Таблица 3.
· Нерешенность проблемы границ с Пакистаном и Китаем. |
· Ядерное противостояниес Пакистаном. |
· Стремительный рост населения. |
· Господство патриархальных отношений на селе. |
· Сепаратистские движения (Джамму и Кашмир, ЗападнаяБенгалия, Тамилнад, Пенджаб). |
· Обеспечение стабильности экономическогороста. |
Индия реализоваласамобытную модель модернизации,которая оказалась весьмаэффективной. С точки зренияобщественно-политическогоразвития,Индияимелауникальные характеристики. Еще в колониальныевременабылизаложеныосновысистемыместногосамоуправления. Заложеныосновыфедерализма, партияИНКимеларазветвленную систему по стране. Все это позволило Индии с моментаобретениянезависимости утвердиться какдемократическомугосударству. Долгоевремяиндийскаядемократияимеласвоиособенности: господство в политическойжизни ИНК исемьиГанди.
В экономическойсфереИндии удалосьизбежатьширокомасштабныхэкспериментов, связанных с радикальнойломкойтрадициой. Индиясохранилаобычныйходжизни, однакоэто не остановилоеепродвижения в сторону прогресса.
Развитие страныимеет и своипроблемы:отношения с Пакистаном, которые переросли в ядерноепротивостояние; стремительныйростнаселения, чтовлечет за собойцелый ряд социально-экономических проблем;сепаратистские и экстремистскиедвижения.
Заключение.
В конце XX в. страна достигла выдающихся успехов в современных сферах высоких технологий, совершила прорыв во многих ключевых отраслях науки, техники и экономики в результате многолетнего напряженного труда своего народа, хорошо выверенных решений, умения найти свое достойное место в мире и проделала большую работу по преобразованию колониальной социально-экономической структуры в государственно-капиталистическую на основе смешанной экономики, содержащей важные элементы социальной защиты населения. Это обеспечило эволюционное, поэтапное развитие, без взрывов и потрясений в стране с крайней социально-экономической отсталостью, огромной безработицей и нищетой большой части населенияМодернизация производства, ускорение темпов экономического роста способствовали повышению жизненного уровня населения страны. С 1951 г. по 2001 г. доход на душу населения увеличился более чем в 2,5 раза, уровень грамотности – более чем в три раза, ожидаемая продолжительность жизни выросла более чем в два раза – с 32,1 г. до 68,6 г. (оценка за 2007г.). При этом в отдельных штатах показатели человеческого развития во многом приблизились к среднеевропейским.
Страна развивалась в условиях демократии.
Главной внешнеполитической задачей независимой Индии было ее становление в качестве одной из ведущих мировых держав. Этой цели служили укрепление ее экономического и политического потенциала на основе достаточно быстрого развития экономики, а также создание мощных вооруженных сил, располагающих ядерным оружием и другой современной военной техникой В начале XXI в. внешнеполитический курс Индии был продолжением и развитием ее традиционной внешней политики. Это обеспечивалось тем, что Индия проводила внешнюю политику и защищала свою безопасность в условиях демократии, а также тем, что ее внешняя политика была, по существу, консенсусной, то есть пользовавшейся поддержкой большинства общества.
С 2006 г. Индия принимала участие в деятельности ШОС (Шанхайской организации сотрудничества)в качестве наблюдателя, наряду с Пакистаном, Ираном и Монголией. Деятельность ШОС на основе решения всех проблем в духе равноправия, взаимного доверия и сотрудничества, а также ненаправленности против других стран открыла перспективы более глубокого понимания и взаимодействия государств, прежде всего Азиатского региона, в результате Индия вошла в группировку, объединившую Бразилию, Россию, Индию и Китай (БРИК). В условиях мирового кризиса страны БРИК совместно выступили с идеей реформирования международной финансовой архитектуры, что получило отражение в саммите 20 крупнейших держав мира в Питтсбурге (сентябрь 2009 г.).
Одним из главных приоритетов индийской внешней политики было улучшение отношений с соседними государствами, укрепление мира и безопасности в Южной Азии. Индийское государство особенно внимательно относилось к настроениям своих 150 млн. мусульман.Индия вела активный диалог с Европейским Союзом и отдельными странами Европы, в том числе с Францией, Германией, Великобританией. в решении таких вопросов, как международный терроризм, глобальный экономический кризис, изменение климата и реформа международных институтов.
Литература
1.Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 7 класса./ Москва: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил.
2. ГОСТ 7.9-95. Межгосударственный стандарт
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования
3. ГОСТ7 7.4 – 95. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения.
4. Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии.Учебник для вузов/Москва: «Дрофа», 2010.-541с.
5. Арбатов А.Г.,БелокреницкийВ.Я.Москаленко В.Р.и др. под ред.А.Г Арбатова, Г. Чуфрина.Ядерное противостояние в Южной Азии. /Москва,Моск.центр Карнеги, 2005.-29с.26см.
6. А.М.Дъяков,Т.Ф.Девяткина, В.В.Балабушевич и др.,отв. редБалабушевич В.В. и Дьяков А.М. Новейшая история Индии./ Москва:Акад.наук СССР, ин-т востоковедения: Издательство восточной литературы, 1959.-757с.
7. Баранов С.А. Сепаратизм в Индии./ Москва: Институт востоковедения РАН, 2003.-240с.
8. Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах./Москва: Институт востоковедения РАН, 2010.-320с.
9. Белокреницкий В.Я., Зайцев И.В., Ульченко Н.Ю.(отв.ред.) Исламский фактор в истории и современности./Москва:, Институт востоковедения РАН, 2011.-605с.
10. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике./Москва: Институт востоковедения РАН, «Международные отношения», 2003.-365 с.
11, Бельский А.Г. Идеология и политика современного индусского коммунизма,Научно-аналитический обзор,// Современные проблемы социального развития и идеологии стран Азии и Африки./Москва: ИНИОН,1984,г, -132,с,
12Болятко А.В., отв. ред., Клименко А.Ф., сост. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития./ Москва: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008.-399с,
13. Брагина Е.А. Реформы 90-х годов и противоречия экономического роста Индии // МохантиАрун, ред. Россия и Индия – стратегические партнеры. /Москва: Международный центр социально-политических исследований, 2002.-30с.
14.Бхатия В. Джавахарлал Неру и становление индийско-советских отношений (1917– 1947)./ Москва: «Мысль», 1989.-220с,
15. Володин А.Г. Буржуазная оппозиция в социально-политической структуре Индии./ Москва: «Наука», 1982.-221с,
15. Ганди Индира. Статьи, речи, интервью./ Москва: «Прогресс», 1975.-432с,
16.Ганди МохандасКарамчанд. Моя жизнь./ Москва.: «Наука», 1969.-612с,
17.Ганковский Ю.В. Народы Пакистана (основные этапы этнической истории)./Москва: АН СССР,Институт народов Азии, 1964.-280с,
18Ганковский Ю.В. Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане. /Москва: АН СССР, 1967.-87с,
19. Ганковский Ю.В. и Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана.АН СССР, Институт народов Азии./ Москва:Изд-во Восточная литература 1961.-382,с,
20 Горячева А.М. Население и экономический рост в Индии. /Москва: «Наука», 1983.-159с,
21. Горячева А.М. Распределение национального дохода и проблема бедности в Индии.АН СССР, Институт востоковедения./ Москва.: «Наука», 1991.-195с,
22. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования,Культовая практика./ Москва: «Наука», 1977.-327с,
23.Датт В.П. Внешняя политика Индии: пер. с англ. /Москва: «Прогресс», 1988.-437с,