Конспект интегрированного занятия естественнонаучной и художественной направленностей с детьми 8 - 10 лет, на тему: «Первый весенний цветок»
Цель: формирование бережного отношения детей к окружающему миру на примере подснежника, через использование навыков самостоятельной деятельности в работе с пластическим материалом.
Задачи:
· вызвать у учащихся интерес к окружающему миру;
· расширить у детей знания о разновидностях подснежников;
· закрепить знания детей о форме, пропорции и цвете, совершенствовать навыки рельефной лепки из пластического материала.
· развивать творческую самостоятельность, воображение, речь, мелкую моторику;
· воспитывать у детей эмоционально – положительное и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: проектор, компьютер, столы, стулья, мольберт, пластилин на каждого ребёнка, дощечка для лепки, стеки, зубочистки, салфетки, эмблемы, карточно-раздаточный материал, образец подснежника, картинки цветов, выставочный фон.
Используемая литература: Т.Ю. Коновалова «Подснежники», издательство «Гном и Д»
«Цветы в картинках» и приложение к пособию Т.А. Шорыгиной «Цветы. Какие они?».
Ход занятия:
Слайд 1
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Слайд 2
Педагог: Тема нашего занятия «Первый весенний цветок», отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком герое Красной книги сегодня пойдёт речь:
Это весенний цветок
Он первый из снега росток
Он первый вестник весны
Символ нежности и красоты!
Ответ детей:Подснежник.
Слайд 2
Педагог: 19 апреля во многих странах мира отмечается красивый весенний праздник - День подснежника. На сегодняшний день этот цветок находится в Красной книге.
Слайд 3
- Скажите, ребята, а для чего создана Красная книга, вы знаете? Ответ детей
- Ребята, а как вы думаете, почему всё таки этот цветок занесён в Красную книгу?
Ответ детей: Потому что он находится на грани исчезновения, их осталось очень мало.
Слайд 4
Цветы, появляющиеся первыми в природе после затяжной зимы, не могут не быть притягательными и популярными. Люди необдуманно срывают их, делая из цветов множество букетов и продают их, получая от этого прибыль. А садоводы любители вместе с луковицей выкапывают эти цветы и пересаживают их в свои клумбы, всё это сказывается на численности цветов, повреждение лесной подстилки, содержащей семена и луковицы растений, что влечёт за собой экологические проблемы.
Слайд 5
Педагог: Белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. Поэтому в народе его именуют подснежником.Ботаники его называют по научному Галантус, что в переводе с латинского (гала-молоко, антус-цветок), это означает «молочно - цветник», потому что цвет лепестков у этих цветов как у молока белый.
Слайд 6
(показ видеоматериала со стихами Подснежник)
Педагог: - Ребята, а вы знаете, почему подснежник под снегом не замерзает вы знаете? Ответы детей. Оказывается, удивительный цветок растет и развивается зимой, под теплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из - под снега стебелек с бутонами. Сверху плотный сугроб не пропускает ни холода, ни ветра, а возле земли во время оттепелей бегут ручейки. Теплая талая вода ускоряет рост, поэтому подснежник быстро растет. В народе говорят «первый цветок ломает ледок», а ещё в марте семь погод на дню; то солнце греет, то снегом сеет! По ночам случаются заморозки, а подснежнику - все нипочем! Холода он не боится, потому что в его соке, содержится много сахара. Когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света. Внутри растения она превращается в сахаристые питательные вещества, а такие растворы во время небольших морозов не замерзают и дают рост подснежнику.
Слайд 7
(показ весенних цветов картинки)
Педагог: Ребята, а какие первые весенние цветы вы знаете?
Ответ детей:мать – и - мачеха, одуванчики и др.
Педагог: Подснежники, как все ранневесенние цветы - медуницы, хохлятки, мать- и- мачеха очень любят яркий солнечный свет. Поэтому и расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев, затемняющих лес.
Слайд 8
В разных странах подснежники выглядят по - разному, их около 20 видов и бывают они разного цвета- и голубые, и лиловые. В России подснежник называют - белоснежный или морозник - это настоящее имя цветка. В других странах называют - снежинка, снежной сережкой. В Англии - снежной каплей, во Франции и в Италии снегосверлитель, а в Болгарии – «задира», потому что он бросает вызов зиме. Немало легенд и сказок сложено о подснежнике, есть одна хорошо известная всем сказка, скажите как она называется? Ответ «Двенадцать месяцев»
Слайд 9
Динамическая пауза (импровизация)
Практическая часть.
На фоне музыкального сопровождения П.И. Чайковского
Слайд 10
Педагог: Ребята, вы сейчас очень многого интересного узнали о подснежнике.Свои чувства к этому красивому весеннему цветку проявляют через творчество - художники пишут картины, поэты сочиняют стихи, композиторы сочиняют музыку. Известный композитор Пётр Ильич Чайковский сочинил музыкальное произведение «Подснежник», прислушайтесь, именно оно сейчас звучит.
Слайд 11
А ваша задача – выразить свои чувства через лепку. Слепить из пластилина на эмблеме в виде Красной книги, подснежник рельефным изображениемкогда на плоской основе, мы видим изображение с одной стороны, то есть не объёмное, а плоское. Потом вам необходимо придумать призыв или обращение к людям, чтобы этот удивительный весенний цветок в дальнейшем совсем не исчез с нашей планеты.
Слайд 12
(показ строения подснежника)
Педагог: Прежде чем начать работать, давайте рассмотрим строение этого цветка, какие выразительные особенности, форма, цвет.
Дети: Ответы детей.
- А теперь можно приступить к практической части нашего занятия. Под музыкальное сопровождение П.И. Чайковского, желаю удачи в работе. Соблюдаем технику безопасности со стеками, и при работе с пластическим материалом.
(музыкальное оформление, во время работы детей)
Заключительная часть
Слайд 13
Просмотр готовых работ
Педагог: Готовые работы я предлагаю вам выставить для просмотра на вот такой Земной шар, и озвучить свой лозунг или обращение. Ответы детей.
Защищая первоцветы,
Целый мир спасёшь при этом!
Вы запомните, друзья,
Их топтать, срывать нельзя,
Чтоб планета наша
Становилась краше!
Рефлексия:
Педагог: - Что нового вы узнали сегодня о подснежнике?
- Почему цветок получил такое название?
- Когда расцветают подснежники?
- Как называют ботаники по- научному подснежник?
- Почему подснежник не замерзает в сугробах?
- Ответы детей.
Слайд 14
Педагог: Молодцы ребята, спасибо за участие, до свидания!