ОБЩАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

 

ОСНОВЫТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

 

Ульяновск 2010


ББК О580.3я7

О-75

 

Основы теории управления воздушным движением: учеб. пособие / сост.

В. А. Карнаухов. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2010. – 78 с.

 

Рассмотрены вопросы, связанные с анализом и формализацией большого объема информации различных источников, изучение которых вызывает у курсантов и студентов наибольшие затруднения. Подробно показан систем- ный подход при исследовании научно-производственных задач в системе ор- ганизации воздушного движения.

Рекомендовано курсантам и студентам заочной формы обучения специа-

лизации 160505.65.01 – Управление воздушным движением.

Печатается по решению Редсовета училища.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение................................................................................................................... 3

1. Общая структура системы обслуживания воздушного движения................. 5

2. Основы организации и функционирования системы

организации воздушного движения................................................................ 18

3. Системный подход в исследовании процессов

управления воздушным движением................................................................ 27

4. Моделирование процессов в системе организации воздушного движения.... 35

5. Характеристика задач оптимизации процессов

управления воздушным движением................................................................ 44

6. Автоматизация процесса оперативного управления

воздушным движением..................................................................................... 69

Библиографический список.................................................................................. 78

 

© Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), 2010


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие системы организации воздушного движения (ОВД) и оптимиза- ция процессов на всех этапах ее функционирования связано с решением про- блем эффективного использования воздушного пространства. Совершенство- вание организации и функционирования системы ОВД требует поиска новых решений, отвечающих требованиям времени. Теория УВД ставит своей це- лью обоснование положений и определение совокупности методов исследо- вания процессов УВД, направленных на получение эффективных рекоменда- ций, а содержащиеся в теории понятия, положения, идеи и подходы могут применяться для создания новых оптимальных условий функционирования системы в условиях многокритериальности и неопределенности, для обеспе- чения гарантированной безопасности полетов.

Теория УВД основывается на достижениях в области моделирования,

большая часть применяемых методов используется для решения задач УВД.

Формирование методов исследования процессов УВД ведется по двум ос-

новным направлениям:

– моделирование процессов УВД в целом, когда путем принятия ряда допущений удается использовать принцип агрегирования, т.е. объединения группы элементов или процессов, функциональная целесообразность кото- рых одинакова или близка друг к другу, в один композиционный элемент или процесс, называемый в этом случае контуром, агрегатом, подсистемой.

– моделирование отдельных процессов, задач и операций и последую- щее комплексирование их, когда используется принцип декомпозиции, т.е. рациональное расчленение структурных либо функциональных единиц и свя- зей между ними на ряд самостоятельных элементов структуры либо процес- сов. Это позволяет существенно упростить исследование и получить резуль- таты их оценки.

При обоих указанных направлениях целесообразно оценить предельно допустимые показатели эффективности процессов и тем самым решить про- блемы синтеза методов, совокупность которых с успехом позволяет исследо- вать процесс на любом из этапов функционирования системы ОВД.


 

Оценить предельно допустимые показатели целесообразно и в тех случа- ях, когда практика УВД уже позволила путем проб организовать рациональ- ный процесс, найти удачное решение, структуру взаимодействий в какой-то зоне. Для того, чтобы такие решения использовались и для других зон УВД, целесообразно применить структуру обратной задачи теории оптимальных процессов.

К основным методам прикладной теории УВД относятся:

– методы моделирования и оптимизации динамических процессов, учи- тывающие стохастический и многоцелевой их характер, наличие логических функций и запаздываний в системах ОВД;

– методы исследования полиэргатических систем управления, использу- емые, когда характеристики человека – оператора (или коллектива) описы- ваются не только в виде передаточной функции слежения и отработки сигна- ла, а и в более общем виде (например, структурно – алгоритмических проце- дур деятельности в рамках простейшего контура системы ОВД);

– методы моделирования и оптимизации процессов системы ОВД как системы организационного управления, к которым относятся структурный синтез систем, интерактивные методы генерации и оценки альтернатив и ме- тоды выработки, оценки и принятия решений по организации УВД, планиро- ванию и обеспечению потоков ВС, а также по непосредственному УВД.

Прикладная теория УВД представляется комплексом объединенных еди- ным целевым назначением взаимосвязанных теорий, таких как общая теория управления, теория оптимальных процессов, прикладная теория полиэргити- ческих систем управления и теория систем организационного управления.


 

 

ОБЩАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: