Сущностные черты политической власти.




Сущностные черты политической власти

К таковым следует относить:

 

· суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

· авторитетность власть, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;

· принудительных характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);

· всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех общественных отношений и политических процессах.

 

Политическая власть, как и любая власть, означает способность и право одних осуществляют свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Её отличительными признаками являются:

 

Верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

 

Всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

 

Моноцентричность, т.е. существование общегосударствен-ного центра (системы властных органов) принятие решений;

Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти6.

Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы).

 

Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рябом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

 

Субъект определяет содержание отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

2) подчинение как поведение частной воли власти:

3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицания господствующей воли;

4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

 
 
6 Там же (с 53)


От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношения к нему объекта (исполнителей) – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

 

 

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожения до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

 

 

Специфическим признаком власти как общественного явления выступает доминирование властной воли, а не просто влияние. Власть связана с общественной организацией, она есть качество, внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе).

 

 

Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие как легитимность. Власть – понятие правовое, означающее созидание ценностей согласно общественным интересам; это законное право принимать решение, которым люди обязаны подчинятся, легальное право использовать принуждение во имя торжества законов. Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо государственная политика вряд ли будет эффективна, если не соблюдаются правила, установленные для реализации этой политики. Именно потому, что легитимность играет важную роль, правительство стремится обосновать свою власть, опираясь на определенные принципы. В сущности, правительство пытается создать ситуацию, в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх, а на совесть», с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительство не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скрепленное уважением законности.

М.Вебер в свое время предложил классическую теорию, объясняющею социокультурные основания легитимности власти7.

 

Традиционная власть.

 

 

Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода, является естественной реакцией на политический порядок.

 

Харизматическая власть.

 

 

Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как бы посланной богом. В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и д.р.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: