Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности.




Нарушения личностного развития (проблемы с поведением, общением) и нарушения психического развития (расстройства со стороны интеллекта, памяти, внимания) находятся в сложной и неоднозначной взаимосвязи. Далеко не всегда личностные проблемы связаны с органическим поражением головного мозга, в ряде случаев даже при выраженных нарушениях психического и личностного развития не удается обнаружить существенных отклонений в ЦНС.

Приступая к изучению причин возникновения отклонений в личностном развитии, следует обратить внимание на ряд концепций, существующих в отечественной и зарубежной психологии. Выделить генетические, физиологические, социальные, биологические причины, вызывающие нарушения развития. Не смотря на множество концепций, на современном этапе усилиями психологов, психиатров, психотерапевтов создается синтезированный, многоплановый подход к диагностике и коррекции нарушений психического и личностного развития. Необходим многоуровневый анализ проблем каждого ребенка, изучение генетической отягощенности, перинатального анамнеза, особенностей микросоциальной среды. Проблемы с поведением, расстройства общения (нарушения личностного развития) и нарушения психического развития находятся в сложной взаимосвязи. Причиной всех нарушений может быть первичное поражение ЦНС, генетические нарушения, метаболические нарушения, но даже современная диагностика не всегда позволяет выявить причину личностных расстройств и интеллектуальных нарушений.

Концепции формирования личностных нарушений:

· Биологически ориентированной психиатрии и психологии личностные и поведенческие нарушения рассматриваются как следствие генетических нарушений (добавочная игрек – хромосома – агрессия, жестокость и т.д.). Поведенческие нарушения в рамках биологической концепции рассматриваются как биологические закономерности (уход из гнезда, осваивание новых территорий).

· Психотерапевтические подходы – результат влияния внутриутробного развития, периодов родов, первого года жизни и влияние социума. Выделение 4 «базовых перинатальных матриц» и образовавшиеся впоследствии внутриличностные конфликты и доминирующие потребности взрослых.

· Психоаналитическая трактовка – нарушения межличностного общения и поведения от подавления влечений.

· Гуманистическая психология – отсутствие и неразвитость положительных эмоциональных отношений, прежде всего с матерью, могут лежать в основе психопатического развития личности.

· Теория патохарактерологического развития (К.Леонгард, А.Е.Личко) акцентуации – это результат сочетания определенной генетической и конституциональной предрасположенности и неблагоприятных условий воспитания и обучения.

· Поведенческий подход (М.Раттер) – личностные нарушения – результат усвоения неправильных поведенческих стереотипов и формирования вредных привычек.

· Трансакционный анализ (Э.Берн) –система межличностных и внутриличностных отношений. (Родитель – Взрослый – Ребенок).

· Нейролингвистическое программирование – искажение коммуникаций членов семьи, рассогласование между словесными и несловесными «высказываниями».

Формированию психопатических черт личности и невротических проявлений способствуют внутрисемейные конфликты, отсутствие одного из родителей, неправильные воспитательные воздействия, изоляция ребенка и т.д.

Нарушения в поведении у детей проявляются в любом возрасте. По данным А.И.Захарова в пятилетнем возрасте около 40% мальчиков и около 30% девочек имеют нарушения поведения У мальчиков чаще повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность, драчливость, конфликтность, неуживчивость. У девочек чаще пугливость, боязливость, эмоциональная лабильность, обидчивость, плаксивость.

Предъявление новых требований при поступлении в школу является новым фактором, формирующим отклонения в личностном развитии.

Дидактогении – (от греч. Поучительный, происхождение) – нарушение психической деятельности ученика, вызванное неправильными воспитательными воздействиями учителя. Заторможенное состояние ребенка – это непроизвольно включенное защитное торможение, необходимое для предотвращения разрушительного для психики воздействия. В дальнейшем такое реагирование закрепляется и распространяется на все ситуации интеллектуальной деятельности, формируется отказ от мыслительной деятельности. В дальнейшем отклонения в развитии личности по невротическому типу. К 10 годам невротические расстройства наблюдаются у 56% мальчиков. В подростковом возрасте процент невротических проявлений снижается, но значительно повышается количество нарушений поведения, что связано с «заменой» невротических вегетативных и моторных симптомов нарушениями поведения.

Т.о. причин возникновения отклонений в психическом и личностном развитии детей достаточно много и это справедливо не только для детей, родившихся с проблемами развития, но и для детей, родившихся здоровыми. Для детей, имеющих отклонения в развитии, роль негативных социальных воздействий носит катастрофический характер.

Необходим многоплановый подход к диагностике и коррекции нарушений психического и личностного развития с учетом генетических данных, перинатального анамнеза, особенностей семейного воспитания, микросоциальной среды.

 

По лекционному материалу следует подготовиться к практическому занятию за 15.04.

Вопросы для подготовки практического занятия:

Доклад: Методические требования к организации и содержанию психолого – педагогического обследования детей с нарушениями развития.

1. Место детской патопсихологии в системе психологических и медицинских наук.

2. Предмет и задачи детской патопсихологии.

3. Принципы построения патопсихологического обследования детей.

4. Методы исследования психических процессов у детей и подростков.

5. Причины отклонений в личностном развитии.

6. Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности.

Подготовка по предложенным вопросам может быть в виде конспекта, реферативного сообщения. Возможно написание эссе по следующим предложенным темам: «Трудно быть школьником», «Формирование личности в неполной семье», «Формирование личности и «спартанское» воспитание», «Психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений?».

Показатели и критерии оценивания конспекта

 

Критерии Показатели Баллы
Качество содержания конспекта Содержание источников отражено полностью. Соответствует структуре конспекта. 0,2 0,2
Форма представления информации Есть признаки преобразования информации (схемы, таблицы, диаграммы и пр.). 0,2
Оформление Соответствует требованиям (в том числе объем конспекта ≤ 1/3 конспектируемого источника). 0,2
Своевременность сдачи Своевременно сдано. 0,2
  ИТОГО:  

Показатели и критерии оценивания доклада

Критерии Показатели Баллы
Качество содержания - соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам; - глубина / полнота рассмотрения темы; - логичность/ структурированность и целостность выступления; - сбалансированность структурных элементов доклада; - отсутствие предметных ошибок; - самостоятельность суждений / владение материалом/ компетентность; - ссылки на информационные ресурсы (интернет-ресурсы, литература). 0,5   0,5 0,5   0,5 0,5 0,5   0,5
Форма представления информации - соблюдение регламента; - речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.); - наглядность / презентабельность. 0,5 0,5     0,5
  ИТОГО:  

 

Показатели и критерии оценивания эссе

Критерии Показатели Баллы
Знание и понимание теоретического материала - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры - используемые понятия строго соответствуют теме - самостоятельность выполнения работы 0,3   0,3 0,3
Анализ и оценка информации - грамотно применяет категории анализа - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации) - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм - дает личную оценку проблеме 0,3 0,3   0,3     0,3     0,3   0,3
Построение суждений - ясность и четкость изложения - логика структурирования доказательств - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией - научный стиль изложения 0,3 0,3 0,3   0,3
Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации - соответствие формальным требованиям 0,3   0,3     0,3   0,2
  ИТОГО:  

 

Литература по патопсихологии.

а)основная литература

1. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. — 162 c. — 2227-8397. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/ 21830.html

2. Дереча Г.И. Личностные расстройства [Электронный ресурс]: учебное пособие для самостоятельной работы студентов факультета клинической психологии ОрГМА/ Дереча Г.И., Егоров Р.С.— Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 46 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/ 21824.— ЭБС «IPRbooks».

3. Николаенко Я.Н. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / Я.Н. Николаенко, Т.А. Колосова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013. — 88 c. — 978-5-8179-0160-3. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/ 29975.html

б) дополнительная литература

1. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества [Электронный ресурс]/ М.И. Воловикова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Институт психологии РАН, 2014.— 320 c.— Режим доступа: https:// www.iprbookshop.ru/ 51946 — ЭБС «IPRbooks».

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика М.,2010- Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/21824.— ЭБС «IPRbooks».

3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н\Д.: Феникс, 2000

 

В.В.Гурьева

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: