межличностных отношений их участников.

39. Психолого-правовые признаки организованной преступной группы.

40. Преступное сообщество (преступная организация), их характерные психолого-правовые признаки.

41. Основные методы психологического характера в борьбе с организованной преступностью.

42. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.

43. Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.

44. Содержание, принципы проведения профессионального психологического отбора в юридические службы.

45. Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.

46. Речь в профессиональном общении юриста, речевой этикет и его роль в установлении психологического контакта, требования, предъявляемые к речи юриста.

47. Средства невербальной коммуникации, их роль в развитии диалога юриста с различными участниками судопроизводства.

48. Психологические приемы вступления в общение, развития и поддержание диалога, выхода из общения.

49. Психологические приемы и методы допроса потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

50. Психологические особенности допроса потерпевшего в уголовном судопроизводстве.

51. Психология лжесвидетельства: ложь, ее разновидности, психодиагностические признаки; мотивы лжесвидетельства.

52. Психологические приемы и методы выявления и разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.

53. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.

54. Психологические особенности допроса в ходе судебного разбирательства.

55. Психология осмотра места происшествия.

56. Психология следственного (судебного) эксперимента.

57. Психология проведения обыска.

58. Психологические особенности предъявления для опознания.

59. Психологическая характеристика организационно-управленческой деятельности юриста; требования, предъявляемые к личности юриста-руководителя.

60. Психологические особенности принятия организационно-управленческих решений в правоприменительной деятельности.

Тесты к экзамену - нет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: