Французские клавесинисты




Билет 1.

Великая французская революция 1789года

 

· трансформация социальной и политической систем государства, приведшая к уничтожению в стране старого порядка и монархии

· провозглашениюреспублики де-юре (сентябрь 1792) свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство».

· Взя́тие Басти́лии (фр. Prise de la Bastille) — один из центральных эпизодовВеликой французской революции, штурм крепости-тюрьмы Бастилия 14 июля1789 года. среди узников Бастилии было немало знаменитых личностей.

 

Причины рев:

ü Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что Старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием четкого законодательства, «византийской» системой налогообложения и архаичной системой сословных привилегий нужно реформировать.

 

Клавир – это общее название старинных клавишно-струнных инструментов, предшественников фортепиано. Уступая органу в богатстве звуковых красок, насыщенности звучания, клавир имел свои преимущества:

его тембр гораздо лучше сочетался с другими инструментальными тембрами и певческими голосами;

благодаря своей камерности он был гораздо удобнее в домашнем быту и учебной практике.

Основные типы клавира это клавесин и клавикорд. Различия в их устройстве связаны, главным образом, со способом извлечения звука: в клавикорде звук возникает от прикосновения к струне металлического стерженька – тангента, а в клавесине струна задевалась перышком.

У клавесина (Франция)есть разновидности: верджинал(Англия), харпсихорд, клавицимбал, а у клавикорда нет!клавесин обладал террасообразной динамикой, а на клавикорде возможна динамика. Клавикорд развивается по принципу упрощения.

 

Звучание клавикорданежное, выразительное, приятное. На нем можно было играть певуче, плавно. Однако, был и существенный недостаток – «звуковой потолок »: инструмент звучал очень тихо, слабо и поэтому в больших помещениях он был почти не слышен. Выступать в ансамбле с другими инструментами, а тем более в оркестре, клавикорду было трудно – несколько струнных или духовых полностью заглушали его.

 

В отличие от него клавесин был не только превосходным солистом, но и незаменимым ансамблистом, равноправным участником оркестра. Звук клавесина – более громкий, блестящий, отрывистый. Однако и у него были свои слабые стороны, и самая существенная – невозможность для исполнителя влиять на силу звука. Громкость исполнения почти всегда оставалась одинаковой, эффекты crescendo и diminuendo были исключены. Именно этот недостаток клавесина впоследствии, в период соперничества его с фортепиано, оказался решающим. Кроме того, звучание клавесина было мало певучим, legato затруднено.

 

Английские клавесинисты

В развитии клавирной музыки также принимали участие композиторы различных национальных школ. Возникновение самой первой в истории клавирной школы связано с Англией – это школа английских верджиналистов, которая выдвинулась уже в конце XVI. Ее образовали композиторы Уильям Бёрд (его считают главой этой школы), Джон Булл, Орландо Гиббонс.

ü Универсализм музыкантов: не существовало отдельно педагога или исполнителя,проф музыкантов. Они были разносторонние и универсальные.(Бах писал для Вильгельма Фридемана упражнения на развитие техники,+ упр-я, которые надо было закончить, т.е. на развитие композиторских навыков.

 

Французские клавесинисты

С середины XVII века первенство в развитии клавирной музыки от английских верджиналистов перешло к французским клавесинистам. Эта школа на протяжении долгого времени, почти столетие, была самой влиятельной в Западной Европе. Ее родоначальником считается Жак Шамбоньер, известный как превосходный исполнитель на органе и клавесине, талантливый педагог и композитор.

Концерты клавесинной музыки во Франции обычно проходили в аристократических салонах и дворцах, после легкой светской беседы или танцев. Подобная обстановка не располагала к искусству углубленному и серьезному. В музыке ценилась изящная утонченность, изысканность, легкость, остроумие. При этом предпочитались пьесы небольших масштабов – миниатюры . «Ничего длинного, утомительного, слишком серьезного».

Не удивительно, что к крупным формам, вариационным циклам французские клавесинисты обращались редко – они тяготели к сюите, состоящей из танцевальных и программных миниатюр. Сюиты французских клавесинистов, в отличие от немецких сюит, состоящих исключительно из танцевальных номеров, Они довольно редко опираются на строгую последовательность алеманда – куранта – сарабанда – жига.(Луи Куперена. Л. Маршана)

Вершины своей французская клавесинная школа достигла в творчестве двух гениев – Франсуа Куперена (1668–1733) и его младшего современника Жана Филиппа Рамо (1685–1764).

 

Задачи исполнителей того времени?

Главное-что играть?

Почему много повторений,т к играли одномоментно,по 1 разу

Момент ИМПРОВИЗАЦИИ. Исполнители могли делать какие угодно украшения в произведениях. И вообще вся музыка.которая звучит вокруг композитора-это вся его музыка. Понятия плагиата не было.

И тут появляется Франсуа Куперен,который претендует на авторские права. Предъявляет исполнителям свои требования, требует точности исполнения и расшифровки украшений. Потому что был хаос. Никто никогда не играл 4восьмушки ровно,их могли сыграть как угодно,но только не ровно.

Можно выделить 4 группы музыки

1гр. Музыка, пришедшая из вокальной практики

РИЧЕРКАР- инстр вариант матета-многочастной проф формы.(в инстр варианте произошли проблемы с формой,со связыванием кусочков)

Джероламо Фрискобальджи делает вариационный ричеркар!!!

2гр прелюдия токката(духовное приветствие)( импровизац произведения)

Корол.двор. званный ужин. Идет светская беседа. Вдруг выходит музыкант с незнакомым инструментом и начинает прелюдирование перед собственно исполнением, чтобы подготовить слушателя.

Гр.вариации

4гр сюиты: алеманда: принцип контраста и нарастания. Темп умеренный.медленный.на2 доли(у баха на4). Текучий характер!

Куранта: умеренно быстро. таже алеманда,только на3 доли

Сарабанда: поступь.очень медленно.2доли

Жига: быстро.суммирующий танец. Объед 2размера и3 и2 дольный. Шесть восьмых.

Вставные танцы между сарабандой и жигой,чтобы сдел контраст.танцы эти французского происхождения.

 

Концерты Моцарта.

Жанр концерта был одним из основных в жизни Моцарта. Концерты писались для салонных выступлений и для «академий»- концертов по подписке. именно в жанре концерта проявляется фортепианный Моцарт.концерт он писал только для себя. Т е мы видим его пианизм.это не осколки оперных произ-ий,а именно фортпианные,несмотря на то,что в чистом виде форт-ого Моцарта почти нет, ведь он оперный композитор.на кажд концерт нужно было писать новый ф концерт.

· 27 форт концертов(20 ре минор. 24 до минор) I – сонатное allegro с двойной экспозицией. Первая экспозиция – чисто оркестровая, вторая – с участием солиста. Кроме двойной экспозиции в концертной сонатной форме имеется виртуозное соло – каденция. В каденции, когда оркестр почтительно замолкал, солист давал полную волю своей фантазии и демонстрировал все, на что был способен. II – лирический центр(26ре минорн.там романс) всей композиции, где наиболее полно представлена инструментальная кантилена, воспринятая концертным жанром у итальянской оперы;

· III – быстрый жанровый финал, написанный, как правило, в форме рондо-сонаты.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: