Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
5. Участие в реализации плана профориентационной работы с обучающимися Центра занятости.
Примерный перечень формируемых знаний и умений:
- Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
- Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Программа способствует реализации задач формирования успешности подростков, подготовке их к взрослой жизни, умению решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Требования к результатам освоения.
1. Изучение своих психофизиологических особенностей личности учащимися с целью определения пригодности к той или иной профессиональной деятельности
2. Повышение качества знаний девятиклассников, успешность участия в государственной (итоговой) аттестации в условиях апробации построения независимой системы оценки качества образования.
3. Обученность учащихся 9-х классов способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности.
4. Осознанность выбора дальнейшего профилизирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.
Оценка эффективности реализации программы
«Предпрофильная подготовка».
1. Выраженность готовности обучающихся 9-х классов к выбору дальнейшего обучения в профильном классе старшей школы или в профессиональном учебном заведении.
2. Информированность обучающихся 9-х классов о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.
3. Сформированность у учащихся 9-х классов навыков самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении.
4. Успешная сдача экзаменов по выбору учащихся 9-х классов.
5. Укомплектованность 10-х классов в соответствии с выбором учащихся и их родителей, с учётом образовательного рейтинга выпускников школы.
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема | Количество часов | Форма занятия |
1. | Самоопределение личности | ||
2. | Самовоспитание личности | ||
3. | Сферы самоопределения. Ученическое самоопределение | ||
4. | Сферы самоопределения. Профессиональное самоопределение | ||
5. | Сферы самоопределения. Социальное самоопределение | ||
6. | Сферы самоопределения. Духовное самоопределение | ||
7. | Сферы самоопределения. Жизненное самоопределение | ||
Всего |
Содержание курса