Подсказка. Справочные материалы.




Шестнадцатое апреля

Классная работа

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны

Цель урока:

· познакомиться с биографией А. Т. Твардовского,

· выявить особенности языка в произведении;

· развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.

Работ над темой урока

1. Знакомство с биографией А. Т. Твардовского.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей.

 

Знакомство со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста».

Прослушайте аудиозапись стихотворения.

2. Прочитайте стихотворение самостоятельно (по старому учебнику стр. 156 – 158).

Анализ стихотворения

(Ребята, попробуйте сначала САМОСТОЯТЕЛЬНО ответить на данные вопросы, а для самопроверки предлагаю обратиться к разделу «Проверь себя» (в конце конспекта урока).

– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

- Найдите и прокомментируйте описание боя.

- После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

- Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

4. Жанровое своеобразие стихотворения.

Задание. Запишите в тетрадь определение жанра «баллада».

Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада.

Баллада это небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай.

5. Словарная работа .

- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

-... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

- Заходим в тыл и полный газ даём

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём - танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.

 

Домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» (Учить НЕ НАДО!!!!!!!!!!!!!!)

2. Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Подсказка. Справочные материалы.

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)

- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только «рубаху пузырем».)

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

- Найдите и прокомментируйте описание боя.

(Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.)

(Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)

- После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

(Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)

- Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)

- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: