Самоорганизация может быть личной и коллективной.




Личная самоорганизация реализуется:

ü в планировании организации рабочего дня, рабочей недели и т.д.;

ü в организации личной гигиены, полноценного питания и отдыха;

ü в контроле личных ощущений, реакций на происходящие события.

Коллективная самоорганизация типична для общественных отношений. Как явление социальная самоорганизация представляет конкретные поступки человека или группы людей, лозунги, петиции и др. Например, организация кассы взаимопомощи, в которую люди добровольно вносят небольшие суммы денег для материальной поддержки своих же коллег в экстремальных случаях.

Социальная самоорганизация – неизбежный процесс как в формальных, так и в неформальных организациях. Она характерна и для одного человека (организация самого себя). Социальная самоорганизация прежде всего должна быть оценена ее инициатором – человеком или коллективом. Эффективность самоорганизации имеет различные виды проявления: организационная, экономическая, социальная, технологическая, психологическая, политическая, этическая, экологическая, правовая и т.п. Количественно можно оценить только экономическую, а остальные, не менее важные, – качественно по степени удовлетворения затрагиваемых потребностей и интересов инициатора этой самоорганизации. Известна общая формула оценки эффективности:

Результатами социальной самоорганизации могут быть повышение авторитета, улучшение здоровья, приобретение неформальных источников информации, лучшая организация труда, повышение уровня заработной платы и т.д.

Организационная эффективность связана с реализацией потребностей человека в организации жизни и безопасности, управлении, стабильности и порядке.

Социальная эффективность реализует потребности человека в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении и отдыхе.

Технологическая эффективность связана с достижением лучших результатов в технике безопасности, производительности труда.

Психологическая эффективность реализует потребности человека в любви, семье, общении и свободном времени.

Правовая эффективность реализует потребности человека в безопасности, порядке и стабильности.

Экологическая эффективность реализует потребности человека в безопасности, здоровье, в организации устойчивого развития жизни, физиологические.

Этическая эффективность реализует потребности и интересы человека в стабильности, соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми.

Политическая эффективность реализует потребности человека в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.

Эффективность социальной самоорганизации зависит от набора личностных качеств человека. К качествам, стимулирующим эффективность, относятся: инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность. К качествам, тормозящим эффективность проявления социальной самоорганизации, относятся: застенчивость, забывчивость, пассивность, отсутствие позитивной жизненной цели, низкий уровень образования и воспитания.

Самоорганизация (далее везде подразумевается коллективная) и самоуправление имеют схемы отношений, аналогичные организационным отношениям в формальном управлении. Это типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых основным элементом является не руководитель, а неформальный лидер (НЛ).

 

ВОПРОС 5: Эволюция систем управления

ЭТАПЫ НАПРАВЛЕНИЯ 1900-1910 1910-1920 1920-1930 1930-1940 1940-1950 1950-1960 1970-1980 1980-1990 1990 - наше время
1. Трансформация целей управления Рост производительности труда и рентабельности производства Повышение эффективности работы предприятия через удовлетворение интересов работников Эффективность управления Непрерывность взаимодействия с внешней средой
2. Развитие функций управления Системы управления трудом (нормы и стандарты трудовых процессов) Совершенствование управления производством Управление финансами и инвестициями Возрастание роли маркетинга. Управление персоналом. Теории стратегии, лидерства и инноваций
3. Развитие организационных структур Функцио­нальная структура Линейно-функциональные структуры Развитие различных типов дивизиональных структур Проектные и матричные структуры Появление сетевых структур и виртуальных организаций
4. Развитие тех­нологии управ­ления Функциональные технологии. Управление по отклонениям Возникновение целевого менеджмента и долгосрочного планирования Проблемно-ориентированные технологии. Стратегическое планирование Стратегический менеджмент. Инновационный подход к изменениям на предприятии
5. Развитие методов управления Метода анализа рабочего времени и рабочих движений, нормирование труда Социально-психологический инструментарий Мет оды моделиро­вания процессов управления и раз­работки управлен­ческих решений Методы стратегического управления. Участие персонала в управлении. Методы командной работы. Развитие организационной культуры
6. Развитие тех­ники управления и информационного обеспечения Традиционные информационные системы Появление первых ЭВМ Развитие автоматизации управленческих функций Развитие интегрированных автоматизированных инфор­мационных систем управления
7. Смена концепций управления персоналом Использование трудовых ресурсов Поведенческие науки Управление человеком
      Управление человеческими ресурсами    
                             

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: