Милость Господа к Своему преданному




Слава самоотверженности

 

Как писал Кришнадас Кавирадж в «Шри Чайтанья-чаритамрите»: «Этот мир устроен так, что слава и почет следуют за теми, кто безразличен к ним». Такова мирская слава и случай с Мадхавендрой Пури — подтверждение этому. Куда бы он ни направился, его повсюду узнавали. В конце концов, он смирился с этим, решив, что такая ситуация, возможно, имеет и положительную сторону, ибо поможет ему собрать сандалового дерева для Гопала. Царские министры, придворные и служители Джаганнатха-дева считали за честь засвидетельствовать свое почтение Мадхавендре Пури, и он обратился к ним с просьбой о помощи. На пути из Ориссы к сандаловым рощам путника подстерегали многочисленные опасности со стороны млеччхов, но покровительство царя могло обеспечить ему надежную защиту. Кроме того, царю принадлежали огромные леса, в которых во множестве росли сандаловые деревья. Ему предоставили двоих человек, и, набрав древесины, они отправились во Вриндаван. И вновь все узнавали и принимали Мадхавендру Пури с величайшим почетом и уважением. Служители Гопинатха преподнесли ему много кшира и другого прасада.

Милость Господа к Своему преданному

 

Ночью Мадхавендре Пури приснился сон, в котором Гопал сказал ему: «Гопинатх и Я суть Одно — тебе вовсе необязательно везти сандаловое дерево во Вриндаван. Предложи его Гопинатху, проведи полную церемонию поклонения Ему, и таким образом Я приму сандал».

Проснувшись, Мадхавендра Пури подумал: «Как милостив ко мне Гопал! Он опять наставил меня». Он нанял еще двоих человек, чтобы растереть в порошок привезенное дерево и затем, предложив благовонную пасту Гопинатху, умастил Его тело.

Каждый день Мадхавендра Пури приходил на арати Гопинатху. По милости Мадхавендры Пури были устроены пышные и щедрые празднества, в которых приняли участие тысячи людей. Гопал был очень доволен его служением. Он сказал ему: «Тебе не нужно возвращаться во Вриндаван, ты сможешь видеть меня здесь, в Ремуне. И так ты достигнешь всего».

Мадхавендра Пури остался в Ремуне, и некоторое время спустя покинул этот мир. Мы видели в Ремуне небольшой по размерам прекрасный храм—самадхи Шрилы Мадхавендры Пури.

Разлука Шрилы Пурипада

 

Рассказывая историю Шрилы Мадхавендры Пури, Махапрабху испытывал самозабвенный восторг. Перед своим уходом Мадхавендра Пури был до безумия опьянен кришнапремой, божественной любовью, и очень страдал, ощущая разлуку с Кришной. Эти страдания вызывали у него неудержимые потоки слез.

Ишвара Пури служил Мадхавендре Пури в последние дни его пребывания в этом мире. Служение Ишвары Пури проявлялось даже в самом мельчайшем, за что Мадхавендра Пури очень превозносил своего ученика. Пребывая в состоянии глубокой печали, Мадхавендра Пури пел одну шлоку. Махапрабху слышал ее от Ишвары Пури и там, в Ремуна-дхаме, Он поделился ею со Своими преданными.

айи дӣна-дайа̄рдра-на̄тха хе
матхура̄-на̄тха када̄валокйасе
хр̣дайам̇ твад алока-ка̄тарам̇
дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхъя-лила 4.197)

 

Воспевание этой шлоки вновь и вновь переполняло Махапрабху экстатическими чувствами. Он говорил, что эти стихи есть не что иное, как слова Самой Радхарани, раскрывшиеся в сердце Мадхавендры Пури. Кришнадас Кавирадж дал им свое прекрасное толкование:

эи ш́лока кахийа̄чхена ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
та̄̐ра кр̣па̄йа спхурийа̄чхе ма̄дхавендра-ва̄н̣ӣ
киба̄ гаурачандра иха̄ каре а̄сва̄дана
иха̄ а̄сва̄дите а̄ра на̄хи чхаут̣ха-джана

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхъя-лила 4.194, 195)

(Разлука Шри Радхи)

 

Радхарани испытывала сильнейшие муки в разлуке с Кришной, и Ее настроение отразилось в этих стихах. Эта боль разлуки с Кришной проявилась в сердце Мадхавендры Пури. Махапрабху говорил, что на земле нет человека, способного до конца понять значение этой шлоки. Ее воспевала Радхарани, и эти слова, явившиеся в сердце Мадхавендры Пури, охватили его страданием божественной разлуки. И сейчас Он, Гаура Махапрабху, Шри Чяйтанья Махапрабху ощущает настроение, выраженное в этой шлоке. Никому более не дано по-настоящему понять ее смысл.

Когда я слышал эту шлоку от Шрилы Гуру Махараджа, я думал: «В этот мир приходил Нитьянанда Прабху, ученик Мадхавендры Пури, в него нисходили великие святые. Однако Кавирадж Госвами пишет: «На этой земле нет четвертого человека, кто мог бы до конца прочувствовать ее, такое богатство заключно в этой шлоке».

Все попытки осознать глубинный смысл этих строк обречены на провал. Его можно понять только по милости Радхарани. Когда же это произойдет? По всей вероятности, никогда; лишь благодатная милость Радхарани, проливающаяся на нас через Гурудева, может наполнить наши сердца страданием разлуки.

От Гуру Махараджа мы слышали различные толкования этой шлоки. Когда он произносил ее, меня всегда поражало необыкновенное выражение его лица. В нем можно было уловить отражение глубочайших божественных переживаний и восприятия самых высоких и тончайших качеств Божественной Реальности.

Все, что Махапрабху Чайтаньядев дал этому миру, заключено в этой шлоке, выражающей саму суть кришна-премы. Гуру Махарадж объяснял нам, что она выражает оттенки различных настроений преданного служения. Но много ли мы можем ощутить? Не стоит даже думать об этом. Кавирадж Госвами предупреждал о том, что необходимо ясно осознавать собственное положение:

эи ш́лока кахийа̄чхена ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
та̄̐ра кр̣па̄йа спхурийа̄чхе ма̄дхавендра-ва̄н̣ӣ


(Чайтанья-чаритамрита, Мадхъя-лила 4.194, 195)

 

Если бы Радхарани не была милостива к Мадхавендре Пури, эти слова никогда бы не проявились в его сердце, и он не смог бы их воспевать. Сам Господь, приняв образ Гауранги Махапрабху, переживал настроение, выраженное в этой шлоке — настроение Кришны с сердцем и сиянием Радхарани. Поэтому Кришнадас Кавирадж говорит о том, что нет, поистине, четвертого человека, способного понять ее совершенно.

И все же, милостью Мадхавендры Пури это настроение может проявиться в нашем сердце. Но ожидать его мы не вправе.

Мы находимся в суетном, полном иллюзий мире. Лишь тогда, когда пелена заблуждения спадет с наших глаз и духовный мир раскроется нашему взору, мы, по милости Радхарани, принимающей наше служение в образе Гурудева, получим способность к осознанию реалий мира души.

Вы знаете известную шлоку из «Брахма-самхиты»:

ш́рийах̣ ка̄нта̄х ка̄нтах̣ парами-пуруш̣ах̣ калпа-тараво
друма̄ бхӯмиш́ чинта̄мини-ган̣а-маиӣ тойам амр̣итам
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхӣ
чид-а̄нандам̇ джиотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча
са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н
нимеш̣а̄рддха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣
бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇
видантас те сайтах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе

 

(Там, где возлюбленные — духовные богини процветаниям Высший Супруг, Кришна — единственный их Возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля создана из духовных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — любимейший друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса; из вымени миллиардов коров Сурабхи там вечно струится великий океан молока, и вечно в настоящем — божественное время, в котором неразделимо существуют прошлое и будущее... Той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире не ведомо то место, лишь очень немногим чистым преданным, а те знают его под именем Голоки.)

Нетрудно заметить, что этот отрывок и комментарии Кавираджа Госвами и Бхактивиноды Тхакура говорят об одном и том же. Бхактивинода Тхакур добавляет: «Если вы полагаете, что знаете о Кришне все, вы находитесь в плену собственных иллюзий».

Нам довелось видеть многих, обладающих, по собственному мнению, весьма глубокими знаниями о Кришне. Однако все эти люди попросту заблуждаются. Приведенная шлока из «Брахма-самхиты» свидетельствует: «Мало кто из святых возвысился духом до понимания этого, почти никто. Среди многих тысяч святых, садху, преданных, едва ли найдется один, способный проникнуть в сие». Такова чистая линия учения Шрилы Рупы Госвамн. Он дал совершенное знание, которое, однако, не откроется тому, в ком нет преданности Шри Чайтанье Махапрабху. Слова Кавираджа Госвами, с одной стороны, могут звучать обескура­живающе, но они, все же, не лишают нас надежды попасть в обитель, исполненную крииша премы.

чинта̄ман̣и прикара-садмасу калпа вр̣кш̣а
лакш̣а̄вр̣итеш̣у сурабхӣр абхипа̄лайантам
лакш̣мӣ сахасра ш́ата-самбхрама-севйама̄нам̇

 

говиндам а̄ди пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми

(Шри Брахма самхита, 29)

 

(Окруженному миллионами древ желаний, в обители из множеств исполняющих все желания самоцветов, Хранителю коров-дарительниц изобилия, кому всегда с великой любовью служат сотни тысяч богинь Лакшми. Ему, предвечному Господу Говннде, я поклоняюсь.

Как прекрасны эти слова! Их принес в этот мир Сам Махапрабху. Здесь мы не в состоянии постичь ту божественную любовь, которую испытывают все существа, пребывающие в надмирной обители Кришны. Но однажды, по милости Гурудева, она, возможно, проявится в наших сердцах. Поэтому мы всегда преисполнены надежд, и ничто другое не может доставить нам истинного счастья.

Так учил нас Шри Гурудев. Шрила Рупа Госвами говорил: птица чатака никогда не станет пить воду, упавшую на землю. Но несколько капель из грозового облака могут полностью утолить ее жажду. Вода есть повсюду; в прудах, реках, океане, но чатака не притронется к ней. Такова природа этой птицы.

Грозовое облако может поразить ее ударом молнии, но она не перестает славить его.

Это — чистота и преданность. Шлока Махапрабху совершенным образом раскрывает нам представление об этом. «Я не хочу иного: мне не нужно ничего, кроме Твоей милости. Пожалуйста, даруй ее мне».

Дас Госвами молил об этой милости. Шри Рупа Санатана, Шри Джива Госвами, Шри Рагхунатх дас Госвами. Все они пребывали в таком настроении, и они суть наше сердце, наша жизнь:

ашабхараир амрита-сипдхух майаих катхасчит
кало майатигамитах кила сампратам хи
швам чет крипам майи видхасйаси наива ким ме
пранаир врадже на ча барору бакаринапи

 

«О, Радхарани, я уповаю только на то, что Ты прольешь на меня Свою милость, и надежда на это поддерживает всю мою жизнь». Когда Рагхунатх дас писал эти слова, ему было около 80—82 лет.

«Все, что у меня есть в жизни — это жажда Твоей милости. 3 Это все, чего я хочу. Без Твоей милости мне не нужен даже Сам Кришна. Что я стану без нее делать? И милость Кришны мне не нужна. Если Кришна придет ко мне, я скажу Ему: «Подожди, пожалуйста: я могу говорить с Тобой только с позволения Радхарани». Всю жизнь, о, Радхарани, я молю о Твоей милости, она — моя единственная цель. Только поэтому я живу во Враджа-дхаме. Если Ты не одаришь меня ею, мне нет дела даже до отношений с Кришной».

Это особый вид преданности. Мы утверждаем, что Кришна — Всевышний Господь, но здесь выясняется, что для рупануга— вайшнава Кришна не стоит на первом месте.

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам

 

«Кришна, Говинда, есть Всевышний Господь. Его божественный образ вечен, исполнен знания и блаженства; Он — причина всех причин».

Таково верховное положение Кришны. Но какую ценность оно имеет для вайшнавов в линии рупануга? Они очень близки ашрая-виграхе, Шримати Радхарани, и всегда находятся под Ее покровительством. Радхарани направляет все Свои силы на служение Кришне, а они снабжают Ее атрибутами поклонения, предложенными с великой преданностью.

Гуру Махарадж отговаривал меня от строительства слишком большого количества матхов, так как это может обернуться немалыми хлопотами. Как-то раз я обратился к нему: «Махарадж, за последнее время наша семья очень выросла. Преданные приезжают в Пури-дхаму и во Вриндаван, но там им негде остановиться; они вынуждены снимать номер в гостинице или искать какое-нибудь жилье поблизости. Если Вы позволите, я постараюсь устроить что-нибудь в Пури-дхаме или во Вриндавана-дхаме». Махарадж дал согласие на обустройство скромного Жилья но Вриндаване, Пури и Навадвипе. Я добавил, что поскольку Калькутта является для преданных перевалочным пунктом, там тоже необходимо обеспечить им какое-то жилье. Гуру Махарадж разрешил и это.

Именно тогда Гуру Махарадж сказал: «Если ты будешь что-нибудь строить во Вриндаване, пусть это будет поблизости от Говардхана. Тогда мы сможем находиться неподалеку от Радха-кунды, вблизи того места, где Радха-Говинда наслаждаются своими играми. Мой Гуру Махарадж Прабхупада Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «Выходя ранним утром из Говардхана, мы во просьбе Радхарани соберем цветы у Кусум-саровара и молоко в окрестных селениях. После этого мы направимся к Радха-кунде, где будем служить Радхе-Говинде, а когда Они уйдут отдыхать, вернемся в наше жилище у лотосных стоп Говардхана».

Таким было желание Шрилы Сарасвати Тхакура и Шрилы Гуру Махараджа. Милостью Шрилы Гуру Махараджа нам удалось, но мере сил, обустроить место, где преданные всегда могут найти приют — здесь проявилась Шри Дайита даса сева кунджа. Построенный ашрам мы назвали «Шрила Шридхар Свами севаашрам.

Исключительность линии Шри Рупы

 

В этом мире чрезвычайно трудно обрести чистую преданность в линии Шрилы Рупы Госвами. Тот, кто считает ее легкодоступной, будет неизбежно обманут и рискует оказаться в черной дыре пракрита сахаджиизма, откуда выбраться почти невозможно. Вы расшибете себе лоб в поисках легких путей, и, вместе с тем, она может явить себя безо всяких усилий по милости гуру, по милости Радхарани.

Прежде всего, нужно научиться ждать, и Рагхунатх дас показал нам, каким долгим может оказаться такое ожидание. Он ждал всю свою жизнь, а между тем кто он? Он — одна из спутниц Радхарани, но в гаура-лиле он явил свои игры в глубочайшем настроении разлуки с Радхой-Говиндой.

Все Госвами являются спутниками Радхи-Говинды, Они — вечные участники кришна-лилы, но в маха-бхаумья-лиле их жизни прошли в настроении единения в разлуке.

Все это было явлено благодаря первому ростку кришнапремы, Мадхавендре Пурипаду. Прабхупада Сарасвати Тхакур так говорил о Мадхавендре Пури:

мадхавендра пуривара, шишйавара шри—ишвара,

нитйананда, шри адваита вибху ишварапурике дханйа,

карилен шри—чаитанйа, джагад—гуру гаура махапрабху

 

В Бенгалии существует поговорка: Туру узнается по его ученику». Мадхавендра Пури велик и велики его ученики: Ишвара Пури, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху. Все они, придя в этот мир, стали его учениками. В кришна-лиле их положение неизмеримо высоко, и они явили себя величайшими последователями Мадхавендры Пури.

Шрила Прабхупада прибавлял к этим полным высочайшего почтения и благоговения словам, что Гаура Махапрабху наделил Своей милостью Ишвару Пури, приняв от него мантру и став его учеником. Сегодня день ухода такой великой личности как Мадхавендра Пури. Этот день, кода мы прославляем божественные игры Мадхавендры Пури и возносим благодарность Его Божественной Милости, можно считать одним из самых важных в нашей духовной жизни.

Солнце восходит и заходит, но это не значит, что оно рождается и умирает. Приход и уход чистого вайшнава подобен восходу и заходу солнца. Оба они несут животворный свет блуждающим в темноте иллюзии душам этого мира. Покинув небосклон, они продолжают согревать своей милостью тех, кто помнит о них.

Мы знаем, что Прабхупада Сарасвати Тхакур, Шрила Гуру Махарадж и другие ученики Сарасвати Тхакура воспевали «Гуру—парампару» как с самого начала, так и с середины.

С середины означает пение от слов махапрабху шри чаитанйа, радха-кришна нахе анйа. Когда же необходимо поддержать формальный престиж сампрадаи, мы воспевам «Гуру-парампару» от слов кришна хайте чатур-мукха, хан кришна-севонмукха. И все же, истинное начало нашей сампрадае положил Шрила Мадхавендра Пурипад.

 

ГЛАВА 13

Путь рупануга сампрадайи

из выступления в Москве 19 августа 2002 года

Здесь, в России меня встречают сотни любящих преданных, верно следующих нашим принципам. Сегодня я здесь, с вами, а завтра, если на то будет воля Кришны, я улечу в Индию. Но я очень счастлив встрече с российскими преданными. Мои благословения всем последователям Шри Чайтанья Сарасват Матха и мои дандават-пранамы всем ныне живущим гуру-вайшнавам.

Я хотел бы сказать несколько слов. То, что я наблюдаю в России, можно назвать чудом. Я вижу, как все российские преданные следуют сознанию Кришны, и поражаюсь этому. Наша российская миссия очень быстро растет. Много людей принимает посвящение и становятся преданными Гуру Махараджа, Шри Чайтанья Сарасват Матха и Махапрабху. Наша проповедническая миссия в России развивается очень успешно, и никто не может понять, как российские преданные приобрели все необходимые качества, но я вижу и знаю, что это так. Я вижу, что их сердца очень чисты, и в них нет никаких скрытых побуждений, а кроме того, эти преданные полны терпимости и смирения.

Россия долгое время была страной, избравшей свой, особенный путь развития. Мы знали ее как страну коммунизма, но сейчас ее политический строй изменился. Приезжая сюда, я вижу людей, открывших свои сердца сознанию Кришны, в которых живет дух смирения и терпимости. С каждым днем все больше и больше их приходит в движение сознания Кришны, и такого я не видел нигде. Я был болен, вы знаете, у меня был инсульт. Не скрою, мне очень хотелось увидеться с преданными. Когда Джаганнатх Валлабха Прабху позвонил мне от имени российских преданных, я решил приехать сюда. Вместе со мной приехали Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, Шрипад Джанардан Махарадж, Чидананда Прабху, Шрипад Гири Махарадж, Сурешвари Диди, очень много американских преданных.

Наша проповедь очень проста и понятна для людей. Они видят, что сознание Кришны может преодолеть любые границы. Оно может проникнуть в сознание не только людей, но даже растений, животных, кого угодно. Сердца людей преисполняются верой, и они начинают со смирением, терпимостью и почтением к другим практиковать сознание Кришны. У себя дома каждый живет соответственно своим предпочтениям и возможностям, но тут все преданные живут в одинаковых условиях. Здесь еще не созданы все условия условия для комфортного проживания, и люди вынуждены переносить определенные тяготы, несравни­мые с привычными удобствами собственного жилья. Но приехать сюда и жить с преданными — это их выбор. Они приехали, потому что им это нужно, у них много вопросов, и они хотят услышать на них ответы.

Сегодня мы с преданными размышляли об этом. Проповедь в России проходит прекрасно. Если у меня не будет возможности приехать сюда опять, значит я не смогу исполнить одно из своих самых заветных желаний. Я действительно очень хочу вновь приехать сюда. Я был здесь уже шесть раз, и, приезжая сюда снова и снова, я вижу, что Россия очень благоприятное место для проповеди сознания Кришны. Весь мир с интересом рассматривает такое явление, как русский характер, и нам открывается сердце этого народа, его душа и образ мышления. Трудно поверить, что ваша страна на протяжении многих лет исповедовала атеизм, потому что каждый человек здесь тянется к Богу. Такое у меня ощущение. Как бы там ни было, сознание Кришны не знает границ, и сейчас оно пришло в Россию.

Я слышал, что Свами Махарадж хотел проповедовать в России, но ему не дали возможности для этого. Из аэропорта он поехал в одну из московских гостиниц, а затем покинул страну. В то время Бхакти Судхир Госвами Махарадж, которого тогда звали Дхира Кришна брахмачари, представлял в России учение Прабхупады, но он был вынужден действовать подпольно. Это не могло быть открытой проповедью. Ананта Шанти Прабху, который пытался открыто проповедовать сознание Кришны, оказался за решеткой и провел в тюрьме двенадцать лет. Но все изменилось благословениями Шрилы Прабхупады и Шрилы Гуру Махараджа. Теперь сознание Кришны, пребывающее в сердце каждого живого существа, переполняет собою все.

Кришна предстает в трех аспектах: Брахмачари, Параматма и Бхагаван. Бхагааан это Верховная Божественная Личность, Он и есть Кришна; во всем мире людям известно, что Всевышний Господь Кришна. Но понять положение Параматмы немного труднее, потому что она пребывает с дживатмой в сердце каждого живого существа. Наши Писания, «Упанишады», говорят о двух птицах, одна из которых погружена в деятельность, а другая наблюдает за ней. Активная птица — это дживатма, а наблюдающая Параматма. Такое сравнение приводят «Упанишады».

Здесь сознание Кришны распространяется от сердца к сердцу, и каждый день оно привлекает все больше и больше удачливых душ. В этом году приняли посвящение несколько сотен преданных, и уже тысячи их практикуют сознание Кришны. Это произошло настолько быстро, всего за несколько лет, что, поистине, просто не верится! Мне так полюбились российские преданные, что я очень хочу вновь встретиться с ними. Мне может нездоровиться или одолевать слабость, но я не обращаю на это внимания, потому что Гуру Махарадж дал мне наказ проповедовать сознание Кришны. Выполняя его указание, я пытаюсь проповедовать по всему миру. Возможно, скоро я поеду в Америку, но мне не забыть Россию. Сердца русских людей так искренни и радушны, что я даже не мог себе представить. Приезжая сюда, мы видим результаты их усилий, их душевный настрой, их преданное служение, чистые помыслы, а также то, насколько они терпимы. Я думаю, что они — вайшнавы по природе своей, искренние друзья вайшнавов, вайшнавской сампрадайи, и потому здесь каждая проповедническая миссия имеет так много горячих приверженцев. Что я могу сказать больше?

Сегодня благословенный день, особенно для меня, потому что в этот день я получил дикша-посвящение от Гуру Махараджа, и кроме того, сегодня день ухода Шрилы Рупы Госвами Прабху. Этот день очень дорог для меня, и сейчас я расскажу об играх Рупы Госвами Прабху, а также о том, почему Махапрабху и Его ученики называют свою линию Рупануга-сампрадайей.

Сегодня день ухода Рупы Госвами Прабху и Гауридаса Пандита. Оба они являются нашими величайшими наставниками и Махапрабху Чайтаньядев дал нашей сампрадайе название Рапануга сампрадая. Почему Махапрабху дал ей такое имя? Впервые Махапрабху встретился с Рупой и Санатаной в районе Рамакели. Тогда Махапрабху дал нм посвящение, а позже решил сделать Рупу Госвами Своим преемником. Если мы станем придерживаться поверхностной точки зрения, то увидим, что Шри Чайтанья принял Свое решение несколько позже. Однако, на самом деле, взаимоотношения между Махапрабху и Рупой-Санатаной вечны. Махапрабху невозможно понять без Рупы-Санатаны, а Рупу-Санатану нельзя постичь без Махапрабху.

Их взаимоотношения становятся более попятными в Пури- дхаме. В Святой Дхаме, Рупе Госвами открылось, как ясновидцу, что переживает в Своем сердце Махапрабху, и, восприняв эти переживания, он сложил одну шлоку. Когда Махапрабху прочел ее, то, не скрывая Своего удивления, спросил Рупу Госвами, ласково потрепав его по плечу: «Откуда тебе известно, что у Меня на сердце?» И, обращаясь к Сварупа Дамодару, Он повторил: «Откуда Рупа Госвами знает, что у Меня на сердце?» И Сварупа Дамодар ответил:

«Ты наделил Рупу всем, поэтому Твое сердце для него — открытая книга». Махапрабху, который всегда отличался необычайным смирением и постоянно говорил: «Я никто и ничто», на это, против обыкновения, произнес: «Да, Я отдал Рупе все».

Когда в самом сердце Пури-дхамы Махапрабху представлял собравшимся Рупу Госвами как Своего преемника, судьей выступал Рамананда Рай. Там было много достойных и очень сведущих в науке сознания Кришны лиц, таких как Адвайта Ачарья, Сварупа Дамодар и другие. Махапрабху, в окружении этих возвышенных душ, обратился к Рупе Госвами: «Рупа, Я знаю, ты сейчас пишешь «Лалита-Мадхаву». Рупа очень смутился, но Махапрабху продолжал: «Почитай что-нибудь из твоей книги, чтобы все, присутствующие здесь, услышали эту поэтому». Рупа, предпочитавший всегда оставаться в тени, пытался отказаться, но Махапрабху настаивал, и Рупе пришлось, шлока за шлокой, прочесть свое произведение. Оно настолько восхитило слушателей, что они в великом изумлении стали вопрошать Махапрбху: «Каким образом Рупа смог достичь таких глубин познания? Это немыслимо. Ты, должно быть, наделил его особой силой, которая позволяет ему совершеннейшим образом понимать самые тонкие и возвышенные истины сознания Кришны?»

Махапрабху не стал итого отрицать. Он сказал; «Да, это так, но, все же, этого недостаточно. Нужно, чтобы и вы дали ему свои благословения. Тогда то, что он получил, обретет в нем полное совершенство. Одного лишь Моего благословения и Моей воли мало, кроме них, необходимо благословение и желание с вашей стороны. Тогда он с полным правом вступит в свои полномочия».

Затем собравшиеся вайшнавы благословили Рупу Госвами, и с того дня считается, что Махапрабху возложил на Рупу Госвами полномочия быть Его представителем. После ухода Махапрабху все следовали Дасу Госвами, Сварупе Дамодару и Рупе-Санатапе. Но Сварупа Дамодар, Дас Госвами, Санатана и другие Госвами единодушно почитали Рупу Госвами как представителя сампрадайи Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махаирабху не писал книг, не оставил письменных свидетельств Своего учения, но Рупа-Санатана в своих трудах всеобъемлюще представили Его концепцию. В этом им помогали Сварупа Госвами, Рагхунатх Госвами, Шри Джива Госвами, Гопал Бхатта Госвами и все остальные Госвами. Санатана Госвами был гуру Рупы Госвами, но и он полностью поддержал его, когда сампрадая явила себя как Рутгануга сампрадая. Джива Госвами был непосредственным учеником Рупы Госвами и хранителем сокровищ всей Гаудия-сампрадайи.

Шрила Гуру Махарадж сложил одну шлоку о Шриле Бхактивиноде Тхакуре. Махапрабху утвердил Рупу Госвами в качестве ачарьи Своей сампрадайи и Своей Божественной концепции сознания Кришны. Он наделил Рупу Госвами верховными полномочиями. Сварупе Госвами известно все, и он, без сомнения, учитель сампрадайи. Санатана Госвами, являясь гуру Шри Рупы, всецело поддерживал верховное положение Рупы Госвами, потому что этого хотел Шри Чайтанья Махапрабху. Рупа Госвами подарил учение Шри Чайтаньи Махапрабху всему человечеству. Когда бы ни возникали трудности, когда бы ни появлялась оппозиция, Джива Госвами блестяще отстаивал учение Шри Чайтаньи Махапрабху от любых атеистических нападок или возражений со стороны других религиозных течений. Чтобы защитить учение Рупы Госвами, он написал много трудов в его поддержку.

Шукадев Госвами преподал сознание Кришны в «Шримад-Бхагаватам». Об этом же поведал Господь Шива в тантре и Господь Брахма в качестве сампрадая-гуру.

Бхактивинода Тхакур дал чистое сознание Кришны, выражающееся в поклонении Нанданандане Шри Кришне и служении Шри Радхике. Такова концепция, которую открыл нам Шрила Бхактивинода Тхакур. Такова наша гуру—парампара, нисходящая через Рупу и Дживу Госвами. Затем она продолжалась через Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, который перед своим уходом из этого мира передал свои полномочия Шриле Гуру Махараджу. Поэтому все признают нашего Гуру Махараджа, Ом Вишнупада Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, рупануга-ачаръей. Поэтому все ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура почитали Шрилу Гуру Махараджа рупануга-ачарьей.

Таков путь нашей сампрадайи, и всем известно, что передача полномочий происходила от сердца к сердцу, и таким образом она пришла к Шриле Шридхару Махараджу. Именно поэто­му Шрилу Гуру Махараджа почитали даже его противники. Множество учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура приняли санньясу у Гуру Махараджа. Среди них были такие возвышенные вайшнавы, как Шрила Кешава Махарадж, Шрила Бхагавата Махарадж, Шрила Ачарья Махарадж, Шрила Парамахамса Махарадж, Шрила Мадхусудана Махарадж. Все они считали, что Шрила Сарасвати Тхакур передал свои полномочия Рупануга—сампрадая-ачаръи Гуру Махараджу.

Сегодня — день ухода Шрилы Рупы Госвами. Я надеюсь, что мне удалось что-то рассказать о нем. Я хочу сказать преданным во всем мире, что они очень милостивы ко мне, они очень рады услышать что-то от меня, поэтому я пытаюсь сейчас рассказать о Шриле Рупе Госвами. Я с почтением предлагаю всем преданным свои дандаваты. Я предлагаю свои дандаваты всем, кто пришел в Рупануга-сампрадайю и следует ее принципам как практикующий, учитель или ученик.

 

 

ГЛАВА 14

Преемственность Махапрабху

Духовные братья Шрилы Гуру Махараджа всегда выражали Его Божественной Милости свое самое искреннее почтение. Один из них писал мне, что пока Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж освящает своим присутствием эту землю, они будут продолжать приходить сюда, потому что общение с ним является для них настоятельной потребностью — Они говорили, что слушая Шрилу Шридхара Махараджа, они всегда ощущали, что находятся под сенью Прабхупады Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура.

Они все воздавали такие почести нашему Шриле Гуру Махараджу. Почему? Цель их жизни — служение Шри Шри Радхе-Говинде. И они понимали, что такое служение приходит через их Шри Гурудева, Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Тхакура. Зная, что их Гурудев передал свою божественную силу Шриле Шридхару Махараджу, они понимали, что милосердная сила Гурудева теперь милостиво присутствует в нем. Именно по этой причине они постоянно приходили к Шриле Гуру Махараджу.

Они оставили все мирские блага и жизненные устремления и присоединились к миссии ради служения Радха-Кришне, Прабху Нитьянанде и Махапрабху. Как обрести это Служение? Это служение могут даровать только Милость Вайшнавов и Милость Шри Гуру. Они это очень ясно понимали. Поэтому, несмотря на свое высокое личное положение, ни на что, время от времени они приходили к Шриле Гуру Махараджу. Они рассказывали ему о своей проповеднической деятельности, о стиле проповеди, и были очень счастливы, видя его радость.

Во встречах вишва-вайшнавуа-раджа-сабхи, организуемых наших матхом, обычно принимало участие много духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа. Шрила Гуру Махарадж всегда предоставлял место председательствующего Шрипаду Шриле Госвами Махараджу, хотя Шрипад Госвами Махарадж был его санньяса-учеником. Шрила Гуру Махарадж знал, что Шрипад Госвами Махарадж занимает, по общему признанию, очень высокое положение в Гаудия-миссии. Поэтому он неизменно предлагал место председательствующего ему.

Однажды Шрипад Госвами Махарадж, исполняя обязанности председателя собрания, прочел в высшей степени необычную лекцию. Он сказал, что ему, как и многим другим проповедникам, очень важно знать, как оценивает качество их проповеднического стиля Шрила Шридхар Махарадж. Он использовал слово «симхавалокана ». «Мы проповедуем, разъезжая по всему миру, — сказал он, — но время от времени оглядываемся, чтобы увидеть, доволен ли нашей проповеднической деятельностью Шрила Шридхар Махарадж». С имхавалокана означает действия льва, который, идя вперед, иногда оглядывается, осматриваясь позади себя. Этим примером Шрипад Госвами Махарадж показал, как много значит для проповедников оценка Шрилы Гуру Махараджа, насколько он одобряет их работу.

Рупануга-сампрадая

Рупа-Сарасвати-дхара-декхена-томате. Руна Госвами Прабху — величайший представитель наставнической линии Шри Чайтаньи Махапрабху. Фактически, мы не называем нашу сампрадаю «Чайтанья-сампрадаей». Правильнее говорить — Рупануга-сампрадая.

Махапрабху пожелал утвердить Рулу Госвами в качестве Гуру Своей салпрадайи. Тот самый поток, что явил себя через Рупу Госвами, струится через Шрилу Гуру Махараджа. Поэтому все преданные Шрилы Сарасвати Тхакура почитают Шрилу Гуру Махараджа. Они всегда показывали это и до сего дня придерживаются такой позиции.

Рупа Госвами Прабху был утвержден ачарьей Шри Чайтаньей Махапрабху. Чтобы понять это, необходимо прежде всего принять прибежище «Шри Чайтанья—чаритамриты». Там это очень ясно изложено. Придя в этот мир, Махапрабху Своею славой показал, что Он есть Сам Господь. В то время Рупа и Санатана были чиновниками высшего уровня власти в бенгальском правительстве. Вместе с тем, они были преданными Кришны. Они ощутили Его нисшествие и пытались понять в каком месте эго произошло.

Узнав о возвышенной славе Махапрабху, они решили встретиться с Ним, и с первых же мгновений встречи им стало ясно, что прекрасный Шри Кришна явился здесь. Шри Рупа и Шри Санатана были по-особому связаны с Господом. В ту пору их звали, соответственно, Дабир Кхае и Сакар Мал лик. Санатана Госвами занимал пост премьер-министра, а Рупа Госвами — министра финансов.

Внешне они были царскими министрами, но внутренне все­да искали кришна премы. Нимая Пандита, Махапрабху Гаура-сундара, они увидели как сияющий светоч.

Много других великих душ знало Божественную Личность Махапрабху в бесконечном мире и было связано с Ним. В их числе были Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур, Шривас Пандит, Гададхар Пандит и Пундарик Видьянидхи.

Тайная встреча

 

Итак, Рупа и Санатана тайно встретились с Махапрабху и уверились в том, что Он воистину является их Господом. Все, чего они хотели — это служить Ему.

Обычно преданные встречались и составляли планы на будущее. Они знали, что Махапрабху должен скоро принять санньясу и ожидали этого дня. Когда же наконец Рупа и Санатана услышали, что Махапрабху действительно принял санньясу, их тяготение к Нему увеличилось еще больше. Когда Махапрабху шел во Вриндаван через Набадвии и Рамакели, за Ним в санкиртане следовали тысячи людей. Тогда же Руна и Санатана тайно встретились с Махапрабху в селении Рамакели.

Рупа и Санатана жили неподалеку от Рамакели. Ночью они, сменив богатые одежды на простые дхоти преданных, пришли к Махапрабху. Зажав в зубах травинки, они пали к Его лотосным стопам со словами:

мат-тулйо на̄сти па̄па̄тма̄ на̄пара̄дхӣ ча каш́чана

париха̄ре ’пи ладжджа̄ ме ким̇ бруве пуруш̣оттама

«Мы так ничтожны и недостойны... Мы не заслуживаем чести предстать перед Тобой. Мы самые падшие — пожалуйста, спаси нас!». Их настроение Преданности тронуло сердце Махапрабху. Он обнял их и сказал: «Не горюйте. Возвращайтесь назад и продолжайте свою жизнь».

До этого Рупа и Санатана часто писали Махапрабху, и Он ободрил их словами:

пара-вйасанинӣ на̄рӣ вйагра̄пи гр̣ха кармасу
тад эва̄сва̄дайатй антар нава-сан̇га-раса̄йанам

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхъя-лила 1.211)

«Замужняя женщина, сердце которой принадлежит другому мужчине, в мыслях всегда со своим возлюбленным, но внешне замята обычными домашними хлопотами. Следуйте ее примеру; и в положенное время Кришна освободит вас от мирских забот».

Таким образом Махапрабху, поддержав Рупу Госвами, во время их встречи в Рамакели вдохнул в него и его с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: