Третья часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.




Дом Учителя Уральского федерального округа

XVII Международная Олимпиада по основам наук

Первый этап

Эксперт предметного проекта: Максимова Ирина Николаевна, специалист по УМР, магистр психолингвистики, Медицинский предуниверсарий ФГБОУ ВО УГМУ, г. Екатеринбург

Русский язык, 6 класс

Октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина.

Прочитайте стихотворение И.А. Бунина (текст 1) и выполните задания № 1–13, 18, 19.

 

НА ПРОСЁЛКЕ   (1)Веет утро прохладой степною… (2)Тишина, тишина на полях! (3)Заросла повиликой-травою полевая дорога в хлебах. (4)В мураве колеи ут_пают. (5)А за ними, с обеих сторон, в сизых ржах васильки зацветают, бирюзовый виднеется лён. (6)Серебрит_ся ячмень колосистый зеленеют пр_вольно овсы и в колосьях брильянты росы ветерок заж_гает душистый и вливает отраду он в грудь и свева_т с души он тревоги… (7)Весел мирный просёлоч_ный путь хороши вы степные дороги! (И.А. Бунин)    

 

Первая часть. Задания, оцениваемые в 2 балла.

В заданиях 1–4 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

 

1. Определите, какое слово не является исконно русским, а заимствовано из иностранного языка:

1) утро 2) тишина 3) дорога 4) брильянт

 

2. В каком слове подчеркнутая безударная гласная проверяется ударением?

1) зар о сла 2) к о леи 3) к о лосистый 4) б и рюзовый

 

3. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

1) тишина 2) хлебах 3) овсы 4) души

 

4. Укажите слово, которое в толковых словарях имеет пометы нар.-поэт., нар.-разг.:

1) мурава 2) брильянт 3) отрада 4) душа

 

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 5–8 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов в порядке возрастания.

 

5. У каких слов, исходя из контекста, верно определено лексическое значение?

1) (на) просёлке – Небольшой населённый пункт, расположенный недалеко от города или основного селения.

2) (в) хлебах (предложение 3) – Пищевой продукт, выпекаемый из муки.

3) колеи (предложение 4) – Канавка, углубление от колёс на дороге.

4) сизых (предложение 5) – Серовато-зелёный с коричневым оттенком.

5) бирюзовый (предложение 5) – Голубой или зеленовато-голубой.

6) отраду (предложение 6) – Чувство удовольствия, радости, удовлетворения.

 

6. Выберите синонимы к слову «мирный» (предложение 7). Синонимы подберите с учётом того, чтобы смысл предложения не изменился:

1) дружный 2) спокойный 3) тихий 4) бесконфликтный 5) безмятежный 6) невоенный

 

7. В каких словах количество звуков и букв совпадает?

1) веет 2) полях 3) полевая 4) васильки 5) виднеется 6) ячмень

 

8. Укажите слова, которые написаны верно:

1) утопают (предложение 4) 2) серебриться (предложение 6) 3) превольно (предложение 6) 4) зажигает (предложение 6) 5) свеваит (предложение 6) 6) просёлочный (предложение 7)

 

Третья часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

В заданиях 9–13 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.

 

9. Соотнесите имена существительные с их морфологической характеристикой.

Имя существительное Морфологическая характеристика
1) колеи (предложение 4) A) 1 склонение; в форме именительного падежа
2) ржах (предложение 5) B) 2 склонение; в форме именительного падежа
3) овсы (предложение 6) С) 2 склонение; в форме винительного падежа
4) брильянты (предложение 6) D) 3 склонение; в форме винительного падежа
5) грудь (предложение 6) E) 3 склонение, в форме предложного падежа
6) путь (предложение 7) F) разносклоняемое существительное

 

10. Примерами каких языковых явлений являются слова из текста 1? Соотнесите данные левого и правого столбцов.

Слова из текста Языковое явление
1) просёлке (заголовок) – просёлоч_ный (предложение 7) A) формы одного и того же слова
2) степною (предложение 1) – степные (предложение 7) B) синонимы
3) повиликой (предложение 3) – васильки (предложение 5) C) однокоренные слова
4) травою (предложение 3) – (в) мураве (предложение 4) D) слова одной тематической группы
5) дорога (предложение 3) – путь (предложение 7)  
6) колосистый – (в) колосьях (предложение 6)  

 

11. Установите соответствие между названиями растений и фрагментами статей из этимологического словаря, в которых объясняется их происхождение.

Слово Фрагмент статьи
1) повиликой A) Древнерусское переоформление греч. Basilikon «царский» (цветок, растение), суф. производного от basileus «царь».
2) (в) ржах B) Происходит от праслав. *lьnъ, от которого в числе прочего произошли: др.-русск. льнъ, ст.-слав. льнѣнъ.
3) васильки C) Искон. Суф. производное от повилая «обвивающая» (исходное слово — вить).
4) лён D) Происходит от праслав. *jęčьmy, от которого в числе прочего произошло русск.-церк.-слав. ячьмы.
5) ячмень E) Общеслав. Суф. производное от той же основы, что лат. avena, латышск. auzas, др.-прус. wyse.
6) овсы F) Общеславянское слово, имеющее соответствие в других индоевропейских языках: в латышском radzi, в древнеисландском ragr.

 

12. Установите соответствие между словами и их синтаксической ролью в тексте 1.

Слово Синтаксическая роль
1) веет (предложение 1) A) подлежащее
2) степною (предложение 1) B) сказуемое
3) лён (предложение 5) C) определение
4) пр_вольно (предложение 6) D) обстоятельство
5) тревоги (предложение 6) E) дополнение
6) весел (предложение 7)  

 

13. Соотнесите слова с их морфемным составом.

Слово Морфемный состав
1) заросла А) корень, окончание
2) сторон В) корень, суффикс, окончание
3) виднеется С) приставка, корень, суффикс, окончание
4) пр_вольно D) приставка, корень, 2 суффикса
5) ветерок Е) корень, 2 суффикса, окончание, постфикс
6) вливает  

 

В задании 14 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).

 

14. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст 2 — отрывок из лингвистической сказки Ф.Д. Кривина. (В некоторых предложениях знаки препинания пропущены.)

 

1) — Во всякое время! — ответил на его возражение ВСЯКИЙ.

2) Однажды ВСЯКИЙ и ЛЮБОЙ заволновались по поводу того что КАЖДЫЙ где-то ходит.

3) — Вот именно. Можно обойтись во всякое время, в любое время, но только не в каждое время, потому что так не говорят.

4) Ну что ты Не говори так Как можно обойтись без КАЖДОГО запротестовал ЛЮБОЙ

5) — В любое время? — уточнил ЛЮБОЙ.

6) Потом ВСЯКИЙ успокоился и сказал Без КАЖДОГО можно обойтись

 

В задании 15 ответ запишите в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке, без пробелов, запятых и иных знаков.

 

15. Укажите номера предложений, в которых ВЕРНО расставлены знаки препинания:

1) Потом ВСЯКИЙ успокоился, и сказал: «Без КАЖДОГО можно обойтись.»

2) Потом ВСЯКИЙ успокоился и сказал – «Без КАЖДОГО можно обойтись».

3) Потом ВСЯКИЙ успокоился и сказал: «Без КАЖДОГО можно обойтись».

4) «Ну что ты. Не говори так! Как можно обойтись без КАЖДОГО», – запротестовал ЛЮБОЙ.

5) «Ну что ты! Не говори так! Как можно обойтись без КАЖДОГО?»: запротестовал ЛЮБОЙ.

6) «Ну что ты! Не говори так! Как можно обойтись без КАЖДОГО?» – запротестовал ЛЮБОЙ.

В задании 16 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца.

 

16. Установите соответствие между предложениями (частями сложных предложений) из текста 2 и их синтаксической характеристикой (некоторые знаки препинания опущены).

Предложение Синтаксическая характеристика
1) Однажды ВСЯКИЙ и ЛЮБОЙ заволновались по поводу того что КАЖДЫЙ где-то ходит. A) повествовательное, невосклицательное, простое
2) Без КАЖДОГО можно обойтись B) повествовательное, невосклицательное, сложное
3) Не говори так C) повествовательное, восклицательное
4) Как можно обойтись без КАЖДОГО D) вопросительное, невосклицательное
5) Во всякое время! E) побудительное, восклицательное
6) В любое время?  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: