Способности бывают общие и специальные.




Информация для тех, кто задания выполняет не вовремя: Оценка будет снижена на балл, если задание будет выполнено на следующий день. Если задержка работы будет более чем на неделю, работа приниматься не будет, будет выставлена 2.

 

 

Лекция (продолжение)

 

«Оценка ваших способностей»

 

Можно сказать, что способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного овладения данной деятельностью.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Почему же люди, даже затрачивая одинаковые усилия в той или иной области, все-таки достигают различных результатов? Иначе говоря, в чем причина неравенства способностей? Различия в способностях нельзя объяснить тем, что те или иные качества передаются от поколения к поколению, от отца к сыну, от сына к внуку, как эстафетная палочка.

Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. такими особенностями строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны. Это означает, что на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности.

Зачем распознавать способности? Сколько бы ни спорили о том, стоит ли изучать способности людей, пригодны ли для этой цели те или иные методы, насколько глубоко можно исследовать индивидуально-психологические особенности человека и т. д., три обстоятельства оказываются несомненными. Способности поддаются изучению. Способности измеряются. Достижения в этом деле начинают использовать для принятия различных кадровых и организационных решений.

Сейчас практически доказаны возможности существенного повышения продуктивности интеллектуального труда за счет расстановки людей в соответствии с их способностями. Эффект от нахождения оптимальной пары “человек – дело” столь велик, что не заметить его могут лишь не желающие видеть. Несмотря на скепсис пессимистов, конкретное социально-психологическое изучение способностей людей прогрессирует и приобретает все более практически оправданный характер. Его результаты становятся частью общего труда ученых, направленного на разработку путей повышения интеллектуального потенциала общества.

Кто-то может сказать: “Какой прок из того, что мы это научились делать? Все равно рано или поздно станет ясно, кто на что способен”. Это утверждение не стоило бы даже обсуждения, если бы его не использовали для дискредитации работ, нацеленных на совершенствование или создание методов диагностики способностей. Но коль скоро это так, придется пояснить: во-первых, способности сами собою очень редко выявляются рано, в основном это происходит поздно; во-вторых, в половине случаев способности распознаются так поздно, что воспользоваться этим знанием практически не удается (жизненные пути избраны, направления детерминированы, усилия растрачены, годы прожиты); в-третьих, в различной социальной среде способности реализуются неодинаково и выявление их глубинных истоков крайне необходимо именно потому, что незнание этого в переломные моменты может “выключить” людей из деятельности в самые ответственные моменты.

Но это еще не все. У исследователей есть достаточные основания считать, что многие люди за свою жизнь вообще не узнают, где лежит наиболее благоприятное поле приложения их усилий.

Существуют специальные тесты для оценки способностей и интересов. В большинстве случаев эти тесты помогут Вам разобраться в себе. Может так случиться, что для выбранной профессии таких тестов нет. Это не означает, что у Вас нет возможности проверить себя. Выше уже говорилось, что существуют общие способности, которые влияют на успешность освоения многих видов деятельности.

Для получения тестовых данных лучше обратиться к специалисту в Центр профориентации или Службу занятости. Там Вам помогут подобрать методики, которые лучше использовать именно в Вашем случае. Кроме того, специалист прокомментирует полученные результаты и ответит на многие вопросы.

Многие считают, что работодателю безразлично, получает ли работающий у него человек удовольствие от выполнения своих обязанностей. “Если у меня есть навыки и умения, необходимые для выполнения данной работы, – рассуждают они, – то этого вполне достаточно, чтобы полностью удовлетворить моего работодателя”. Оказывается, это не так. Огромное внимание уделяется сейчас тому, чтобы человек получал максимальное удовлетворение от своей работы. Его настроение не только влияет на его здоровье и моральный климат в коллективе, но и является важнейшим и необходимым условием роста производительности труда, надежнейшей гарантией от ошибок и упущений, халатности и небрежности, а в конечном итоге - главным залогом процветания фирмы.

Для любой профессии нужны знания и навыки, которые делают возможным выполнение рабочих функций. Естественно, что никто не рождается с умением выполнять ту или иную работу. Для освоения специальности надо учиться. Одним освоение знаний и навыков дается легко, другим – труднее. Про первых говорят: “У них хорошие способности”. Про вторых – “Не тянут”.

!!! Изучение способностей - довольно сложная проблема в психологии. До сих пор ведутся споры о природе способностей, влиянии генов, воспитания, условий их формирования. Тем не менее, многое уже изучено.

· Во-первых, способности обязательно проявляются в деятельности.

· Во-вторых, они требуют развития.

· В-третьих, они определенным образом зависят от врожденных задатков.

ТЕЗИСЫ:

· Даже при наличии природных задатков, человек может никогда не узнать о них, если он не будет заниматься той деятельностью, с которой они связаны.

· Задатки так и не станут способностями, если их не развивать в конкретной деятельности. Кроме того, способности влияют именно на освоение знаний, умений и навыков, а не на успешность выполнения самой работы.

· Профессиональные достижения определяются именно знаниями и навыками, но освоение их зависит от способностей.

· Именно это и заставляет работодателя искать способных работников, а сам человек ищет место, где его способности будут реализованы максимально.

Способности бывают общие и специальные.

Общие способности распространяются на многие виды деятельности, специальные – только на отдельные. Примером общих способностей являются свойства ума (гибкость мышления, эрудиция и т. д.), коммуникативные способности (способность поддержать разговор, открытость и т. д.), эмоциональные свойства (способность к сопереживанию и т. д.).

Специальные способности определяют возможность заниматься специализированными видами деятельности – музыкой, математикой, пилотированием.

Поскольку уровень развития способностей определяет, сколько усилий придется приложить, чтобы добиться определенного успеха, то значение их для успешной профессионализации очень велико. Иногда для понимания своих способностей требуется достаточно много времени.

 

Оценивая свои способности, необходимо быть предельно точным. Определенные выводы вы можете сделать о себе сами. Главное, чтобы эти выводы были сделаны на основе реальных достижений, а не фантазий. Окружающие Вас люди тоже внесут весомый вклад в оценку Ваших способностей. Нужно уметь видеть в словах окружающих факты. Критику надо принимать к сведению (вместо обид и возмущения) и по возможности исправлять ошибки. Похвалу можно воспринимать как стимул к развитию, но относиться к ней надо трезво (проанализируйте ее после того, как улягутся восторги). Если Вас интересует оценка Ваших способностей человеком незаинтересованным, то обратитесь к профконсультантам. Тесты помогут Вам лучше узнать себя, психолог поможет сделать оптимальные выводы.

 

“Изучение психологического облика личности включает три основных вопроса.

· Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

· Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно, встает второй вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности – это сперва только возможности.

· Для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности- третий вопрос. Это вопрос о характере человека”.

 

Каждая профессия выдвигает свои требования к качествам человека. Такие требования могут затрагивать различные стороны: физические данные, психологические особенности, уровень образования и другие.

Для того, чтобы профессия привела Вас к успеху в жизни, вы должны руководствоваться несколькими простыми правилами.

· Во-первых, выбор необходимо строить, исходя из своих интересов. В противном случае Вас поджидают разочарования и скука.

· Во-вторых, надо реально оценить свои способности – ведь именно они определят уровень Ваших успехов.

· В-третьих, надо приложить необходимые усилия для получения базового образования и затем – непрерывно повышать квалификацию в течение всей жизни.

Конечно, что-то будет зависеть и от других факторов, но без этих трех профессиональных достижений просто не будет.

Таким образом, началом вашего пути в процессе выбора профессии и (если она уже выбрана) типа профессиональной карьеры должно стать познание своих особенностей и возможностей и выработка цели Вашего профессионального развития. Далее необходимо наметить промежуточные ориентиры своего профессионального роста.

Помните, что к одной и той же цели можно прийти разными “маршрутами”, но на любом из них надо пытаться действовать (пробовать себя в различных профессиональных ролях, “погружаться в специальность” и т. д.).

Самым важным результатом на этом пути будет приобретение вами практического опыта: опыта индивидуального труда, опыта организации и руководства другими, опыта “работы в команде” и т. д. Это именно то, что так ценится сегодня на рынке труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: