Алгоритм постановки реакции агглютинации на стекле (ОРА)




Ориентировочная карта основ действий

Практического занятия

Тема: «Иммунобиологические методы исследования. Реакция агглютинации, реакция латекс-агглютинации»

План:

1. Дать понятие об иммунобиологических методах исследования:

-серодиагностика;

-сероидентификация;

-диагностические препараты: диагностические сыворотки и диагностикумы.

2. Научить учащихся подготовке посуды и ингредиентов для серологических реакций.

3. Обучить постановке ориентировочной реакции агглютинации на стекле, развернутой реакции агглютинации в пробирках.

4. Изучить реакцию латекс-агглютинации

Самостоятельная работа:

Задание № 1.

Ознакомьтесь с инструкцией для проведения практического занятия.

Задание № 2.

Изучите основные понятия темы.

Иммунобиологический или серологический метод диагностики - это метод, используемый для выявления титра (концентрации) антител в сыворотке крови (серодиагностика) и обнаружения антигенов в биологических жидкостях (сероидентификация). В основе иммунологического метода лежат серологические реакции- реакции взаимодействия между соответствующими антителами и антигенами.

Для проведения серологических реакций используют: диагностические иммунные сыворотки и диагностикумы.Иммунные сыворотки готовят из крови людей или животных, иммунизированных определенным антигеном, которые лиофилизируют и указывают их титр. Сухую сыворотку растворяют в дистиллированной воде до первоначального объема.

Виды сывороток:

а) Нативные (неадсорбированные)- неспецифичны, способны давать перекрестные реакции;

б) Адсорбированные - строго специфичны - реагируют только с гомологичным антителом;

в) Агглютинирующие - используются только для реакций агглютинации;

г) Преципитирующие - используются только для реакций преципитации;

д) Моновалентные - состоят из одного вида антител;

е) Поливалентные - содержат в своем составе несколько типов антител.

В качестве диагностикумов применяют взвеси живых или убитых микробов, фракции микробных клеток, токсины бактерий.

Задание № 3.

Изучите основные требования, предъявляемые к посуде и компонентам, используемым в серологическом методе исследования.

1. Посуда для серологических реакций должна быть чистой и сухой, стерилизация для нее необязательна.

Пробирки, пипетки не следует помещать в растворы дезинфицирующих веществ, кислот и щелочей. Стекло кипятят в простой воде, а пипетки затем просушивают этиловым спиртом и эфиром.

2. Для серологического исследования кровь (у обследуемого) берут натощак (во избежание мутноватости сыворотки, т. е. хилезности) из локтевой вены или уколом из пальца.

При взятии крови необходимо соблюдать правила асептики: 5-6 мл. крови берут в стерильную пробирку (лучше центрифужную), которую тотчас после взятия ставят на 1, 5 - 1 час в термостат при 37ºС. Образовавшийся кровяной сгусток отделяют от стенок стеклянной палочкой, после чего ставят на 18-20 часов при 4ºС (в холодильник) или центрифугируют. Полученную сыворотку переносят в другую стеклянную пробирку при помощи пипетки. Сыворотка может оставаться на сгустке не более 48 часов после взятия крови, чистая сыворотка может храниться в стерильных условиях при температуре 4 - 10ºС до 1 месяца.

Второй способ получения сыворотки крови - это центрифугирование крови в центрифуге.

3. Любая серологическая реакция ставится в определенном объеме, все компоненты, участвующие в серологических реакциях, берутся в рабочих дозах (т.е. заранее разводятся) и в равных объемах.

4. Необходимо строго соблюдать последовательность внесения ингредиентов, участвующих в серологических реакциях, а также условия, обеспечивающие взаимодействие Аг и Ат.

5. На каждый из компонентов, участвующих в серологических реакциях, ставится контроль.

6. Учет любой серологической реакции начинают с проверки достоверности результатов в контролях

7. При серодиагностике серологические реакции с сывороткой крови одного обследуемого ставят 2 раза с интервалом в 7-10 дней, в динамике должно отмечаться нарастание титра антител в положительном случае. Только тогда диагноз заболевания считается правильным.

Задание № 4.

Изучите схему постановки реакции агглютинации на стекле. Поставьте ОРА.

РА - это склеивание частиц антигена под воздействием специфических к ним антител в присутствии электролитов с образованием видимого осадка-агглютината (т.е. комплекса Аг+Ат).

Алгоритм постановки реакции агглютинации на стекле (ОРА)

1. На обезжиренное предметное стекло нанесите пипеткой 2 капли специфической адсорбированной агглютинирующей сыворотки и 1 каплю ИХН (изотонического раствора хлорида натрия).

Примечание:

а) Агглютинирующие адсорбированные сыворотки для постановки РА на стекле не, разводят, а только растворяют (если они были сухие).

б) Неадсорбированные агглютинирующие сыворотки предварительно разводят в соотношении 1:50-1:100.

в) Капли вносятся так, что бы между ними было расстояние.

 

2. Культуру петлей (или пипеткой) внесите в каплю физиологического раствора («КА») и в одну из капель сыворотки («0»). Капля сыворотки, в которую не внесена культура, является «КС».

 

3.Реакция протекает при комнатной температуре в течение 1-3 минут.

Внимание!

- Нельзя переносить культуру из сыворотки в каплю с ИХН.

- Культуру петлей тщательно растирают на стекле на границе с каплей, а потом вносят в каплю.

 

Задание № 5. Учтите реакцию агглютинации на стекле.

«КС» должен оставаться прозрачным, а в «КА» должна наблюдаться равномерная муть. Если в капле, где культура смешанна с сывороткой, появляются хлопья агглютинина на фоне прозрачной жидкости, то результат реакции считают положительным. Положительный результат РА свидетельствуют о гомологичности (соответствии друг другу) АГ и АТ. При отрицательном результате реакции в капле «О» будет равномерная муть, как в капле «КА», что свидетельствует о несоответствии Аг и Ат.

Примечание:

1. Реакция видна отчетливее, если ее рассматривать на темном фоне в проходящем свете.

2. При ее изучении можно пользоваться лупой.

Результат (схема):

«О» «КС» «КА»

 

«+» капля прозрачна равномерная муть

Результат: реакция агглютинации с поливалентной агглютинирующей эшерихиозной ОКА сывороткой положительна.

Заключение: Выделены Esсherichia coli

Задание №6. Изучите схему постановки развернутой реакций агглютинации (РРА)

 

Ингредиенты, мл Пробирки
Опытные пробирки. Разведение сыворотки Контроли
1:100 1:200 1:400 1:800 1:1600 сыво- ротки анти- гена
Изотонический раствор, мл 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0
Сыворотка1:50, мл 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 -
Диагностикум, капли 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2   1-2
Инкубация в термостате при t=370С. Предварительный учет через 2 часа. Окончательный – спустя 18-12 часов(при комнатной температуре)
Учет результатов             прозрачна    
                       

Примечание. Стрелки указывают перенос жидкости из пробирки в пробирку; из 5-й пробирки и пробирки контроля сыворотки 1,0 мл выливают в дезинфицирующий раствор.

 

Задание №7. Учтите результат РРА

Контроль сыворотки должен быть прозрачным, в контроле антигена должна наблюдаться равномерная муть;

В опыте, если сыворотка гомологична антигенам диагностикума, то образует­ся осадок в виде «зонтика», а жидкость над осадком прозрачна. Если антитела сыворотки и антигены диагностикума негомологичны, то появляется осадок в виде «пуговки». Титр сыворотки — это ее максимальное разведение, в котором еще происходит агглю­тинация.

Интенсивность реакции выражают следующим образом:

++++ все клетки осели, жидкость в пробирке совершенно прозрачна. Результат реакции резко положительный.

+++ осадок меньше, нет полного просветления жидкости. Результат реакции положительный.

++ осадок еще меньше, жидкость мутная. Результат реакции слабо положительный.

+ незначительный осадок, жидкость мутная. Сомнительный результат реакции.

- осадка нет, жидкость равномерно мутная, как в контроле антигена. Отрицательный результат реакции.

В приведенном примере максимальный титр равен 1:200.

Заключение: Титр сыворотки в реакции агглютинации с эшерихиозным К- диагностикумом равен 1:200

 

 

Задание №8.

Изучите принцип постановки реакции латекс - агглютинации.

Латекс-агглютинация — реакция пассивной агглютинации, при которой частицы латекса, нагруженные антигеном (белками, полисахаридами, гаптенами), агглютинируются специфическими антителами. Частицы полистирольного латекса здесь играют роль носителей антигена и являются «мостиками» между молекулами антител.

Это экспресс - метод диагностики широкого спектра заболеваний. Представлен иммунодиагностикумом на основе модифицированного полистирольного латекса, содержащего балластный белок (казеин коровьего молока) для насыщения вакантных центров связывания. Данный иммунодиагностикум характеризуется пролонгированным сроком годности и высокой чувствительностью, позволяющей проводить определения в разбавленных пробах, что препятствует возникновению неспецифической агглютинации и обеспечивает получение достоверных результатов.

Внимание: основным условием успешной постановки ЛАГ является строгое соблюдение количественных соотношений компонентов системы.

В опытной капле к 50 мкл исследуемого материала (сыворотки обследуемого) добавляют 10 мкл латекс-препарата, сенсибилизированного антигенами.

«О» «К+» «К-»

 

Специфичность ЛАГ контролируют с помощью трех контрольных тестов, содержащихся в коммерческих тест-системах: заведомо положительный контроль, заведомо отрицательный контроль.

Учет результатов: К+- агглютинация; К-- равномерная муть; ОП- агглютинация или ее отсутствие. При положительном результате реакции образуются мелкие, но хорошо видимые невооруженным глазом агглютинаты.

Перечень умений и навыков, подлежащих усвоению и закреплению на занятии:

1. Забор, доставка, регистрация, хранение и утилизация инфицированного материала

2. Проведение подготовки исследуемого материала, посуды, инструмента для микробиологического исследования

3. Соблюдение правил противопожарной безопасности в бактериологической лаборатории.

4. Соблюдение правил санитарно- гигиенического и противоэпидемического режима в бактериологической лаборатории

5.Постановка реакций агглютинации, интерпретация полученных результатов.

Вопросы для закрепления

1. Что называют серологическими свойствами бактерий?

2. С помощью каких методов выявляют эти свойства?

3. Какие серологические реакции вы знаете?

4. Расскажите о правилах сбора крови для получения сыворотки.

5.Каковы способы получения сыворотки крови?

6. Какие виды сывороток вы знаете?

7. Какие сыворотки называют моно- и поливалентными?

8. Какие сыворотки называют адсорбированными и неадсорбированными?

9. Перечислите основные компоненты для проведения ОРА.

10.Расскажите о технике проведения ОРА.

11. Как учитывают результаты ОРА?

12. Перечислите основные компоненты для проведения РРА

13. Расскажите о технике проведения РРА.

14. Как учитывают результаты РРА?

15. Перечислите основные компоненты для проведения ЛАГ.

16. Расскажите о технике проведения ЛАГ.

17. Каковы принципы учета результатов ЛАГ?

Домашнее задание: Учебник Ф.К. Черкес, с. 198-205.

Учебник С.А. Павловича,с.228-232

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: