Обозрение Его Высокопреосвященством церквей и приходов Псковской Епархии с 25 июня по 8 июля 1910 года.




Воронцовский Благовещенский женский монастырь

(Документы, публикации, фотографии).

1622-1931

Торопец, 2002

Введение

Собранные документы характеризуют исторические моменты из жизни возрождаемого ныне Воронцовского Благовещенского женского монастыря, который находится в Торопецком районе Тверской области. До 1927 года входил в состав Холмского уезда Псковской губернии.

Подбор документов осуществлен коллективом энтузиастов на добровольных началах. Работу выполнили:

1. Коломыцева Нина Владимировна - зав. отделом методической и научно-справочной работы ГУ «Государственный архив Псковской области» (№№ документов 21,22, 27- 55)

2. Медведева Л.И. зав. отделом краеведения Торопецкой ЦБС (№№ документов 24-25)

3. Попов Ю.Г. краевед, д. Блазново Торопецкого района (№№ документов (1-20, 23, 26, 56-58, 61)

4. Соловьева В.В. зав. архивным отделом администрации Торопецкого района (№№ документов 59, 60)

Сохранена орфография документов. Документы со знаком * приводятся в сокращен-ном варианте. Хронологическое расположение материалов осуществлено Ю.Г. Поповым.

Вместо предисловия.

Когда поднимаешься на высокий берег Куньи, из-за кромки леса всегда неожиданно возникает величественный Воронцовский храм, видны разрушенные ворота монастырской ограды. Строгий и стройный силуэт храма поражает воображение. Возникают чувства, которые очень трудно передать словами...

Здесь всегда стоит особая, почти осязаемая тишина. И глядя на плавные, утонченные линии его башенок, луковок и куполов, невольно на ум приходят лермонтовские строки:

Немного лет тому назад…

Был монастырь. Из -за горы

И ныне видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод.

Но не курится уж над ним

Кадильниц благовонный дым.

Не слышно пенья в поздний час

Молящих иноков за нас.

Какова же история пятиглавого собора, затерянного в лесной глуши?

Странная судьба у этого монастыря...

С первых лет своего существования он окружен какой-то таинственностью. До сих пор ходят загадочные легенды, а рассказы местных жителей полны противоречий. От волокского краеведа М.М. Михайлова я впервые услышала о том, что основателем монастыря был Иоанн Кронштадтский. И не поверила, честно говоря, посчитав очередной местной легендой. Тем не менее, этот факт подтверждается многочисленными биографами отца Иоанна Сергиева. Во многих книгах о нем, наряду с другими его деяниями, упоминается и открытие им Благовещенского Воронцовского монастыря в Псковской епархии. Это подтверждают и доку-менты Псковского и Великолукского архивов, из которых мы узнали, что Благовещенский Воронцовский общежительный монастырь был открыт с высочайшего разрешения ровно 100 лет назад, 29 сентября 1898 года, с наименованием общины по просьбе помещицы Софьи Петровны Пфейфер в ее имении Воронцово, а в апреле 1903 года община была переименована в монастырь.

В 1899 г. в монастыре была построена домовая деревянная церковь с престолом во имя Казанской Божией Матери. Построена церковь главным образом на средства

настоятеля Кронштадтского Андреевского собора протоиерея отца Иоанна Сергиева и частью на средства других благотворителей.

Служение в ней совершалось во все воскресные и праздничные дни, а на неделе - по сре-дам и пятницам. Богослужения совершал священник совместно с диаконом. Хор певчих состоял из монастырских сестер, которые и читали при богослужении.

В 1907 году монастырь был обнесен каменной оградой в 306 сажен длины и 4 аршина высоты, из коих 2,5 аршина каменной кладки, а 1,5 аршина сложено из кирпича. Толщиною ограда была в 1,5 аршина, покрыта железом и окрашена. Средства на ее строительство пожер-твовал почетный гражданин Михаил Филиппович Волков.

На территории монастыря располагались кельи для настоятельницы, для приема гостей, для сестер, трапеза, поварня, двухэтажный корпус, в котором помещались просфорня, ткацкая, переплетная, пять одноэтажных домиков: помещение для монастырского священника, помещение для монастырского диакона, церковно-приходская школа, 2 гостиницы, помещение для сестер, несущих послушание на скотном дворе, скотный двор, конюшни, изба для рабочих, гумно с ригою, амбар, баня и прачечная.

Церковно-приходская школа была выстроена на монастырские средства.

Заведующим и законоучителем в ней состоял монастырский священник. Преподавал в ней и диакон, который получал жалованье от епархиальногр училищного совета. Учеников в школе было от 25 до 35 человек.

Монастырь имел в своем владении 192 десятины 547 сажен земли. 73 десятины были заняты лесом, 18 - покосом, остальная земля была занята постройками монастыря, садом и огородом.

Пособия от казны монастырь не получал, кормился от своей земли.

Урожай чаще всего обитательницы монастыря получали средний.

Из «Клировой ведомости» мы узнали, что «в 1916 году было посеяно ржи 15 четвертей, собрано 50, овса посеяно 40 четвертей, собрано 80, жита посеяно 1 мера, собрано 3 меры, капусты заготовлено 65 ушатов, огурцов насолено 8 ведер, свеклы собрано 25 мер, луку - 12 мер, льну получено 11 пудов. Сена выставлено со своего покоса 200 копен, а с арендного покоса - 90 копен».

Монастырь имел такое количество монашествующих, какое обитель могла содержать на свои средства. К 1917 году в Благовещенском Воронцовском монастыре состояли 1 на-стоятельница и 88 сестер,2 из них были заняты на подворье в г. Холме и 28 в Петрограде, где монастырь имел 2 участка земли.

Участок земли в 247 кв. сажен в уездном г. Холме монастырю был пожертвован дворянкою Ольгою Александровной Гельдельберг. Он находился в Ильинской части по Большой улице. Она же пожертвовала монастырю одноэтажный дом, в котором была устроена часовня во имя святителя и чудотворца Николая, 2 флигеля, различные надворные постройки и небольшой сад.

На пожертвованном петроградской купчихой Варварой Ивановной Щербаковой участке земли в 510 кв. сажен построек никаких не было, и место оставалось пустопорожним.

Зато на втором подворье в Петрограде кипела деятельная жизнь. Этот участок земли в 1110 кв. сажен был пожертвован монастырю Иоанном Кронштадтским и находился в Рождественской части на Очаковской улице. На нем, на средства отца Иоанна, была построена домовая церковь с тремя престолами во имя Тихвинской Божией матери, во имя преподобного Сергия Радонежского и Иоанна Рыльского, во имя Святителя и чудотворца Николая и царицы Александры. На подворье построены были также 4-этажный дом, в котором располагалась трапеза, кельи для сестер и 4 деревянных флигеля, крытые железом. Имелся небольшой сад и 11 ледников, которые сдавались внаем.

Богослужение на этом подворье проходило ежедневно, а по воскресным и праздничным дням совершалась еще и ранняя литургия. Иногда службу совершал настоятель Кронштадтского Андреевского собора протоиерей отец Иоанн Сергиев.

Надо сказать, что Иоанн Кронштадтский принимал самое деятельное участие в делах Воронцовского монастыря. По его просьбе московская купчиха Оловянникова пожертвовала монастырю 6 колоколов. Всего же колоколов было 9. Колокольня примыкала к новому со-борному храму.

Точная дата постройки собора пока неизвестна. Из «Клировой ведомости» Благовещенского Воронцовского монастыря 1916 года известно, что снаружи и внутри храм оштукатурен, а внутренняя отделка не готова. В соборе предполагалось устроить 4 престола, четвертый престол в нижнем подвальном этаже.

Революционные потрясения не могли обойти обитель стороной. Сначала на территории монастыря была создана религиозно-трудовая коммуна. В апреле 1924 года решением президиума Псковского губисполкома Воронцовский Благовещенский монастырь был закрыт. А в январе 1925 года на месте религиозной артели возникла коммуна «Искра Октября». Собор был опечатан. Однако через некоторое время замок был сорван и из Собора похищена часть ценностей.

В 1926 году верующие обратились в Псковский губисполком с просьбой о пересмотре решения о закрытии монастыря. Их просьба, разумеется, была отклонена. В стране воинствующего атеизма монастырь был абсолютно ни к чему. А в январе 1927 года собор и все церковные постройки были переданы в распоряжение коммуны "Искра Октября".

Со временем все ценности были вывезены в Холм, и среди них медные колокола, красивые царские врата, иконостасы, подсвечники и многое другое...

Оставшийся без призора и заботы монастырь стремительно ветшал и разрушался. Исчезла крепкая и прочная монастырская ограда - остался лишь фрагмент ворот. Стерты с лица земли все церковные постройки. Ничто не напоминает о том, что здесь когда - то текла размеренная, в трудах, постах и молитвах церковная жизнь. И только дивный собор остался как немой свидетель былого величия.

От него невозможно оторвать глаз. Высокий и мощный, он кажется легким, устремленным ввысь. На белой штукатурке красная пыль обнажившейся кирпичной кладки, как кровь. Собор даже не закрыт на замок. Неудивительно, что внутри храма стены испещрены надписями зевак, пожелавших «увековечить» свое имя. Жители близлежащих деревень, у которых болит душа за прекрасный и брошенный храм, время от времени прибирают его. Год назад ребята из фотостудии «Чайка» под руководством М. Туренко убрали храм, отмыли его узорные плитки пола - и открылась такая красота!

Собор по-прежнему таит в себе множество загадок. Неизвестно, имя архитектора, мы не знаем имен строителей. По достоинству не оценено архитектурное своеобразие этой «жемчужины Севера». А то, что у истоков его создания стоял отец Иоанн, о котором епископ Александр Семенов Тянь-Шаньский сказал, что отец Иоанн всегда стремился поведать миру о главном, вечном и непреходящем, придает собору значимость и величие.

Мне часто приходится приезжать в этот лесной уголок, и каждый раз, когда я иду по дороге, ведущей к храму, к радости от предстоящей встречи с ним примешивается чувство тревоги. Я боюсь увидеть на нем новые следы разрушений. А они, увы, с каждым годом проступают все явственней. На крыше собора растут деревца. Но самое главное - в подвале стоит и не уходит вода, неисправна система отвода грунтовых и речных вод. Надо ли говорить, как это опасно для здания! Время и люди безжалостны к храму.

И может случиться так, что скоро разрушения этого дива - дивного могут стать не-обратимыми. На месте некогда прекрасного Собора мы увидим с ужасом груду развалин... Знакомая картина, не правда ли? Ведь именно так, на наши глазах погибла и уникальная церковь Рождества в селе Почеп. И чтобы не случилось беды, нужно немедленно начать работу по сохранению Воронцовского Благовещенского монастыря с привлечением самой широкой общественности. Иначе будет поздно.

(Медведева Л.И. Диво - дивное в лесной глуши //Мой край(Торопец). - 1998. – 20 октября)

№ 1*

Пустошь Воронцово

По писцовым и межевым книгам Холмского уезда за 1622-1629 гг. в стане Кунейском

пустошь Воронцово принадлежала Степану Афанасьевичу Подчерткову.

(Затейщиков Н. Город Холм и его уезд. СПб., 1891. - с. 157)

№ 2*

«В Холмском уездном суде по отношению Холмской дворянской опеки 24 июля 1865 г. за № 293 получены две закладные жены губернского секретаря Любови Яковлевны Перепечиной под залог принадлежащему доверителю ее Губернскому секретарю Василию Перепечину часть земли от сельца Воронцово, называемой Роговской – 40 десятин и особой пустоши Афанасовской – 73 десятины».

(Псковские Губернские Ведомости. - 1865. - № 36

№ 3*

Список землевладельцев Холмкого уезда

…«Перепечины Софья и Клавдия Петровны - 252 десятины.

Перепечин Василий Петрович - 140 десятин.

Пфейфер Август Федорович - 347 десятин»

(«Псковские Губернские Ведомости», 1880. - № 16)

№ 4*

«Холмский уезд. Воронцово (усадьба). Дворов 3, жителей 15 человек, из них 7 мужчин».

(Список населенных мест Российской империи.т.34. Псковская губерния.- СПБ., 1885.)

№ 5*

Холм. Святейшим Синодом разрешено утвердить в имении землевладельцев Софии

Пфейфер и Клавдии Перепечиной в селе Воронцово церковную общину с наименовани-

ем ее Благовещенскою.

(Псковский городской листок. - 1898. - 23 сентября)

№ 6

Посещение настоятелем Кронштадтского Собора отцом протоиереем Иоанном Ильичем Сергеевым Холмского уезда.

В Холм проездом на освящение домовой церкви Благовещенской общины в селе Воронцово, расположенном в 42 верстах от города, прибыл о. Иоанн Кронштадтский. 19 февраля перед въездом город его встречали уездный исправник, городской голова, депутаты, духовенство, простой народ. Отец Иоанн подъехал в 5 часов вечера на тройке, в крытом возке. На отдых остановился у купца Захарова. Через некоторое время вышел на балкон, люди плакали, падали на колени. Он осенил народ крестным знамением. На другой день, 20 февраля служил утреню в переполненной Николаевской церкви. Обратился к собравшимся со словом о Страшном суде. Из дома Захарова в11 часов со свитой выехал в Воронцово. Из Воронцова вернулся 22 февраля в 5 вечера и вновь остановился у Захарова. Вновь выходил на балкон, всех благословил, отблагодарил за встречу. Потом принимал в доме больных и увечных. 23 февраля при громадном стечении народа отслужил в 5.00 утреню в городском соборе. Потом выехал в Старую Руссу. При встречах и проводах порядок обеспечивали уездный исправник Савицкий и его помощник Рудаков. В память посещения Холма о. И. Кронштадтским городом утверждены 2 стипендии в богадельню.

(Псковский городской листок. - 1899. - 17 марта)

№ 7

Освящение храма в Воронцовской Благовещенской общине.

20 февраля текущего года в 2½ часа пополудни настоятель Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, коему Преосвященнейшим Антонином, Епископом Псковским и Порховским, поручено было совершить освящение храма во вновь открытой Воронцовской Благовещенской общине, Холмского уезда, Псковской епархии, прибыл в сопровождении Леушинского монастыря настоятельницы игумении Таисии, коей поручены были первоначальныя заботы по делам общины и по сооружению храма с кельями и трапезою. Их предварили Холмский уездный исправник, который с другими чинами полиции тотчас же сделали зависящее от них распоряжение о соблюдении порядка в многочисленных толпах народа, давно уже ожидавшего высокоуважаемого гостя, отца Иоанна. Встреченный звоном колоколов, им же самим приобретенных для общины, о. Иоанн подъехал прямо к крыльцу новаго корпуса и предшествуемый пением тропаря «Днесь спасения нашего главизна», прошел в верхний этаж в церковь, затем в приготовленную для него келью на другой половине корпуса, отделяющейся от церкви папертью. Спустя часа 1½ о.протоиерей снова пошел в церковь в сопровождении игумении Таисии, дававшей ему объяснения о рассматриваемых им предметах церковной и ризничной утвари, иконах и проч. Затем, пользуясь еще остатком светлого времени, поехал в сопровождении начальницы общины монахини Таисии осмотреть постройки, переданныя общине помещицею.

В 6 часов началось всенощное бдение, на которое собралось 7 священников и 3 диакона; один из последних, служивший за старшего, нарочито прибыл из Леушинскаго монастыря, остальные же все были из ближайших местностей Псковской епархии. На литию и величание выходили все они, всенощную служил священник Спасо-Прилукской церкви с Леушинским диаконом. Пели певчие – сестры Благовещенской общины, под руководством регентши Леушинскаго монастыря, проживающей в общине временно для обучения певчих. О. Иоанн сам читал каноны. Всенощная окончилась около 10 часов вечера. На следующее утро 21 февраля в 8 часов совершено водоосвящение. В 9 часов началось освящение храма, в котором, равно как и в крестном ходу и в служении литургии приняли участие12 священников во главе с. Иоанном, бывшим 13 м, и 6-ть диаконов. Имена священнослужителей следующия: 1) Кронштадтского собора настоятель протоиерей Иоанн Сергиев; 2) Священник города Холма соборной церкви Михаил Красноумов; 3) Священник погоста Спаса-Прилук Образской церкви Николай Ашенский; 4) Священник погоста Голибиц Богоявленской церкви Иоанн Владимирский; 5) Священник погоста Дубны Рождества Богородицкой церкви Михаил Каменский (Торопецк. уез.); 6) Священник погоста Туры, Покровской церкви Александр Любимов (Торопецк. уез.); 7) Священник погоста Данькова Троицкой церкви Николай Колиберский; 8) Священник погоста Столопна Василий Суворов; 9) Священник города Торопца, Входо-Иерусалимской церкви Василий Носов; 10) Священник города Торопца Успенской церкви Федор Горожанский; 11) Священник погоста Темнаго Бора Алексей Головацский; 12) Священник погоста Канищева Петр Беллавин; 13) Погоста Яхнова священник Николай Красногородский. Диаконы: 1) Леушинского монастыря Иоенн Дмитриревский; 2) Холмскаго градскаго собора Петр Резвов; 3) Новоржевскаго уезда погоста Кудеверя Иоанн Ашевский; 4) Островскаго уезда, погоста Троице-Хлавицы Иоанн Цветков; 6) Холмскаго уезда погоста Зуева Петр Успенский. После освящения храма перед начатием литургии о. Протоиерей Иоанн сказал приличное событию слово следующаго содержания:

«Такова имамы Первоосвященника иже седе

одесную престола величествия на небесах,

святым служитель и скинии истинней, юже

водрузи Господь, а не человек» (Евр. 8, 1-2)

Досточтимые отцы и братие о Христе, сослужавщие мне в этом вновь освященном благодати Духа Святаго храме! Господь наш Иисус Христос в указанном изречении Св. Апостола Павла именуется единственным Первосвященником или Главою исповедания нашей православной веры, Который возсел одесную престола величия на небесах, и есть Священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Он то, единственный Первосвященник и Глава единыя церкви, поставил и уполномочил Духом святым в Сионской горнице Апостолов Своих быть служителями и священнодействователями Его церкви. Они данною им от Господа благодатию властию по всей земли насадили святые церкви и жертвенники для приношения на них священых и безкровных Жертв. По воле Иисуса Христа они передали эту власть устроять и освящать храмы епископам. А эти – или сами освящали и освящают их апостольскую благодатию и властию, или поручали и поручают это священное дело священникам; отсюда получили начало антиминсы, даруемые от епископов священникам; освящение антиминсов или вместопрестольников всегда было делом епископов, которые в случае неудобства или невозможности самим освящать храм, вручали их священникам. Мы, по благословению местного Архиерея, получив от него антиминс, освятили ныне этот святой храм в честь Казанския святыя иконы Богоматери, к славе Божией и ко спасению поселившихся здесь сестер новой обители сей. Благодарение Господу, благоволившему быть нам орудиями Его благодати!

Отныне и в этом храме будет ежедневно приноситься безкровная Жертва Богу в умилостивление, очищение, освящение и утешение всех приходящих в него и будет возсылаться день и ночь молитвы, моления, словословия и благодарения за всех человеков, - за Царя, за Святейший Синод, местного Архиерея и все духовенство, за всех, иже во власти суть, за палату и воинство и за всех христиан. Отныне храм сей будет пристанищем духовно обуреваемых, врачевством страстей, прибежищем немощных, прогонением бесов. Отныне очи Господни будут отверзты на храм сей день и ночь, и уши Господни будут внимать молитвам со страхом и благословением в него приходящих и призывающих всечестное имя Его.

Досточтимые отцы и сестры отшельницы и все братия и сестры миряне! Храмы Божия созидаются и освящаются для нашего освящения и обновления. Святость человека христианина по душе и по телу есть самонужнейшая добродетель, ибо человек вначале сотворен по образу и подобию Божию в правде и святости, а люди, начиная с первых человеков, эту святость, по невниманию и нерадению, - утратили, и все мы живем ежедневно во грехах, оскорбляя Господа, своего Творца, непрестанно нам благодеющего. Без правды и святости, без покаяния и исправления, никому угодить богу нельзя, и сподобиться Царствия Небеснаго невозможно; вечному же осуждению и муке непокаянному человеку подпасть – легко; иногда бывает до ней один шаг; пример – Иуда предатель, или все алчные корыстолю-бцы, пьяницы, сластолюбцы, ненавистники, непокорные властям, за непокаянность сошедшие в ад. Господь Иисус Христос для того и сделался нашим Первосвященником и Спасителем, для того и воплотился и стал человеком, пребывая в тоже время и Богом безначальным, чтобы быть нашим оправданием, освящением, и избавлением, чтобы спасать нас погибающих во грехах; для того поставил священников, чтобы темных людей просвещать словом учения, грешных и кающихся примирять с Богом; для того установил богослужение и таинства, чтобы нас обновлять, укреплять, очищать, освящать, утешать.

Рукотворные храмы служат образом тела нашего, в котором обитает безсмертная душа по образу Божию, тела которое Господь называет через Апостола Павла «храмом Своим» и

«удами Христовыми», а потому, празднуя обновление и освящение сего храма, возлюблен-ные братия и сестры, будем сами ежедневно обновляться и освящаться через молитву и покаяние, чтение и слышание слова Божия, чрез борьбу со своими греховными страстями, привычками и наклонностями и поползновениями, через упражнение в смирении и послушании, доброхотном служении друг другу, при искреннем доброжелательстве всем и каждому, в воздержании, чистоте и целомудрии.

Братие и сопастыри, о.о. иереи! Велико и досточестно служение наше! Мы продолжаем и совершаем дело Самого Господа нашего Иисуса Христа, дело просвещения, обновления и спасения людей, искупленных Его честною Кровию. Велико от нас и требуется тщание в деле нашем. Ап. Павел дает такое наставление ученику своему Тимофею, а в лице его и нам: «Будь образ для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте; занимайся чтением, наставлением, учением; не неради о пребывающем в тебе даровании; о сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим, ибо так поступая и себя спасешь и слушающих тебя. Аминь».

Литургия окончилась в 12 часов.

После сего все священнослужители и почетнейшие из лиц были приглашены на чай к

о. Иоанну, который беседовал с ними, а затем все проследовали в нижний этаж в сестринскую трапезу, где был приготовлен обед, для всех гостей, стекшихся из различных мест. Здесь произнесена была речь игуменией Таисиею.

После обеда некоторые гости разъехались, а иные остались до завтра, узнав, что и на следующий день. Иоанн хотел отслужить божественную литургию. Последнюю он и отслужил сряду же после утрени, начавшейся в 6 ч., за которой канон читал сам. В служении литургии принимали участие 6 священников и 3 диакона. За литургией сподобились принять Св. Тайны все сестры общины и около 100 человек мирян. После литургии батюшка пригласил к себе всех участвовавших с ним в богослужении и полицейских чиновников. Затем были созваны все сестры общины, которым о. Иоанн дал общее приличное наставление, причем каждую благославил небольшою иконою. Около 2 часов по полудни о. Иоанн, напутствуемый всеобщими благожеланиями и горькими рыданиями сестер о разлуке с добрым своим отцом и благодетелем, сел в экипаж со своей спутницей Леушинской игумеией Таисией и отправился из Воронцова в обратный путь. Сестры общины, провожавшие его пением «многолетия» едва могли произносить слова от слез; плакал и весь народ. Таким образом, провожаемый пением и слезными молитвенными благожеланиями, о. Протоиерей Иоанн отбыл из Воронцова в Холм в 3-м часу пополудни.

(Псковские Епархиальные Ведомости. - 1899. - № 6. с. -176-181.)

Примечание: Игумения Таисия (Соколова Мария Васильевна: 1840 –1915)- духовная дочь Иоанна Кронштадтского из дворян Боровичского уезда Новгородской губернии. Ее мать близка к роду Пушкиных. Закончила в С-Петербурге Екатерининский институт, но скоро поступила в монахини. С 1885 года настоятельница Леушинского женского монастыря, где открыла две церковно- приходские школы для девочек, приют для сирот, два скита и строительство большого собора.

№ 8

Указом Святейшего Синода от 25 августа 1903 года за № 7679 определено при Санкт-Петербургском подворье Воронцовского женского монастыря Холмского уезда открыть штатные вакансии священника и псаломщика с тем, чтобы содержание их обращалось исключителльно на изыскание местных средств.

(Псковские Епархиальные Ведомости. - 1903. - № 19. - с. 278)

№ 9

Пфейфер Софья Петровна, рожденная Перепечина, вдова капитана, пожертвовавшая свое имение Воронцово под устройство Благовещенского женского монастыря. Скончалась в апреле 1909 года,78 лет. (Похоронена Воронцовский Благовещенский женский монастыря Холмского уезда Псковской губернии.

(Русский провинциальный некрополь. Т.1 - М.: - 1914. - с. 722)

№ 10

Список лиц, получивших право на получение медалей за 3-ю сельскохозяйственную кустарно-промышленную выставку Холмского уезда.

Отдел коневодства

2. Воронцовский женский Благовещенский монастырь за кобылу «Галка»

(Холмитянин. -1910. - № 8.)

№11

Обозрение Его Высокопреосвященством церквей и приходов Псковской Епархии с 25 июня по 8 июля 1910 года.

26 и 27 июня сего 1910 года навсегда останутся в памяти нашей скромной, еще молодой (основан в 1898) Воронцовской обители. Эти дни монастырь осчастливил своим посещением наш Псковский Архипастырь - Архиепископ Арсений.

Еще задолго до приезда Владыки монастырь тщательно готовился к достойной встрече Высокаго Гостя. Все приводилось в порядок и к моменту приезда его все носило на себе отпечаток чистоты и опрятности: святыя врата, храм и трапезная были украшены гирляндами и цветами, а дорога к храму была усыпана мелким песком и цветами... Согласно маршруту Владыка должен был прибыть сюда из соседняго погоста Троице-Хлавицы часам к 10 вечера 26 июня. Еще утром этого дня к монастырю потянулись из разных деревень богомольцы: кто пешком, а кто на лошадях. Все хотели увидеть Владыку, всем хотелось получит от Него Архипастырское благословение, почему народу собралось такое множество, что ни гостиница, ни школа, ни другия монастырския здания не в состоянии были приютить у себя всех. Поневоле пришлось расположиться вблизи монастыря под открытым небом… Погода стояла чудная. День уже склонялся к вечеру. В 5 часов пополудни начался звон ко всенощному бдению и народ; направился в храм. Часам к восьми всенощное бдение

окончилось. Стали ожидать прибытия Владыки... За монастырскую ограду, на набережную реки Куньи, вышли все сестры св. обители и все богомольцы. Чрез час показался экипаж Владыки... На монастырской колокольне начался трезвон во все колокола. Народ и сестры (певчие) быстро направились в ограду, где уже все было готово к встрече Архипастыря. У ворот обители Владыку встретила Настоятельница монастыря - игумения Таисия, старшия и младшия сестры, а в парадном крыльце с крестом и св. водою встретил его настоятель храма - священник Пантелеимон Богоявленский, который приветствовал Владыку речью, в которой просил «совершить великое и святое дело: положить начало новому храму» и помочь выполнить: еще большее желание и большее стремление: воздвигнуть твердый и нерукотворный храм в душах и сердцах наших». По окончании речи настоятеля храма Архипастырь приложился к кресту к окропил себя св. водою. Затем, в предшествии светильников, священника со святым крестом и послушницы с св. водою, Владыка вступил по лестнице в самый храм. Певчие под руководством опытной послушницы - регентши монастырскаго хора М. Дюжиковой, стройно пропели входное «Достойно есть». Краткий молебен (чин встречи архиерея) сопровождался обычным многолетием, по окончании которого Архипастырь обратился к присутствующим в храм с следующим, приблизительно, словом назидания:

«Привет Вам, батюшка. Привет Вам, матушка - игумения. Привет вам, сестры. Привет всем, которые пришли сюда встретить меня и получить мое благословение! - Благодарю вас, возлюбленные, что, не смотря на поздний час, вы прибыли для встречи меня! - Вы встречали меня как заблудившагося странника с факелами, с горящими светильниками, и в этой встрече своей мне уподобились тем евангельским пяти мудрым девам, в руках которых горели светильники полные елея, и который вошли с Женихом на брак... О, если бы, дей-ствительно, эта внешняя готовность и радость ваша была признаком внутренней, душевной готовности к встрече Небеснаго Жениха, час Котораго неведом никому из нас!...

С любовию взирал я на вашу обитель, когда подъезжал к ней. Я обратил внимание, что обитель ваша цветет и расширяется: храм окружен величественной оградой, чего раньше не было, кругом воздвигнуты новыя постройки... Все это прекрасно! Но все это, так сказать, сторона казовая, сторона внешняя... А о внутренней стороне - о своих душах имеете - ли вы заботу? При-лагаете ли свое старание, чтобы и души ваши и сердца ваши горели так же, как светятся эти светильники? Ведь благоденствие монастырей измеряется нестолько внешнею благоукрашенностью, сколько внутренними сокровенными добродетелями труждающихся. А потому, если может назваться похвальной забота иночествующих о внешнем благолучии их обители, то во сколько раз благословеннее и святее их стремление благоукрашать свои души подвигами несения воспринятых ими на себя обетов!... Ваш батюшка указал, что у вас есть два желания, два стремления: иметь внешний храм Божий и иметь такой же внутренний, и этот последний гораздо важнее и дороже перваго. Вполне соглашаясь с ним, я убедительно прошу

вас: заботьтесь более об ограде и храме внутреннем! Воспитывайте себя в христианском благочестии! Старайтесь быть чистыми душею и сердцем! Хороша высокая и длинная внешняя ограда: она защищает вас и от хищных зверей и от опасных людей, которые могут обидеть вас... Но что значит эта ограда внешняя, если нет ограды внутренней? Что значит наше тело в сравнении с душею и что значат внешние враги по сравнению с врагами внутренними, т. е. грехами? Если сердце наше нечисто, если мы греховны, то никакая внешняя ограда не в состоянии удержать и спасти нас от зла. Поэтому заботьтесь прежде всего и более всего об ограде внутренней! Ведите жизнь достойную звания «христианин», смотрите за чистотою своего сердца и души! Будьте благочестивы, устрояйте прежде внутренний храм, и когда вы это сделаете, всемогущий Господь поможет вам воздвигнуть и храм внешний!...

Да благословит же вас всех Господь Своею всесильною благодатию и да просветит вас светом Сына Своего».

По окончании этого слова назидания Владыка стал благословлять народ. С клироса неслось стройное исполнение сестрами монастыря канона 2 гласа «Во глубине поста иногда», «Под Твою милость» и иных церковных песнопений... Преподав благословение народу и всем живущим в св. обители, Архипастырь из храма направился в покои настоятельницы монастыря - игумении Таисии, где ему предложен был чай. Здесь Владыке представилось духовенство и некоторые из гостей настоятельницы. Владыка, благословив всех на сон грядущий и сделав распоряжение о предстоящей на утро служении литургии, отправился на покой в отведенную для него комнату.

Утром 27-го в 8 час. начался звон к литургии, которую совершил Его Высокопреосвященство в сослужении священннков: Благочинного о. Петра Беллавина, о.

П. Богоявленскаго, о. А. Быстрова, о. И. Ашевскаго, о. Е. Ашевскаго, о. В. Покровскаго и

о.о. диаконов И. Куликова (исполнял обязанности протодиакона), А. Щекина, А. Ильменинова и В. Серебреницкаго. Службу пел очень стройно монастырший хор... Редкое архиерейское служение привлекло столько народу, что маленькая домовая монастырская церковь не могла вместить всех молящихся: народ стоял и в корридоре и на улице... Слово за литургией произнес местный свящ. П. Богоявленсюй на текст из дневного евангельскаго чтения: «не можете Богу работати и мамоне» (Мф. 6,24), где развил две мысли: о служении Богу и служении миру. В конце литургии Владыка вышел на амвон и обратился к присутствующим в храме словом назидания, в котором, на основании евангельскаго учения и примеров, из обыденной жизни, доказал Промыслительную Божественную деятельность в мире. По окончании литургии Его Высокопреосвященство в сопровождении служащаго с ним духовенства направился к месту закладки новаго храма. Здесь было совершено малое освящение воды и по большему требнику «чин на основание храма». Величественную картину в этот момент представляла внутренность монастырской ограды. На особо устроенном помост стоит Святитель Божий, окруженный духовенством в белых блестящих ризах, а немного поодоль пестрая масса народа... Громко и внятно читает Владыка слова молитвы на освящение воды; в ней он просит, чтобы Дух Святый сошел и освятил эту воду. Каждое его слово так и стучит, так и вливается в душу и сердце каждаго молящагося... Но вот наступает момент самый торжественный и важный. Владыка берет Св. Крест и, при пении духовенством и певчими молитвы «Спаси Господи», опускает его в тут же стоящий сосуд с водою... Тысячи рук сряду же потянулись вверх, чтобы осенить себя крестным знамением, а с колокольни понесся трезвон «во вся»... Возрадовалась земля, - возрадовалось и небо: над головою всех вдруг раздался сильный удар грома... и небо прослезилось... Но это продолжалось недолго; еще момент и солнце снова засветило…. Эту минуту едва ли кто забудет из присутствующих на этом торжестве.

По окончании «чина на основание храма», Владыка с необыкно- венным воодушевлением и прочувствованностью, вызвавшими у многих слезы умиления, сказал, приблизительно, следующее:

«Слава и благодарение Господу Богу, возлюбленные, что Он, Всемогущ, сподобил нас положить начало новому храму! Благодарю всех, пришедших сюда для молитвы. Особенно благодарю того, чье сердце подвинулось на такую жертву! Сколь великая честь выпала для вас, создателей сего дома Божия! Пройдут годы и все мы вас забудем, забудут вас и ваши потомки,

но св. Церковь вас не забудет: Она, доколе будет существовать этот храм, всегда будет помнить вас, как «создателей святаго храма сего».

Еще не так давно здесь, среди этих лесов и мхов, ничего не было. Теперь же на этом месте красуется св. обитель и, как маяк на море, она светит и освещает эту пустыню. Над основанием этой обители, этого светоча в пустыне, много потрудился угасший недавно светильник земли Русской - незабвенный молитвенник о. Иоанн Кронштадтский. Им освящено и место настоящей закладки храма... И почем знать, может быть, его праведная душа давно созерцала, а его вещему сердцу тогда уже преподносилось настоящее торжественное событие... Ныне же, дух его, несомненно, витает среди нас...

И так, чрез несколько времени, здесь будет воздвигнут храм Господу Богу, где будут возно-ситься молитвы и где будет совершаться безкровная жертва Тела и Крови Христовой. Отныне здесь возсияет благодать Божия. Пусть же среди этой пустыни и среди этих лесов возвышается эта св. обитель и храм сей святый и светом благодати Христовой просвещает сердца и умы всех приходящих в эту духовную сокровищницу"!

По окончании этого слова Архипастырь с духовенством проследовал опять в монастырский храм, где произнес отпуст и преподал всем для лобызания св. крест.

Служба окончилась в первом часу дня, после чего Владыка из храма направился в покои настоятельницы, где был предложен чай, а в час пополудни состоялась скромная трапеза в общей монастырской трапезной. После обеда Владыка принимал некоторых просителей, а затем посетил квартиру местнаго священника П. Богоявленскаго, где за чашкою чая милостиво беседовал с ним. Перед отъездом Архипастырь обошел всю монастырскую ограду, осматривал материал, заготовленный для новаго храма, и затем, сев в коляску, проехал к кирпичному заводу, где осматривал обжигальныя печи и вообще интересовался выделкою кирпичей...

В шесть часов пополудни Владыка, преподав сестрам наставление: как жить и как вести себя, и благословив всех живущих в св. обители, отбыл, при пожеланиях дальнейшаго счастливаго путешествия, в пог. Волок, отстоящий от монастыря в 15 верстах.

(Псковские Епархиальные Ведомости. - 1910. - № 19. С. 300-305)

<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: