Общие методические положения по организации вокально-хоровой работы со школьниками на уроках музыки.




Целью в организации вокально-певческой работы на первом этапе знакомства детей с вокально-хоровым искусством является развитие физиологической и психологической основы певческой культуры юного исполнителя. Поэтому педагогически целесообразным считается слушание детьми голоса учителя. А. Н. Карасев в этой связи полагал, что первый способ знакомств с музыкальным материалом есть слушание других, и это слушание, смотря по тому, как поют, должно иметь влияние и на будущее музыкальное развитие ребенка. В основе подобного овладения певческой культурой лежит предрасположенность детей к подражанию. Слушая голос учителя и звучание фортепиано (хорошо настроенного!), дети постепенно вырабатывают устойчивость слухового внимания. Как подметили немецкие исследователи: если глаз активно реагирует на чувственный раздражитель благодаря сложной игре глазных мышц, то ухо подобными мышцами не обладает, его активная сторона — гортань, весьма тонко воспроизводящая услышанное.

Уже на первом занятии с детьми учителю надлежит в игровой форме провести диагностику уровня развития музыкального слуха и певческих данных учащихся и на основании полученных результатов наметить три интонационные группы дифференцированного обучения пению. Первая интонационная группа - дети с диапазоном не менее сексты (ре-си), интонирующие мелодию без поддержки инструмента, поющие звонким, естественным звуком. Вторам инто­национная группа — дети с несколько суженным диапазоном, нестабильной интонацией. К третьей группе можно отнести «гудошников». Г. С. Ригина пред­лагала разместить детей в классе следующим образом: третью группу посадить на первые парты, вторую группу — за ними, учащихся первой группы — на задние парты.

По мнению Н. Д. Орловой и Ю. Б. Алиева, сажать неверно интонирующих детей лучше всего ближе к учителю: во-первых, потому, что отстающие будут сзади себя слышать правильное пение, а во-вторых, учителю легче следить за их развитием.

Причины плохой интонации могут быть следующие: нелюбовь к пению, стеснительность, апатия или, наоборот, чрезмерная активность, отсутствие ко­ординации слуха и голоса, заболевание голосовых связок, физиологические расстройства слухового аппарата, слабость слухового внимания, мышечная зажатость. В том случае, если причины не связаны с физической патологией, для многих учащихся проблема чистого интонирования, как правило, вполне раз­решима при условии систематичности занятий и постоянства педагогического контроля.

Но ошибочно думать, что внимание учителя будет посвящено в основном плохо интонирующим детям. Дифференцированное обучение предполагает ак­тивизацию хорошо поющих детей посредством привлечения их к показу пра­вильного пения.

С первого же урока учащиеся знакомятся с основными дирижерскими жес­тами, показывающими ауфтакт (внимание, дыхание), вступление и окончание пения (снятие). Можно в образной форме сравнить каждый жест, например, с сигналом светофора: вынесенная вперед рука учителя (жёлтый свет — «внима­ние»), вступление (зелёный свет — «поём»), снятие (красный свет — «мол­чим»).

Приступая к пению, дети знакомятся с вокально-певческой установкой. Учи­тель поясняет, что при пении сидеть нужно ровно, не горбиться и не вытяги­вать ноги.

Объясняя малышам механизм дыхания, можно предложить им поставить руки на пояс, бесшумно набрать в легкие воздухи и на мгновение «закрыть дыхание на ключик». Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания рекомендуется такой приём: по руке дирижёра, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции («верхней точке»), задерживают дыхание и, наконец, при движении руки дирижёра вниз (к «нижней точке») производят выдох. Можно предложить детям произнести на выдохе какую-нибудь считалочку. Упражнение способствует развитию способности экономно рас­ходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и притом наилучшего качества». При этом не следует чрезмерно наполнять лёгкие воздухом (уместно сравнение с вдыханием аромата цветка).

Ввиду поверхностного и короткого дыхания дети часто делают вдох и в середине слова или музыкальной фразы, что в хоровом исполнительстве недопустимо.

Постепенно вводятся понятия «купола» (как средства, способствующего объёмности звучания), ансамбля (как умения петь слаженно и дружно), строя (как умения слушать и слышать своё пение и звучание всего хора), звукообразования. Хормейстер детского хора Л. М. Абелян с учётом специфики младшего школьного возраста в этой связи объясняла значимость навыка звукообразования следующим образом: «Для того чтобы научиться петь, надо уметь отличать красивое пение от некрасивого. Ваши уши — это контролеры. Они определяют - правильно или неправильно поют песню. Следи, чтобы во время пения рот былокруглым, как будто ты держишь во рту небольшую сливу. Мышцы лица не напрягай. Открывай рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываешь рот в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука, и он как бы расправляется, встаёт во весь свой рост (ведь недаром в концертных залах высокий потолок). Ни при вдохе, ни при выдохе не толкай звук. Представь, если ты толчком поставишь на стол стакан с молоком, — оно прольётся. Так и звук — он сразу "расплещется"».

Формируя представления младших школьников о правильной артикуляции, учитель постепенно, из урока в урок, добивается свободы певческого аппарата, собранности губ при пении гласных и и ю, округлости звучания гласной Я, близкой по формообразованию гласной ё.

Важным практическим советом является рекомендация известного хормейстера В. С. Попова, предлагающего очередность формирования гласных:

1) сначала следует больше использовать гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льется непринужденно, отсутствует носовой призвук, предпочтительна гласная у;

2) йотированная гласная ю используется с целью выработки высокой позиции, мягкости звучания;

3) гласные о, е — с целью округлого, красивого звучания;

4) гласная и — с целью нахождения яркого звучания и мобилизации голосового аппарата;

5) в последнюю очередь отрабатываются гласные а и е, при их звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык, который может вызвать ненужное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта, особенно на звуке [а], снижает активность дыхания и голосовых связок.

Необходимо также с первых уроков обращать внимание детей на чёткость дикции в пении, по значимости равную четкости актёрской дикции в театре. Формируя у детей этот навык, можно использовать с целью активизации работы артикуляционного аппарата прием произнесения текста песни шепотом - «по секрету», но так, чтобы слышно было каждое слово. При пении излишние утрированные движения губ снимаются, но сохраняется чёткость и ясность произношения текста.

Для развития у детей навыка высокой певческой позиции полезно проговаривать текст песни, либо отдельные фразы голосом героев любимых мультфильмов или сказочных персонажей, а затем пытаться сохранить те же самые ощу­щения в пении. Также рекомендуется пение песен с нисходящим движением мелодии.

Дальнейшая работа учителя строится на закреплении приобретенных навыков и последующем развитии певческого аппарата, в частности расширении диапазона голоса. В силу роста организма в тембре младших школьников второ­го и третьего года обучения появляется звонкость. Певческое дыхание стано­вится более протяженным, слуховой контроль — более активным. С учётом вышеуказанных позитивных изменений в певческом развитии младших школьни­ков учитель вправе обращаться к произведениям с более широким диапазоном, более объёмными фразами, с элементами двухголосия. Наряду с пением по слуху целесообразно вводить пение по нотам, и в этом случае основными критериями правильного пения по-прежнему остаются такие характеристики зву­ка, как естественность, «серебристость», полётность.

Однако при всей важности работы над техникой хорового исполнительства она не должна стать самоцелью, ибо пение изначально было проявлением со­стояния души. И в этой связи заслуживает внимания позиция Л. В. Горюновой: «Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок "выплескивал" своё со­стояние, субъективно "проживал" своё настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя».

Работа с детьми среднего школьного возраста строится с учётом принципа преемственности в организации вокально-хорового воспитания, Задачей учителя является:

• углубление интереса к хоровому искусству;

• дальнейшее становление эстетического вкуса средствами певческого ис­кусства;

• совершенствование представления о культуре звука;

• расширение вокальных возможностей детского голосового аппарата (увеличение диапазона голосов, продолжительности певческого выдоха, усиление насыщенности звучания, выявление тембровой индивидуальности);

• развитие ладового, звуковысотного, гармонического, ритмического, динамического слуха учащихся.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: