Семинар 1
Социально – психологическая сущность брака и семьи
1. Проанализировать понятия "брак" и "семья" в различных социальных науках.
2. Психологические задачи брака (по статье Валлерстайна)
3. Понятие о человекоцентированной и социоцентированной семье
4. Тенденции развития современной семьи.
5. Функции современной семьи
Задания к семинару
1. Подберите пословицы и поговорки, цитаты, раскрывающие значение семьи для личности и общества
2. Проиллюстрируйте исторические формы брака и семьи, используя примеры из художественной литературы
3. Приведите факты из периодической печати, характеризующие особенности современной белорусской семьи
Семинар 2
Методологические основы психодинамического подхода к семье
1. Структура личности. Стадии психосексуального развития личности
(З. Фрейд)
2. Типология личности в современном психоанализе
3. Понятие об объектных отношениях
4. Сущность психодинамического подхода к семье
5. Механизмы переноса модели родительской семьи: идентификация, проекция, проективная идентификация (определения и примеры)
Задания для УСРС
1.Конспект первоисточников К. Юнг: психологические основы брака («Брак как психологическое взаимоотношение») и "Анима и анимус"
2. Сущность объектных отношений. (О. Кернберг)
Семинар 3
Бихевиористический подход к семье
1. Понятие о детерминантах личностного поведения в бихевиоризме и необихевиоризме как методологическая основа бихевиористического подхода к семье
2. Причины супружеских дисгармоний и пути их устранения в бихевиористической парадигме
Задание УСРС
Анализ статьи Эллис А., Драйден У. Природа нарушений интимных взаимоотношений. / Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии – СПб.: «Речь» 2002. С.135 – 141
Рационально–эмотивный подход к семье
1. Сущность рационально-эмотивного подхода в объяснении возникновения семейных проблем
2. Роль супружеских и семейных мифов в функционировании семьи
Семинар 4
Психологический анализ любви
1. Теории любви
2. Типологии любви и структура любовных переживаний
3. Любовь в супружеских отношениях
Задание УСРС
1. Теория любви Эриха Фромма (по работе Фромм Э. Искусство любить: Исследование любви. М., 1991)
2. Анализ психоаналитических теорий любви по работам: Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. М., 2000. Гл. 1 – 4. С. 13 – 89;
3. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Пер. с нем. С. С. Панкова. СПб., 1998. Гл. 4. С. 31 – 55
Семинар 5
Супружеские дисгармонии
1. Причины и типологии супружеских конфликтов
2. Способы разрешения супружеских конфликтов (супружеская тактика, конструктивный спор)
3. Причины и последствия супружеских измен
4. К. Витакер о супружеских изменах
Психология развода
1. Причины и стадии развода
2. Последствия развода для взрослых и детей
Задание:
Конспект первоисточников: Витакер, Минухин, Адлер
Семинар 6
Детско-родительские отношения в семье
1. Психология материнства
2. Психологическое сопровождение беременности и родов
3. Особенности отцовской любви к детям
4. Приемные дети в семье
5. Проблемы социальных сирот
Задание:
Конспект первоисточников: Роджерс, Хорни
Адлер А. Понять природу человека. Мужское и женское начало. - СПб., 1977. - С. 106 – 130.
Задание 1: А. Адлер: различия психологии мужчин и женщин
Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М., 1998. - Гл. 2. - С. 70 – 102.
Задание 1: Стили брака. Стадии развития брака в теории К. Витакера
Задание 2: Диалектика брака в теории К. Витакера
Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. - М., 2000. - Гл. 1 – 4. - С. 13 – 89.
Задание 1: Биологические и психосексуальные факторы сексуальности.
Задание 2: Природа эротического желания и его характеристики.
Задание 3: Компоненты зрелой сексуальной любви.
Задание 4: Природа различий и отклонений в зрелой сексуальной любви мужчин и женщин. Способность к зрелой сексуальной любви
Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. / Пер. с нем. С. С. Панкова. - СПб., 1998. - Гл. 4. - С. 31 – 55.
Задание 1: Психоаналитические теории любви
Задание 2: Природа ревности: психоаналитические воззрения
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998. - С. 17 – 33, 56 – 67.
Задание 1: Подсистемы семьи. Динамика развития семейной системы.
Задание 2: Основные формы семьи и их функциональные особенности в теории С.Минухина
Роджерс, К. Нити постоянства и развития / К.Роджерс // Психология супружеских отношений. – М.: «Эксмо», 2000. - С. 249 – 263
Фромм Э. Искусство любить: Исследование любви. - М., 1991.
Задание 1: Природы любви: иметь или быть?
Задание 2: Любовь между родителями и детьми
Задание 3: Типология любви в теории Э. Фромма
Хорни К. Женская психология. - М., 1993. - Т. 1.
Невротическая потребность в любви. - С. 209 – 221.
Задание: Основные проявления и истинная природа невротической потребности в любви