Нормативно-правовая основа изучения родных языков из числа языков народов России, в том числе русского




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

№ п/п № статьи Положения № 273-ФЗ Рекомендации по реализации требований (алгоритм действий ОО)
       
1. Статья 14. Язык образования 4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее — ФГОС ОО): - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО); - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее — ФГОС ООО); - федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее — ФГОС СОО).
2. Статья 14. Язык образования 6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, всоответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования. 1. С учетом письма Минобрнауки России от 09.10.2017 NТС- 945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке» образовательной организацией разрабатывается, согласовывается с коллегиальным органом образовательной организацией и утверждается локальный нормативный акт (например, положение), определяющий язык, языки образования. 2. Письменное заявление на выбор языка пишут родители(законные представители) обучающихся по программам начального общего и основного общего образования. Необходимо наличие оформленного учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся: 1) при наличии совета обучающихся, совета родителей, представительных органов обучающихся — протоколы советов обучающихся, советов родителей; при отсутствии совета обучающихся, совета родителей, представительных органов обучающихся — иные документы, подтверждающие факт учета мнения обучающихся согласно локальному акту, регламентирующему учет мнения обучающихся при принятии локальных актов, затрагивающих права обучающихся (информация на сайте образовательной организации, на информационных стендах, протоколы родительских собраний и т.д.)
  Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения 3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Каждая образовательная организация разрабатывает, согласовывает с коллегиальным органом управления образовательной организацией и утверждает локальный нормативный акт, определяющий язык, языки образования (перечень языков для изучения как родной язык).
4. Статья 44. Права, обязанности иответственность в сфереобразования родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность Письменное заявление на выбор языка пишут родители (законные представители) обучающихся по программам начального общего и основного общего образования.
5. Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет. Письменное заявление на выбор языка обучающиеся по программам среднего общего образования классов пишут самостоятельно.
6. Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями; 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. Образовательная организация наделена также полномочиями (решение педагогического совета ОО, приказ директора): 1) по разработке и утверждению образовательных программ, которые разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) и с учетом примерных основных образовательных программ (fgosreestr.ru): ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО; 2) по определению списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников и учебных пособий, допущенных к использованию при реализации ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО; по установлению форм периодичности и порядка проведения текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении родного русского языка и литературного чтения на родном русском языке (родной литературе - локальный акт ООпредставляется на официальном сайте ОО).
7. Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. ФГОС НОО (п. 27), ФГОС ООО (п. 26), ФГОС СОО (п. 26) установлены следующие нормы обеспеченности: - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана ООП; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана.
8. Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Учебники и учебные пособия образовательные организации выбирают с учетом требований статьи 18 №273-ФЗ и регламентов к ней: В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» обучение русскому языку осуществляется по УМК, входящим в федеральный перечень. Кроме того, методическое сопровождение образовательного процесса может осуществляться по учебным пособиям, изданным организациями, издательская деятельность которых регламентирована Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2018 г. № 08-1211 “Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности” (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71860806/) подробно разъясняет выбор УМК образовательным учреждением: «….Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона)».
9. Статья 12. Образовательны е программы 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. 10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Каждая образовательная организация разрабатывает: - ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО и с учетом примерной ООП НОО (fgosreestr.ru); - ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО и с учетом примерной ООП ООО (fgosreestr.ru); ООП СОО в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом примерной ООП СОО (fgosreestr.ru).
10. Статья 29. Информационная открытость образовательной организации 2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 1) информации: В) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; д) о языках образования. На официальном сайте образовательной организации - представлены в полном объеме ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО (предоставляющие право на изучение родного языка во всех разделах: целевом, содержательном, организационном); размещена информация о языках образования в разделе «Образование» (Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N785 (ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации)».
11. Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ 10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Каждая ОО самостоятельно составляет учебный план, выполняя требования ФГОС общего образования к учебным планам: п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО.
12. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Каждый учитель разрабатывает рабочую программу по учебному предмету, курсу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: